В Новосибирске, точнее в Новониколаевске автобус, как городской транспорт появился первый. Но его путь был нелегким. Если у трамвая в Новосибирске в 1934 году и у троллейбуса в 1957 году были удачные старты, то у новосибирского автобуса было очень много фальстартов. И вот сегодня рассказ о самом первом шаге автобуса в Новосибирске. И это будет 1923 год.
Кстати, в Новосибирске кроме дураков и дорог, есть еще одна живучая проблема: перевозчиков и пассажиров. И вот эта история началась именно вот с этих четырех составляющих: дураков, дорог, перевозчиков и недовольных пассажиров. Но обо всем по порядку.
Какая ситуация была в Новониколаевске в 1923 году с транспортом и пассажирами? Городских жителей было 76000 человек. В городе было 20 автомобилей, все они были импортного производства. Общая протяженность улиц была 200 верст, из них только вымощены брусчаткой только 10 улиц, и то они находились в основном в центре. Передвигались горожане в основном на подводах, да на извозчиках. Весна и осень было проклятием для извозчиков. По центру передвигались без проблем, а если нужно было вести пассажира куда-нибудь в Закаменский район, то была большая вероятность застрять в уличной грязи. На этих улицах извозчикам частенько помогала детвора, за небольшую копеечку от извозчика помогали вытолкать повозку навалившись всей гурьбой.
К тому времени Новониколаевск уже становился центром губернии, и руководство города понимало, что без общественного транспорта уже не обойтись. Принято было решение о запуске городского автобуса. В начале 1923 года в город привезли три старых американских грузовика White TAD. И было принято переоборудовать их в городские автобусы. Почему именно эту марку выбрали городские власти Новониколаевска?
Во время Первой Мировой войны Россия закупила большое количество этих грузовиков для нужд армии. Грузовик оказался неприхотливым, его было легко эксплуатировать и ремонтировать. Выполнял самые различные функции подвоз провизии, перевозка личного состава, использовался в артиллерии для перевозки пушек. Пригодился он и во время Гражданской войны. После ее окончания по всей территории России оказались брошенными большое количество этих грузовиков. Советское правительство решило, что пропадать такой технике нельзя и она должна поработать на молодую советскую республику.
Советским правительством был издан приказ собрать все разбитые и брошенные грузовики "Уайт", а также детали, рамы, колеса и доставить все на Казенный завод военных самоходов в Подмосковье. Приходила техника просто в плачевном состоянии. Еще больше она страдала при погрузке на вагоны в регионах, ибо относились к разбитым грузовикам как к металлолому. Принято было решение из груды поступающего металла восстанавливать грузовики, которые получили название «Уайт-АМО».
В 1922 году в городе Родники Ивановской области грузовики "Уайт" стали переоборудовать в автобусы. На грузовики устанавливался кузов "Торпедо". Руководил процессом художник и конструктор Иван Федорович Герман. Правда из-за компоновки салона они получили название "автомобус" (гибрид грузовика - легкого автомобиля - городского автобуса). Количество пассажиров - 12 человек. В результате такой переделки автомобус имел 8 дверей. Первые экземпляры нового для Советской России транспорта были опробованы в Москве и результаты теста на городских улицах получили отличные отзывы.
В 1923 году два грузовика "Уайт" приняли участие во Всероссийском испытательном пробеге Москва — Вышний Волочек — Москва. И это были единственные автомобили, которые прошли весь пробег без штрафных очков. Руководством Советской России было рекомендовано использовать опыт переоборудования грузовиков "Уайт" для организации городского автобусного движения в регионах. Таким образом в Новониколаевск прибыли три старых американских грузовика, которые в течении полугода были переоборудованы в автомобусы.
Для этой цели в Новониколаевске был организован гараж, в котором трудились 11 человек. Водители, механики, заправщики и сторож. Причем в обязанности заправщика входило не только заправлять автомобус бензином, но также наполнять карбидом фары и заправлять задний фонарь керосином. Переоборудование грузовиков "Уайт" обошлись коммунальному отделу в 12000 рублей. Но деньги быстро отбились, потому три автобуса приносили по 8000 рублей выручки каждый день.
Маршрут первого автобуса Новониколаевска был такой: Вокзал — Базарная площадь — Закаменка. То есть если говорить современным языком Вокзал Новосибирск-Главный - Площадь Ленина - ГПНТБ. Точного расписания не было. Именно с первых дней жизни новосибирского автобуса родилась эта привычка - автобус не тронется, пока не заполниться салон (современные пассажиры на остановках Площадь Калинина, Метро Речной вокзал, Площадь Карла Маркса поймут...). Но в большинстве своем салон всегда был переполнен. Вместо 12 человек набивалось до 20 пассажиров. Багаж был размещен на крыше автобуса. Поэтому в час пик автобус до Закаменки напоминал какой экспресс из Бангладеш в Бирму.
Проезд в первом Новониколаевском автобусе был достаточно дорогой для того времени. Он стоил 10 рублей (средняя заработная плата была в 1923 году 280 рублей), поэтому основными пассажирами были базарные торговцы и спекулянты с вещевых рынков.
В начале статьи я упомянул про конфликт перевозчиков и пассажиров, именно с этого началась история новосибирского автобуса. Остановки были оснащены не в очень удобных для пассажиров местах. Многие просили остановиться в определенном месте, а водитель автобуса наотрез отказывался это делать. - Не положено!!!
И продолжать гнать по улицам Новониколаевска постоянно нажимая на грушу клаксона с левой стороны, разгоняя пешеходов, бродячих собак и извозчиков.
Первые автобусы "Уайт" в Новониколаевске запустили в начале лета 1923 года, и нечего не предвещало беды, пока не начались дожди... Автобусы просто вязли и буксовали на городских улицах. Когда наступила осень стало понятно что регулярная эксплуатация "Уайтов" просто невозможна. Поэтому в последующие три года первые городские автобусы работали на линии только в летнее время.
Кроме того, учитывая что автобусы "Уайт" были переоборудованы из грузовиков с большим пробегом, они постоянно ломались на линии. Горожане были сильно разочарованы первыми автобусами и стали мечтать о новых автобусах марки "Форд" или "Рено" которые уже работали в Москве и Петрограде. Первый опыт организации городского автобусного движения в Новониколаевске оказался не очень удачным. Настало время второй страницы этой истории и она опять будет американской. Ибо там присутствует уже марка "Додж". Но об этом в следующий раз. А грузовики "Уайт" работали на городских маршрутах Новосибирска до конца лета 1926 года и затем были списаны с учета коммунального управления...