Найти тему
Новосибирский Журнал

Новосибирские вечера. Вечер 20. Американская трагедия первого новосибирского автобуса (1923 год)

В Новосибирске, точнее в Новониколаевске автобус, как городской транспорт появился первый. Но его путь был нелегким. Если у трамвая в Новосибирске в 1934 году и у троллейбуса в 1957 году были удачные старты, то у новосибирского автобуса было очень много фальстартов. И вот сегодня рассказ о самом первом шаге автобуса в Новосибирске. И это будет 1923 год.

Кстати, в Новосибирске кроме дураков и дорог, есть еще одна живучая проблема: перевозчиков и пассажиров. И вот эта история началась именно вот с этих четырех составляющих: дураков, дорог, перевозчиков и недовольных пассажиров. Но обо всем по порядку.

В 1923 году так выглядела центральная площадь Новониколаевска (с 1925 года - Новосибирск). Базарная площадь, потом Новобазарная площадь, в 1923 году Площадь Жертв Революции, сегодня Площадь имени Ленина.
В 1923 году так выглядела центральная площадь Новониколаевска (с 1925 года - Новосибирск). Базарная площадь, потом Новобазарная площадь, в 1923 году Площадь Жертв Революции, сегодня Площадь имени Ленина.

Какая ситуация была в Новониколаевске в 1923 году с транспортом и пассажирами? Городских жителей было 76000 человек. В городе было 20 автомобилей, все они были импортного производства. Общая протяженность улиц была 200 верст, из них только вымощены брусчаткой только 10 улиц, и то они находились в основном в центре. Передвигались горожане в основном на подводах, да на извозчиках. Весна и осень было проклятием для извозчиков. По центру передвигались без проблем, а если нужно было вести пассажира куда-нибудь в Закаменский район, то была большая вероятность застрять в уличной грязи. На этих улицах извозчикам частенько помогала детвора, за небольшую копеечку от извозчика помогали вытолкать повозку навалившись всей гурьбой.

К тому времени Новониколаевск уже становился центром губернии, и руководство города понимало, что без общественного транспорта уже не обойтись. Принято было решение о запуске городского автобуса. В начале 1923 года в город привезли три старых американских грузовика White TAD. И было принято переоборудовать их в городские автобусы. Почему именно эту марку выбрали городские власти Новониколаевска?

-3

Во время Первой Мировой войны Россия закупила большое количество этих грузовиков для нужд армии. Грузовик оказался неприхотливым, его было легко эксплуатировать и ремонтировать. Выполнял самые различные функции подвоз провизии, перевозка личного состава, использовался в артиллерии для перевозки пушек. Пригодился он и во время Гражданской войны. После ее окончания по всей территории России оказались брошенными большое количество этих грузовиков. Советское правительство решило, что пропадать такой технике нельзя и она должна поработать на молодую советскую республику.

Обратите внимание на интересную деталь у этого грузовика - роль бампера спереди выполняет передняя часть U-образной рамы автомобиля.
Обратите внимание на интересную деталь у этого грузовика - роль бампера спереди выполняет передняя часть U-образной рамы автомобиля.

Советским правительством был издан приказ собрать все разбитые и брошенные грузовики "Уайт", а также детали, рамы, колеса и доставить все на Казенный завод военных самоходов в Подмосковье. Приходила техника просто в плачевном состоянии. Еще больше она страдала при погрузке на вагоны в регионах, ибо относились к разбитым грузовикам как к металлолому. Принято было решение из груды поступающего металла восстанавливать грузовики, которые получили название «Уайт-АМО».

-5

В 1922 году в городе Родники Ивановской области грузовики "Уайт" стали переоборудовать в автобусы. На грузовики устанавливался кузов "Торпедо". Руководил процессом художник и конструктор Иван Федорович Герман. Правда из-за компоновки салона они получили название "автомобус" (гибрид грузовика - легкого автомобиля - городского автобуса). Количество пассажиров - 12 человек. В результате такой переделки автомобус имел 8 дверей. Первые экземпляры нового для Советской России транспорта были опробованы в Москве и результаты теста на городских улицах получили отличные отзывы.

В 1923 году два грузовика "Уайт" приняли участие во Всероссийском испытательном пробеге Москва — Вышний Волочек — Москва. И это были единственные автомобили, которые прошли весь пробег без штрафных очков. Руководством Советской России было рекомендовано использовать опыт переоборудования грузовиков "Уайт" для организации городского автобусного движения в регионах. Таким образом в Новониколаевск прибыли три старых американских грузовика, которые в течении полугода были переоборудованы в автомобусы.

-6

Для этой цели в Новониколаевске был организован гараж, в котором трудились 11 человек. Водители, механики, заправщики и сторож. Причем в обязанности заправщика входило не только заправлять автомобус бензином, но также наполнять карбидом фары и заправлять задний фонарь керосином. Переоборудование грузовиков "Уайт" обошлись коммунальному отделу в 12000 рублей. Но деньги быстро отбились, потому три автобуса приносили по 8000 рублей выручки каждый день.

Окошки в брезентовом тенте новониколаевского автобуса были из... слюды.
Окошки в брезентовом тенте новониколаевского автобуса были из... слюды.

Маршрут первого автобуса Новониколаевска был такой: Вокзал — Базарная площадь — Закаменка. То есть если говорить современным языком Вокзал Новосибирск-Главный - Площадь Ленина - ГПНТБ. Точного расписания не было. Именно с первых дней жизни новосибирского автобуса родилась эта привычка - автобус не тронется, пока не заполниться салон (современные пассажиры на остановках Площадь Калинина, Метро Речной вокзал, Площадь Карла Маркса поймут...). Но в большинстве своем салон всегда был переполнен. Вместо 12 человек набивалось до 20 пассажиров. Багаж был размещен на крыше автобуса. Поэтому в час пик автобус до Закаменки напоминал какой экспресс из Бангладеш в Бирму.

-8

Проезд в первом Новониколаевском автобусе был достаточно дорогой для того времени. Он стоил 10 рублей (средняя заработная плата была в 1923 году 280 рублей), поэтому основными пассажирами были базарные торговцы и спекулянты с вещевых рынков.

В начале статьи я упомянул про конфликт перевозчиков и пассажиров, именно с этого началась история новосибирского автобуса. Остановки были оснащены не в очень удобных для пассажиров местах. Многие просили остановиться в определенном месте, а водитель автобуса наотрез отказывался это делать. - Не положено!!!

И продолжать гнать по улицам Новониколаевска постоянно нажимая на грушу клаксона с левой стороны, разгоняя пешеходов, бродячих собак и извозчиков.

-9

Первые автобусы "Уайт" в Новониколаевске запустили в начале лета 1923 года, и нечего не предвещало беды, пока не начались дожди... Автобусы просто вязли и буксовали на городских улицах. Когда наступила осень стало понятно что регулярная эксплуатация "Уайтов" просто невозможна. Поэтому в последующие три года первые городские автобусы работали на линии только в летнее время.

Кроме того, учитывая что автобусы "Уайт" были переоборудованы из грузовиков с большим пробегом, они постоянно ломались на линии. Горожане были сильно разочарованы первыми автобусами и стали мечтать о новых автобусах марки "Форд" или "Рено" которые уже работали в Москве и Петрограде. Первый опыт организации городского автобусного движения в Новониколаевске оказался не очень удачным. Настало время второй страницы этой истории и она опять будет американской. Ибо там присутствует уже марка "Додж". Но об этом в следующий раз. А грузовики "Уайт" работали на городских маршрутах Новосибирска до конца лета 1926 года и затем были списаны с учета коммунального управления...

-10