Несмотря на то что в мир стремительно меняется, некоторые вещи неизменны. Все так же идут показы на неделях моды, азиаты скупают люкс, да и колесо правосудия продолжает крутиться.
Вот неделю назад Condé Nast подал в суд на реперов Drake и 21 Savage.
Компании в индустрии моды, так дорожащие своим именем и оберегающие свой престиж, вообще очень любят найти повод для судебного иска, поскольку марки грешат копированием друг друга.
А защита прав интеллектуальной собственности дело тонкое.
Самыми частыми нарушителями, конечно, являются бренды масс-маркета, но закон редко может что-то с этим сделать - слишком дорого и долго судиться. Поэтому, если дело все таки доходит до вопросов патентного права, то там речь или об очень больших деньгах, или о жестких принципах и личной обиде.
Так что далеко не факт, что Condé Nast получат деньги за нанесение вреда репутации Вауг фейковой обложкой.
К тому же, в этом году был скандальчик с Готье, о нем я подробно писал вот тут
Но в кратце, галерея Уффицы подала в суд за использование изображений знаменитых полотен из собрания.
Опять же, не так давно, David Cassavant, коллекционер архивных дизайнерских вещей, подал в суд на Kanye за неоплаченные вещи на 400 тысяч.
И что-то мне подсказывает, что это не последний иск к Ye..
В общем, как я и сказал, модные марки судиться любят, умеют и практикуют, предлагаю взглянуть на наиболее громкие и интересные дела в модной индустрии.
Louboutin против Saint Laurent
Дела о красной подошве вообще одни из наиболее часто встречающихся в судах на тему моды. Тут я писал о деле этого года с азиатами:
А в 2012 громким было дело против Saint Laurent. Тогда стороны согласились забыть разногласия и заняться более важными делами, креативом там..
YSL в итоге было разрешено производить обувь с красной подошвой, если вся туфля будет такого же цвета. Стороны пришли к согласию и завершить свадебное дело, «чтобы сконцентрироваться на творческом процессе».
Hermes против MetaBirkin
Не прошло и нескольких месяцев с тех пор, как модные бренды увлеклись NFT, случилась история с мета-биркинами. Предприимчивый художник создал мохнатые вариации культовой сумки в духе корпорации монстров.
Hermes подали в суд за нарушение прав на товарный знак, его размывание и киберскввоттинг.*
Киберскво́ттинг — регистрация доменных имён, содержащих торговую марку, принадлежащую другому лицу, с целью их дальнейшей перепродажи или недобросовестного использования.
По мнению люксового бренда, маленькие, нечеткие [и очевидно недостаточно хорошо сделанные] MetBirkin были свидетельством нарушения прав на товарный знак. Интересно, что их больше разозлило, сам факт или топорно сделанная работа?
Автор Mason Rothschild сослался на свои права на Первую поправку [так же, как Энди Уорхол при создании работ с банками для супа Кэмпбелл в начале 1960-х годов] и продолжил продавать свои цифровые товары. К тому же открыл целую студию под названием Gasoline. Он и его адвокаты стоят на позиции что создавать образец искусства, не то же самое что делать подделку которая имитирует сумку. Подделка подразумевает создание чего-то, что функционирует и используется как оригинал. Дабы запутать людей заставив их думать что это настоящая Биркин.
В итоге дело все еще в процессе, но каким бы ни было решение, это будет любопытный прецедент для всей системы права, ведь до сих пор таких судебных дел ещё не было.
Производитель освежителей для машин против Balenciaga
Дизайны Демны определённо не для каждого и определённо не для Car-Freshener Corporation, которая обвинила Balenciaga в краже фирменного дизайна: освежителя воздуха в форме маленького дерева. Кожаные брелоки бренда были в значительной степени идентичны ароматным елкам, поэтому компания заявила, что ничего не подозревающие покупатели могут перепутать два бренда.
Это немного маловероятно, учитывая, что Демна продавался почти в 100 раз дороже оригинала за 3 доллара. Хотя опять же, если не видно разницы, к чему платить больше?
Лично я жду исков от недавно спародированных Lays, с сумкой в виде пакета чипсов.
NIRVANA против Marc Jacobs
Эмблема Nirvana в виде смайлика является символом гранжа, и, возможно, именно поэтому они зарегистрировали это изображение еще в 1992 году.
Jacoba воспользовался рисунком в рамках своей коллекции Bootleg Redux Grunge 2018 года, заменив глаза на буквы «М» и «J», что и повлекло судебные разбирательства.
Nirvana также пыталась подать в суд на дизайнера за присвоение названия «гранж», которое не являлось торговой маркой, но использовано в творчестве группы и ассоциировалось с ними.
Но мода во многом так устроена - брать уже существующие идеи и выдавать их за новые и свежие. Джейкобсу было все равно: он разместил видео в своем Пиктаграм с хэштегами #onvacation, #nostress, #justpeaceandquiet.
Versace против Fashion Nova
В ноябре 2019 года Versace подал в суд на Fashion Nova. Адвокаты Донателлы заявили, что бренд быстрой моды скопировал некоторые из его самых известных творений. В том числе платье Джей Ло с принтом джунглей и черно-золотые орнаменты марки в стиле барокко. Но калифорнийский ритейлер с иском не согласился, назвав использованные приёмы «стандартными геометрическими фигурами и узорами, которые «общедоступны» и «широко используются в индустрии одежды».
К сожалению, дело было урегулировано за несколько дней до того, как должно было начаться судебное разбирательство, лишив нас того, что, несомненно, могло бы стать культовым появлением Донателлы в зале заседаний.
Dior против GiGi Dior
Не знаю, был бы месье Диор польщен или перевернулся бы в гробу, если бы узнал о том, что милфа-модель Gigi Dior с onlyfans попользуйтся его фамилией. Но вот юристы марки, не сомневаясь ни секунды, обратились в суд, утверждая, что она порочит имя бренда с помощью своей подписки на ласки через роутер.
Сама же модель в ответ заявила: «Это нелепо, мое имя не имеет никакого отношения к моде, и самое смешное, что я обычно вообще не ношу одежду».
Жду новостей о групповых исках люкса к русским блоггерам Тиффани и КартьеБугатти
Кстати в нынешнем году Dior повздорили с Valentino из-за показа в Риме.
Hermes против LVMH
Отношения Hermes с LVMH никогда не были особенно тёплыми. В основе конфликта между брендами лежит разница в самом устройстве и подходе к работе. Hermes - компания семейная, а LVMH - международный конгломерат.
В 2010 LVMH владели 14,2% акций Hermes, утверждая, что не планируют пытаться взять больше контроля над брендом.
Но через несколько лет уже подняли долю до 22,3%. Эти данные дошли до Patrick Thomas, Генерального Директора Hermes на тот момент, буквально за пару часов до того, как новость разлетелась по сайтам. Эти непредвиденные действия привели к целой серии исковых заявлений. В итоге к 2014 LVMH согласились на продажу.
Valentino и Amazon против Продавцов подделок
В июне 2020 итальянский бренд скооперировался с ресейл платформой и подали совместный иск к одному из продавцов Amazon, изготавливавшего и продававшего бесчисленное количество контрафактных копий небезызвестных туфель Rockstud.
Несмотря на строгую политику Amazon в отношении контрафактной продукции, электронная коммерция с самого начала предоставляла массу возможностей для продавцов подделок, для привлечения международных покупателей.
Что касается Valentino, Amazon заявила, что Kaitlyn Pan Group «сознательно и умышленно» нарушила запатентованный дизайн Valentino, и в результате продавец был полностью удален с Amazon.
Только там, где один аккаунт удаляют - на его месте возникают пять.
Судья Джуди напоследок