Найти тему
Sputnik Латвия

Нельзя из старой Toyota сделать новый BMW: как починить Минздрав

  © Sputnik / Sergey Melkonov
© Sputnik / Sergey Melkonov

Специалист в области здравоохранения Эдгарс Лабсвирс предложил два способа решения проблем латвийской медицины. Мы нашли нового главу Минздрава?

Бывший руководитель Национальной службы здравоохранения Эдгарс Лабсвирс рассказал в социальных сетях о том, как устроена система здравоохранения Латвии.

Поводом для этого объяснения послужила дискуссия под постом о том, как, собственно, работает латвийское здравоохранение. Женщина рассказала, что ей необходимо направление семейного врача к эндокринологу. Бесплатно ее могут записать на 10 июля, а за 50 евро - на 27 декабря.

В комментариях появились представители Национальной службы здравоохранения, которые предложили женщине воспользоваться сайтом rindapiearsta.lv. Однако оказалось, что проблему с нехваткой эндокринологов в Елгаве так просто не решить. Специалисты службы напряглись и предложили три варианта: в Иецаве в этот четверг, 30 ноября в Бауске или 16 марта в Добеле.

Один из комментаторов отметил, что дело не в нехватке врачей, а в работе системы. В ответ на это Лабсвирс и рассказал, как, по его мнению, устроена система.

"Система здравоохранения адекватна установкам общества, а значит, и политиков.

1. Низкий приоритет здоровья как на индивидуальном, так и на государственном уровне.

2. Желание поставить на первое место трудоспособных (=платежеспособных) в условиях очень ограниченных ресурсов.

Нет никакой параллельной "государственной медицины" и "платной медицины". Система одна (образование, инфраструктура, правовая база, клинические рекомендации, фонд рисков и т. д.), а пользователи-плательщики конкурируют за ее ограниченные ресурсы.

Плательщики делятся на две части: те, кто платит за себя, + "перераспределяющий" плательщик, Национальная служба здравоохранения.

В более развитых системах приоритет отдается пациентам, руководствуясь принципами экономики здравоохранения, и услугу быстрее получают те, кому это дает больше добавленной стоимости.

Гораздо больше значение "перераспределяющего" плательщика. Отсюда и жалобы на то, что на Западе от всего выписывают парацетамол, что трудно пройти обследование даже за полную плату, и на большие очереди в больницах. Да, вы не приоритетный пользователь для системы, пусть и очень платежеспособный.

В менее развитых системах перераспределение менее выражено = более высокий процент платежей пользователя в системе. И неважно, финансируется ли система за счет общих налогов (Латвия) или за счет взносов на социальное страхование (Болгария). Тех, кто готов платить больше, обслужат первыми.

Вы можете заплатить по-разному: полная оплата из своего кармана, частное (добровольное) медицинское страхование, пожертвования, "неофициальные платежи" в терминологии ВОЗ, или в народе — взятки.

Здесь можно смело морализировать, что природа платежей различается. С точки зрения системы деньги – это деньги.

Бывают случаи, когда система заставляет пациента играть две конкурирующие роли, прежде чем определить, кто может/не может платить (трудоспособен) и кому следует/не следует предоставить приоритет. Это может немного сбить с толку. "Оплаченный из бюджета визит – через 6 месяцев, а за 50 евро можно приехать на следующей неделе!"

Если вообще нет нехватки ресурсов (например, рентгена), такой выбор никто не предложит, нет необходимости расставлять приоритеты. Если нехватка ресурсов ярко выражена (ревматологи, гематологи, генетики и многие другие редкие специалисты), даже за полную оплату вы не сможете посетить их на следующей неделе.

Итак. Чтобы "починить систему", с самого начала нужно изменить установки.

1. Здравоохранение должно стать приоритетом на национальном уровне – не менее 15% расходов бюджета на здравоохранение. Это сделает НСЗ более конкурентоспособным плательщиком. Также здоровье должно быть приоритетом на индивидуальном уровне, но это отдельная тема.

2. Необходимо создать стандартизированные пути прохождения пациентов (как "коридоры" в онкологии), с приоритетом в соответствии с клиническими показаниями, а не платежеспособностью.

Должны быть реализованы модели оплаты услуг на основе ценности, которые учат Минздрав и НСЗ измерять эффективность конкретных услуг для конкретных пациентов.

Важно: 2-й пункт не может произойти до или без первого.

Клинические алгоритмы перестают работать, когда "иссякли квоты". Если в НСЗ кончились деньги, она не имеет права диктовать условия, и алгоритмы больше не действуют. Будут обслуживать более платежеспособных. Система всегда будет находиться в состоянии рыночного равновесия.

Теперь о том, что не помогает. "Внедрение медицинского страхования" не помогает. Нельзя из старой Toyota сделать новый BMW, пытаясь заправить топливо с правой стороны. И это отвлекает внимание от реальных дел – их предостаточно.

Власть и политики делают вид, что существует "бесплатная" медицина, и используют ее как тему для схем "откатов", а общество делает вид, что верит, и все так же платит", – завершил свое объяснение Лабсвирс.

Судя по всему, это объяснение попалось на глаза бывшему министру здравоохранения Илзе Винькеле, решившая, что портфель главы Минздрава, который партии так долго пытались не брать, должен был бы достаться именно Лабсвирсу. Правда, для этого партия "Прогрессивные" должна была бы войти в правительство.

"Как пойдут дела у нового правительства, мы скоро увидим. Но одна ошибка уже заложена. Здоровье следовало доверить "Прогрессивным", а именно Эдгарсу Лабсвирсу. Да, неизвестно, как бы у него вышло, но он точно не загубил бы всё, потому что у него есть ясность мышления, ориентация на общественное благо и понимание системы, что является большим плюсом", – написала Винькеле в соцсетях.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц