«Баба-яга», выражаясь строго научным языком, - это персонаж из славянской мифологии: женщина, часто пожилая, обладающая магической силой и являющаяся посредником между царством живых и мёртвых. Это качества дают ей возможность и в то же время необходимость помочь главному герою на его пути. В целом, если брать конкретные русские народные сказки, такие, как «Баба Яга», «Гуси-лебеди», «Снегурушка» и другие, то там её образ неотделим от главного героя. В них колдунья выступает наставником (или антагонистом) и сама по себе не представляется вне этого контекста. Однако это ещё на значит, что истинный образ этой женщины ограничивается только этим: архетип Бабы-яги один из самых древних и значимых на планете.
Однако прежде чем рассмотреть образ самой Бабы-яги, необходимо разобраться с контекстом, из которого мы узнаём о её существовании.
- ссылки на используемые материалы находятся в конце статьи
КОРНИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
Сказка - это, прежде всего, фольклорный текст, отражающий глубинные, первобытные представления человека об устройства мира. Огромное значение в них занимала смерть, как неизбежное и таинственное явление. В попытках понять и осмыслить её, человеческий разум породил в себе «архетип перехода», объясняющий существование смерти как таковой. Так, как пишет исследователь О. Е. Соляник, уже в первобытном обществе у людей были представления о том, что смерть - «...всего лишь разлука души с телом». Если пойти дальше, то можно сказать, что это не просто разлука, а переход из одного состояния в другое.
На этом представлении стоится обряд инициации, в котором человек, чтобы достичь цели, проходит через символическую смерть. В. Я. Пропп в монографии «Исторические корни волшебной сказки» подробно исследует структуру обряда и, накладывая её на русские народные сказания, приходит к выводу о том, что сказка - позднейшая интерпретация обряда.
Хорошо, с этим разобрались. Но причём здесь Баба-яга?
ДРЕВНЯЯ БОГИНЯ СМЕРТИ
Поскольку центральным действием в обряде выступает смерть посвящемого, он так или иначе вынужден контактировать с божествами, представляющими её.
«Олицетворением смерти и одновременно её властительницей выступает Баба-яга – очень древний персонаж, уходящий своими корнями в эпоху матриархата и поклонения людей женскому предку-тотему», - пишет О. Е. Солоняк.
«Некоторые исследователи ведут родословную Бабы-яги от древнеславянской богини смерти, которая состояла в тесном родстве со змеей - символом смерти у некоторых племен. Возможно, и костяная нога происходит оттуда - предполагают, что Яга была первоначально одноногой, а потом уже преобразовалась в костеногую. И даже имя выводят её из общих арийский корней древних славян - от древнеиндийского санскритского Ахи - змей», - пишет А. С. Штемберг.
ИЗ БОЖЕСТВА В ПОГАНУЮ ВЕДЬМУ
С приходом и уставлением патриархальных порядков в древнем обществе начал трансформироваться и образ Бабы-яги. Особенное влияние на неё оказало появление христианства: из божества она постепенно становилась ведьмой (в негативном значении этого слова), роль которой сводилась к тому, чтобы стать посредником, между ключевыми действиями главного героя. В этом её судьба схожа с судьбой англоязычного, не менее древнего образа ведьмы (witch), которая во времена язычества представилась мудрой и могущественной жрицей.
Так, в дошедших до нас сказках о Бабе-яге и легендах о ведьмах в англоязычных странах (а эти образы тесно связаны общими индоевропейскими корнями), они представлены злыми персонажами. На Западе - часто антагонистами, у нас - советчиками, от которых часто можно ждать какой-то подвох.
Ну а на этом статья подходит к концу. Пишите Ваше мнение в комментариях, обсудим.
Источники: