Курица – деталь безгвоздевой кровли, представляющая собой тонкий ствол ели, срубленный вместе с корнем-клюкою, и предназначенная для поддержки потока-водотечника (этот элемент не только отводил стекающую с крыши воду, но и удерживал от сползания тесовые доски кровли - их нижние торцы были уперты в вырезанный в потоке-водотечнике желоб). Крепился удерживающий потоки элемент (кончающийся крюком ствол ели) к соединяющим самцовые фронтоны слегам, перпендикулярно им.
В.И.Даль дает точное функциональное определение «курицы»: «курица в значении крюка, кокоры на кровлю». Это же определение дает и Словарь русского языка IХ–ХVII вв.: «Куръ – приспособление для поддержки чего – либо, крюк».
Но есть и несколько иная и более понятная версия. На искривленном конце корневища чаще всего вырезалась куриная голова (на тонком конце корня ничего другого, пожалуй, и не вырежешь), откуда и произошло название элемента – «курица» или «кокора». И это название оправдано и зрительно - рядоположение крюков под потоком, действительно, имитирует нашест с домашними птицами.
К этому стоит добавить, что те, кто посостоятельней, могли позволить себе и, так скажем, пошиковать, заставив мастеров подобрать и установить более толстые и, следовательно, мощные кокоры, на искривленных концах которых можно было вырезать не то что курицу, а голову коня.
«Курицы–кокоры» выполняли утилитарную, а также имитативную, декоративную, магическую и оберегательную (апотропеическую) функции" - на это обращали внимание в своих трудах Р.М.Габе, В.П.Орфинский, З.И.Строгальщикова, Н.А.Криничная и другие исследователи деревянного зодчества. Они писали, что дом для крестьянина был его крепостью, неприступной для нечисти и прочих, как теперь говорят, виртуальных опасностей, и, потому, защищалась эта крепость магическими изображениями–оберегами, во множестве располагающихся на окнах, стенах и кровле. Это была, ели можно так сказать, глубоко продуманная и "эшелонированная" система обороны дома со всех четырёх сторон и от верха до низа. И совсем не случайно верх избы – крышу (небо) защищали еловые «курицы», получившие мандат на охрану именно верхнего яруса жилища.
Роль куриного нашеста в оберегательной, а также и лечебной практике была известна издревле - пространство под куриным нашестом считалось магически защищенной зоной, а сам нашест символически обозначал переход от чужого пространства к своему - личному.
Небезинтересно и такое наблюдение. На избе среди множества «куриц» более объемные птицы вырезалась лишь на той паре крюков - которая была ближе к входной двери. "Невольно создается впечатление, – пишет Косменко А.П. в своём труде "Народное изобразительное искусство вепсов" – что это не декоративные, а скорее охраняющие с двух сторон вход оберегательные символы».
Продолжение следует
______________________________________
Номер этой статьи в рубрикаторе журнала WOODFOCUS - 19.06.01.
(в рубрикаторе собраны статьи, опубликованные журналом на трёх интернет-платформах: ЯRUS, ЯНДЕКС-ДЗЕН, PABLIKO).