Олицетворением нежной и любящей матери для многих мастеров искусства стала Дева Мария, мать Иисуса Христа. Произведения на этот сюжет всегда рождали эмоциональный отклик в сердцах зрителей, и те, кто хотел любоваться ими постоянно, (не только коллекционеры), заказывали копии с особенно полюбившихся картин, если позволяли средства, или приобретали репродукционные гравюры. Самым известным примером этому в России, пожалуй, может служить Федор Михайлович Достоевский, в кабинете которого постоянно находилась гравюра с особенно ценимой им «Сикстинской мадонны» Рафаэля.
Одна из подобных работ – копия с картины знаменитого итальянского художника Карло Маратти «Мадонна со спящим младенцем», выполненная неизвестным живописцем приблизительно в первой половине XIX века, переданная в Вологодскую областную картинную галерею 1953 году из Вологодского областного краеведческого музея. По всей вероятности, она относится к национализированным после революции 1917 года художественным произведениям, принадлежавшим местным состоятельным гражданам.
Автор живописного оригинала - Карло Маратти (1625-1713), крупнейший живописец и архитектор эпохи барокко. Большая часть жизни мастера протекала в Риме. Маратти писал алтарные полотна для церквей, фрески, портреты. Его талант был высоко оценен современниками, ему покровительствовали высшие иерархи католической церкви. Он был директором Национальной академии св. Луки, посвящен в рыцари, награжден церковным орденом, французский король Людовик XIV сделал его придворным живописцем, разрешив мастеру работать в Риме, где у него были ученики. Большой популярностью у зрителей пользовались грациозные «мадонны» этого живописца.
Копия с одной из них украшает постоянную экспозицию Шаламовского дома. Как это было принято у старых европейских мастеров, мадонна наделена чертами современницы живописца. Юная, очень миловидная мать, склонившаяся над заснувшим у нее на груди младенцем, представлена на фоне занавеса, словно отделяющего ее от остального мира. Она полностью поглощена созерцанием своего нежно любимого сына. Колорит работы отличается насыщенностью и выразительностью и, возможно, содержит определенную символику. Красный цвет обычно ассоциировался с любовью и жертвенной кровью Спасителя, белый – с чистотой, синий - принадлежность Царицы Небесной, зеленый – цвет жизни, возрождения. Картина проникнута ощущением безмятежного покоя, ничем не омраченной радостью материнства.
*** «Арт-мозаика» – совместный проект cultinfo и Вологодской областной картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 43 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы рассказываем о самых интересных, самых известных и других «самых» картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев