С чем может ассоциироваться та или иная книга? Да с чем угодно – вариантов множество. С чашечкой ароматного бодрящего кофе, со свежестью первого снега, с далеким воспоминанием из детства… А ещё – с какой-нибудь песней, мелодией. Вот, бывает, возьмешь книгу в руки – а в голове уже звучит музыка. В нашей библиотеке много книг, вызывающих те или иные музыкальные ассоциации. Порой весьма любопытные. Примеры? Пожалуйста! (Конечно, же, всё весьма субъективно).
Вечная классика, «Тихий Дон». В моем сознании эта книга неразрывно связана с песней «Ах, судьба моя, судьба» в исполнении Надежды Кадышевой. Тут, вроде бы, вполне объяснимо: и содержание песни, и драматизм вполне созвучны знаменитому роману.
А когда проходишь мимо книг из серии «Казачий роман», в голове сразу гремит мощный хор: «Ойся ты ойся, ты меня не бойся».
Тут тоже всё понятно. Тем более, что пока данная литература у меня интереса не вызывает, так что - стой, книжка, на полке, «я тебя не трону, ты не беспокойся».
Очень популярны у нас книги Ирины Богдановой – не только у читательниц зрелого возраста. У меня они тоже оставили довольно приятное впечатление. Они добрые, ностальгические, словно окутывают душу приятным теплом. Наверно, именно поэтому у меня они ассоциируются с песней «Над окошком месяц», причем исключительно в неповторимом душевном исполнении хора имени Пятницкого.
Не могу не вспомнить особенно впечатлившую меня (да, в общем-то, и практически всех наших коллег) книгу Евгения Водолазкина «Брисбен». Завораживающая, добротная, цепляющая за душу проза. Не секрет, что этот роман построен как полифоническое музыкальное произведение, где два голоса ведут мелодии – каждый свою. И потому ничего удивительного для меня не было в том, что ещё долго после закрытия последней страницы в голове звучала органная музыка. Для меня «музыкальный близнец» этой книги – хоральная прелюдия Баха, тут просто без вариантов…
Ещё из популярных среди читателей авторов можно выделить Марию Метлицкую, её часто спрашивают, отслеживают новинки. Сама я отношусь к ее творчеству вполне положительно, среди её книг есть и «любимчики». А есть и такие, которые вызывают стойкую ассоциацию с песнями Татьяны Булановой: иногда надрывность и драматизм просто зашкаливают…
Мужская половина читателей часто берет книги про криминал, «стрелялки», разборки и т.д. Хотя близко с этими книгами не знакома, но Корецкий и иже с ним ассоциируются у меня с «Чёрным бумером», уж простите…
Приключения – как же без них? Среди современных авторов мне особенно понравился Джеймс Роллинс. Пишет, на мой взгляд, ярко и захватывающе. А с его книгами у меня ассоциируется динамичный саундтрек к фильму «Пираты Карибского моря». Даже для меня самой неожиданно…
Вот такие получились «книжно-музыкальные ассоциации одного библиотекаря». Конечно, у вас они могут быть абсолютно другими, и это здорово! А ещё хорошо читать книгу, включив ту самую «ассоциативную» музыку, тогда впечатление будет более ярким и выразительным.
Читайте, слушайте, сравнивайте, и пусть ваши книги звучат как песни!