От оного автора – другим.
Дальше повествование идет от первого лица.
Хотелось бы поделиться с вами своим писательским опытом. Начал издаваться в 2002 году, тогда вышла повесть в альманахе издательства АСТ. Это путь писателя-беллетриста, без прикрас и темных мыслей. Полагаю, будет интересно, а кому-то полезно практически.
Стоит обозначить, я самый рядовой писатель, из числа тех, чьи книги шли, как принято говорить, в наполнение серий, создавая основной массив товара в книжных магазинах. Один раз, в 2016 году удалось попасть на отдельный прилавок «бестселлеры», благодаря тому, что издался в соавторстве с одним из ведущих наших писателей-фантастов. Из всего мной написанного сделаны две аудиокниги, причем вторая, совершенно неожиданно для меня, сработала одна из ведущих студий звукозаписи, вернее, ее владелец – сейчас выложена на Youtude, за два месяца около 180 тысяч просмотров, смею думать, результат неплохой.
С детства и по сей день я считаю, что продукт полиграфического производства – книга в твердом переплете – имеет особую ценность, как для читателя, так и для автора. Дело не в волшебном запахе, шуршании страниц. Представьте свою книгу, которую напечатали в одном из ведущих издательств страны, она прошла отбор редколлегии, ее отшлифовал целый отряд редакторов, корректоров, художников. В итоге книга попадает на полки книжных магазинов. Ее тираж раскупили, а вам отдали заверенный гонорар. Это очевидный показатель профессионального мастерства.
По спортивной аналогии, стать автором такой книги все равно, что попасть в протокол матчей высшей лиги в футболе или хоккее – все, твое имя уже в истории. Наивно, может быть, но так мне видится. Не забуду дня, когда впервые увидел свою книгу в магазине. Минут десять стоял как зачарованный, не мог отойти, а в голове, грешным делом, крутилось: «Если взять находящихся вокруг меня несколько миллионов человек, из них я один такой…» Впрочем, думаю, с подобным сталкиваются многие авторы-дебютанты.
Это был 2003 год. Что изменилось за минувшие времена, чего ждать начинающим литераторам сегодня?
Прежде всего придется заметить, что возможностей издаться в классическом понимании, с моей точки зрения, гораздо меньше. Хуже ли стало, лучше ли, вопрос открытый, готов предположить, что художественная литература заметно потеряла роль в изменившемся обществе, но при этом заменилась чем-то другим… Упадок рынка печатных книг – факт неоспоримый. Конечно, книги и сейчас стоят на полках, но их качество и ценность оставляют желать лучшего. Туговато пришлось и топовым, брендовым авторам, устоявшиеся середняки остались почти без заказов, а новичкам пробиться в печать стало почти нереально.
Монополизация издательств – рынок сжался, места мало. Мне всегда казалось, что у нас страна с избыточной столичной центростремительностью. Чересчур много втягивают в себя Москва и Петербург, в издательском бизнесе этот перекос был заметен всегда. Сегодня и Питера не видно, то есть, его издательства поглощены москвичами.
Когда я начинал, конкуренция среди издателей была приличная. Авторы, попавшие в обойму, были если не нарасхват, то по крайней мере их охотно привечали редакторы. В моей практике было время, когда я работал с петербургскими издательствами, и в начале этого периода «Азбука» платила очень прилично, причем платила авансы! По нынешним временам вещь просто немыслимая.
Сразу же по заключении договора перечисляли деньги (сильно больше средней провинциальной зарплаты). Также обещали роялти с продаж, правда, в действительности случай редкий.
После кризиса 2008 года с этим стало резко хуже, да и ключевая тенденция перехода всей письменной информации в электронку крепла и до кризиса. Отлично помню, с каким легкомыслием издательства относились к появлению их книг в сети: разумеется, я отслеживал собственные произведения, и видел, как через неделю-две после выхода полный текст был в свободном доступе. Смотрели на это сквозь пальцы потому, что основной доход извлекался от продаж через сеть книжных магазинов, а вот когда выручка стала ощутимо падать, издатели с запозданием спохватились.
2012-2013 года только укрепили позиции электронных книг, более того, издательства начали всерьез бороться с пиратством. Доходило до судебных процессов, правда, по-моему, борьба с ним все равно, что борьба с роем: машешь руками, а толку никакого.
Мои последние печатные книги вышли в 2018 году в Эксмо. Я бдительно следил за их несанкционированным появлением в сети, и могу сказать, что месяца полтора-два запрет соблюдался строго. Старался и так, и этак, но находил лишь ознакомительные фрагменты, а полный текст был доступен исключительно платно.
Однако, в какой-то момент мои труды стали невозбранно расползаться по разным ресурсам, губя гонорары… Как обстоит дело сейчас, не ведаю, но подозреваю, что вряд ли сильно изменилось: пираты народ изобретательный, запреты обходить умеют. Ну а общая масса художественных книг в типографском исполнении, а соответственно, и книжный рынок просели еще больше, вне сомнений.
Начинающему автору сегодня издаться «в бумаге» намного труднее, чем десять лет назад и неизмеримо труднее, чем двадцать.