Возможно, вы уже не раз читали это словосочетание или оно просто попадалось вам на глаза. В этом сезоне непотизм и nepo baby (непо-беби) в моде. Что это значит? «Непо» называют детей известных людей (в первую очередь, актеров), которые получают роли, славу и так далее не благодаря своим талантам, а просто потому что «это дочь/сын такого-то/такой-то».
Очень знакомо, очень по-нашему, согласитесь? Можно говорить про непотизм, а можно вспомнить русское слово «кумовство», тоже подходит, хотя звучит, конечно, не так элегантно.
Возглавляет публичную голливудскую компанию непо Лили Роуз Депп и ее компаньонки по «Американской истории ужасов» Таисса Фармига (младшая сестра номинантки на «Оскар» Веры Фармиги), Билли Лурд (дочь актрисы Кэрри Фишер и скаута талантов Брайана Лурда) и Эрика Робертс (племянница Джулии Робертс).
Дальше камни летят в сторону актрисы и дочери музыканта Ленни Кравица Зои Кравиц. Почетное место в списке занимает Мод Апатоу (дочь режиссера Джадда Апатоу и актрисы Лесли Манн) и обсуждение получения ею роли в «Эйфории».
Почему феномен непо обсуждают именно сейчас? Казалось бы, династийность и семейственность были свойственны Голливуду и не только ему всегда (вспомним хотя бы финансовые и модные династии). И например, Дрю Бэрримор, которую мы все знаем, а многие любят, — правнучка актера Герберта Блайта, который уехал из Британии в Америку, взял псевдоним Морис Бэрримор и женился на актрисе Джорджиане Дрю, и внучка звезды немого кино Джона Бэрримора. Родители ее тоже были актерами, так что странно удивляться успешному дебюту в кино в пять лет.
Всплеск интереса к непо Google связывает именно с историей Апатоу и мегапопулярностью «Эйфории». Началось все с пары твитов формата «А я и не знал, что она дочь такого-то…» Дальше понеслись треды на Reddit, а в феврале 2022 года для американской повестки слово nepo стало частью общей культурной картины и чуть было не получило статус слова месяца.
Лили Роуз Депп припомнили все — и то, что с восьми лет она дружила с Карлом Лагерфельдом (разумеется, не потому что была милым ребенком, а из-за своих родителей, логика обвинителей всегда прямолинейна), просто не могла не стать лицом Chanel в 16 и далее по списку.
Лили Роуз дала интервью Elle, где в том числе попыталась объяснить историю обвинений в непотизме проблемами восприятия звезд в интернете («Никто же не станет упрекать человека, выросшего в семье врачей, что он тоже решил стать врачом?») и даже подчеркнула, что обвинения в непотизме — это сексистская практика, так как чаще всего касаются именно женщин. В ответ получила еще десятки тредов в Twitter в формате «Ржунимагу, что она сравнивает детей врачей, которые учились годы, и полученный просто так статус амбассадора Chanel».
Отдельной строкой в современный дискурс непо можно записать твиттер-дискуссию между сценаристом Франклином Леонардом (создателем «Черного списка лучших сценариев») и актером Беном Стиллером, начавшийся с фразы Леонарда: «Голливуд — это же царство меритократии, не так ли?» Бен Стиллер в ответ обвинил его в чрезмерном упрощении реальности, а Леонард парировал, что многим непо хоть хватает сил признаться в том, что их успех — это не просто признание их заслуг и таланта.
Как, скажем, актрисе Джейми Ли Кертис, дочери Тони Кертиса и Джанет Ли. В одном интервью, отвечая на вопрос, как она получила роль в культовом «Хеллоуине», с которого началась ее карьера, Кертис ответила максимально прямолинейно: «Не сомневаюсь, что тот факт, кто мои родители, как и то, что моя мать было звездой «Психо», повлиял на этот выбор.
А вы как думаете? Если вы будете выбирать между просто кем-то и кем-то, чья мама снималась в «Психо», что может повлиять на ваш выбор? И я никогда не претендовала на то, чтобы утверждать, что всего добилась сама».
Urban Dictionary, кстати, давая трактовку nepo, добавляет: «Даже причисление к этой категории не означает, что у человека нет таланта».
Фото обложки: кадр из к\ф «Честный человек» (2018)