Найти тему
Ремесла Руси

Медовый промысел Древней Руси

Бортничество - так назывался промысел по добыче мёда диких пчёл. Это слово произошло от наименования пустоты в стоячем дереве (по сути дупла), в котором селилась пчелиная семья.

Пчелы-труженницы. Фото Kai Wenzel, https://unsplash.com/
Пчелы-труженницы. Фото Kai Wenzel, https://unsplash.com/

Бортные леса в языческие и домонгольские времена заменяли пасечное пчеловодство. Строевой лес и деревья, предназначенные на дрова, вырубали, но при этом оставляли нетронутыми старые толстые деревья, в которых имелись дупла. Эти дупла старались расширить, выдолбить пошире. На участках с деревьями, предназначенными под борти можно было охотиться.

Симпатичное дупло, готово к новоселью :) Фото: Donna McL, https://unsplash.com/
Симпатичное дупло, готово к новоселью :) Фото: Donna McL, https://unsplash.com/

Сами же деревья, в которых обитали пчелы, помечали топором, ставя особый знак. В Русской Правде 1054 г. упоминается штраф за уничтожение чужого знака на борти и установление взамен своего собственного: "Аже раззнаменнаеть борть, то 12 гривнъ... Аже борть подътнеть (срубить), то 3 гр. продажъ, за дерево полгривны".

Бортные угодья имелись практически во всех регионах Древней Руси, особенно был он развит на Ладоге и в Новгородских землях, в Тверской области, Муромских и Рязанских землях, Смоленске, Полоцке, Витебске и других регионах.

До XIV века в письменных источниках не встречаются упоминания пасек. Лишь в XIV веке в северо-восточных регионах упоминается о существовании ульев, а в южных областях - пасек. В грамоте Казимира 1361 года подтверждено владение в Червонной Руси несколькими селами "с бортьми и с пчелами" (т.е. с ульями).

Прадедушка улья - рамочная колода. Из альбома опытной пасеки И. Р. О. А. Ж. и Р. (Императорского русского общества акклиматизации животных и растений).
Прадедушка улья - рамочная колода. Из альбома опытной пасеки И. Р. О. А. Ж. и Р. (Императорского русского общества акклиматизации животных и растений).

Доходы с меда были значительной составляющей бюджета Русских князей. Бортные угодья прописывались в завещаниях, территории были подробно описаны, а также чётко определялись люди, ведущие "медовое хозяйство", а также лица, ответственные за варки меда.

Кроме того, мы знаем, что древнерусские князья получали мёдом дань. Так, в 946 г. древляне говорили княгине Ольге: «Что хощеши у нас? Ради даемъ и медом и скорою».

В 1289 г. князь Мстислав установил дань у Берестян ко всему прочему "со ста по двѣ лукнѣ меду" (лукна, вероятно, здесь - кадочка).

Пчелы и медовые соты
Пчелы и медовые соты

Погреба для хранения меда назывались медушами. В княжеских медушах хранились огромные количества меда, например, известно описание погребов киевского князя Святослава, где в 1146 году находилось 500 берковец меду (1 берковец - примерно 163 литра, 500 берковец - более 80 000 литров).

О цене на мёд есть указания в Новгородской летописи 1170 года - "мед по 10 кун пуд". Заработок с помощью бортничества был выгоден - помимо продажи мёда добывался ещё и воск, который можно отправляли на продажу в другие государства. Воск отправлялся в Европу по Днепру и Западной Двине, а также на Готланд и в другие регионы.

О приготовлении медовых напитков и о любви к ним на Руси, я думаю, стоит рассказать в отдельной статье.