Украинские беженцы, переехавшие в Латвию, забили тревогу: их дети не могут быстро адаптироваться к условиям, которые поставили местные власти.
Гражданам с Украины, которые решили жить в Латвии, начинает казаться, что балтийская республика не такая уже гостеприимная и скорая на помощь. Политики поставили условие, связанное с тем, что дети беженцев могут учиться в стране только на латышском языке. В связи с этим многие родители приняли решение обеспечить детям обучение на онлайн-платформах. Однако этот вариант является почти неосуществимым, так как на Украине систематически отключаются электричество и интернет.
Учительница математики в рижской школе нацменьшинств, где для украинских учеников создали отдельный латышский поток, поделилась следующим: "Я объясняю им проценты на латышском, но ученики безучастно разглядывают голубя за окном. Мне их жаль, но в кабинете сидит проверяющий, чтобы никаких отступлений на русский язык. Мой помощник, учительница из Украины, старается помочь деткам, но она латышского не знает. Что-то объясняю детям по-русски индивидуально после уроков. Но в целом… вот скажите, кому от этого хорошо?".
Напомним, латвийские власти приняли решение, что дети украинских беженцев учатся либо в латышских школах на латышском языке, либо по программе украинских нацменьшинств, либо в заочном режиме на своем языке в украинских школах.
Первый вариант предусматривает, что ребенок якобы быстрее интегрируется в общество своих латвийских сверстников, систему образования, общественную и гражданскую деятельность. Латвийские СМИ сообщают, что на такую систему согласились около трех тысяч украинских беженцев. Поэтому некоторые латвийские школы нацменьшинств организовали потоки обучения на латышском языке специально под украинских детей.
Второй вариант предполагает, что практически все предметы ведут на латышском языке с изучением украинского языка, литературы и культуры. Такая форма уже практиковалась в Рижской Украинской школе, которая переполнена еще с прошлого учебного года. По данным МОН, подобные программы открыли в Вентспилсе и Юрмале.
Третий же вариант оказалось не так просто осуществить. Примерно четыре или пять тысяч украинских деток не могут качественно делать уроки, так как "на том конце провода" систематически наблюдаются перебои с электричеством. Также задают минимум домашних заданий. Кроме того, дети сидят без присмотра, пока родители пытаются заработать на все дорожающую жизнь в Латвии.
Местные СМИ также пишут, что дети украинских беженцев оказались не готовы к такому быстрому и непродуманному погружению в изучение латышского языка. Отсюда у них переживания, что не понимают предметы и получают низкие отметки. А преподаватели и одноклассники не всегда готовы помочь и понять. Вдобавок они имеют психологические травмы, вызванные непростой военной ситуацией.
Старший эксперт департамента образования МОН Олита Аркле говорила, что для освоения одного уровня латышского языка необходимо 160 часов занятий, а для старших классов базового уровня А1-А2 этого совершенно недостаточно. Но выше уровня у украинских детей и нет. К тому же у многих семей сказывается отсутствие мотивации, так как они рассчитывают вернуться на Украину сразу после окончания военных действий.