История необычных явлений
Массовые пляски святого Витта периодически поражали население в период Средневековья. Внешне они выглядели как групповые танцевальные истерики. Люди падали замертво, не в силах остановить странные судороги, завладевавшие их телами.
1. В 1021 году явление было зафиксировано в немецком Десау. Толпа местных крестьян «на ровном месте» вдруг пустилась в пляс, неистовствуя до полного изнеможения. Восстановиться после эпидемии смогли немногие, большинство из них не сумело избавиться от периодически мучавших тело судорог, многим пришлось пройти через процедуру изгнания нечистой силы.
2. Известная историкам «Утрехтская пляска на мосту» в 1237 году привела к обрушению сооружения над рекой Мозель в Голландии, в результате чего более 200 человек погибло в воде под обломками.
3. В 1370 году произошла «Детская пляска», когда местные малыши, словно ведомые единым ритмом, прошли, пританцовывая и жестикулируя, территорию Штейгервельда «от края до края». Оказавшись в Арюштадте, половина из них погибла, остальные просто повалились на землю без сил. Заболевание преследовало выживших всю оставшуюся жизнь: стоило наступить стрессовому событию, их ноги непроизвольно пускались в пляс, лишая хозяев сил и рассудка.
4. Вторая половина XIV века ознаменовалась сумасшедшими танцами жителей прирейнских земель. Особенностью явления стали сложные па с высоким подбрасыванием ног. Выжившие участники события отмечали, что в момент пляски им грезились реки крови, текущие по земле, именно их они и старались перепрыгнуть.
5. Яростные пляски, охватившие итальянцев в конце 1470 и начале 1480-х годов, позволили болезни обрести новое имя — тарантизм. Название это явилось производным от слова «тарантелла», под которым был известен популярный народный танец.
6. В районе 1518 года заболевание поразило Страсбург. Тогда добропорядочная дама Троффеа заразила бесшумным танцем не меньше 36 жителей прекрасного города.
7. Особенно страшной оказалась демонстрация болезни на территории Сен-Медорского некрополя. Здесь французы устроили «гульбу» прямо на могильных плитах, вращая глазными яблоками и неистово двигаясь, отчего событие стало известным под названием «Бала Конвульсионеров».
Ноги танцующих стирались и кровоточили, но остановить неистовые телодвижения по своей воле заболевшие были не в силах. Передышку они получали, только когда искалеченные и стертые до костей ступни подламывались под тяжестью их тел, и зачастую долгожданный отдых людям приносила лишь сама смерть.
Поиск причин
Явление неистовых танцев толпы известно под названием «плясок Святого Витта», хотя сегодня такой термин служит синонимом хореи Гентингтона. Эта тяжелая наследственная патология редко встречается в медицинской практике, ни разу не была замечена в качестве массовой.
Упомянутый святой — покровитель людей, страдающих от судорог любой разновидности, эпилепсии. Возможно, поэтому именно его имя стало ассоциироваться с повальными танцевальными эпидемиями, к нему же заболевшие обращались за помощью.
Парацельс, посещавший Страсбург в 1526 году, назвал патологию «хореоманией». Исследуя случай фрау Троффеа, он сделал вывод, что причины ее могут относиться к трем категориям:
· быть мнимыми;
· служить результатом сексуальных расстройств;
· являться следствием иных причин, имеющих под собой физические основания.
В те времена такие заключения были весьма смелы, поскольку любые подобные внешние выражения нездоровья воспринимались исключительно как происки дьявола. Чижевский, известный ученый-гелиолог, склонялся к тому, чтобы считать их следствием определенных фаз солнечной активности. Сегодня же большинство медицинских специалистов рассматривает странное помешательство в качестве выражения крайней степени стресса.
Это состояние было привычным для жителей средневековых городов и сел, где они регулярно подвергались нападениям грабителей, находились под гнетом жадных до наживы феодалов. Их преследовал страх голода из-за регулярных неурожаев, падежа скота, непрекращающихся военных действий, а религиозная пропаганда заставляла повсюду видеть бесов.
Ужас, истощение, собственная уязвимость и бессилие — много ли нужно живому человеку, чтобы в прямом смысле слова «слететь с катушек»? Истерия на таком фоне распространялась неимоверно быстро, заражая утомленную психику множества готовых к помешательству исстрадавшихся людей.
Заключение
Явление средневековых плясок святого Витта — прямое следствие массовой индукции истерии. Ему близки любые внешние выражения нездоровых поведенческих моделей, включая кликушество, эпидемии неистового хохота в Танганьике, самоистязания представителей секты шахсей-вахсей, речитативы Свидетелей Иеговы и самоубийства индусов, толпами бросавшихся под колесницы Джаггернаута в праздник Ратха-Ятра.
Все это дела рук человеческих, вряд ли тому виной солнечные протуберанцы. Стоит лишь создать условия жизни, подобные описываемым, и вызывающие ужас исторические события вновь станут повседневной реальностью.
Подписываемся на канал. Ставим лайк.