Какие простые и одновременно сложные слова: "Я не знаю" или "Я не умею". Только смелости не хватает признаться в этом. Проще казаться мастером всемогущим, только вашу проблему я решить не могу. И вины своей я не признаю. Представьте обычную ситуацию. Вы звоните техническим специалистам или операторам колл-центра банка или любой компании и подробно рассказываете свою проблему. Вам задается много уточняющих вопросов, но проблема как не решалась, так и не решается. В результате вы тратите много времени и выясняете, что нужно обращаться к другому специалисту. И снова много вопросов.
Или на собеседовании кандидат старается приукрасить свои знания и возможности. Чем больше приукрашивает себя кандидат, тем больше он становится похож на кота Матроскина из мультфильма "Простоквашино". У же ждешь, когда собеседник скажет: "Я еще шить и крестиком вышивать могу". Только с рабочими проблемами справиться не может, за что, в общем-то, и платится зарплата.
Что же мешает честно сказать: " Я не знаю" или " Я не умею делать"? По моим наблюдениям такой человек живет по принципу "лучше казаться, чем быть". Он всегда хочет быть первым и лучшим во всем. Только его, и больше ничьи, советы дельные и всегда пригодятся в жизни. Он прирожденный победитель в жизни. И помощь он готов принять только от проверенных людей.
В другом случае сказать "я не знаю" - это проиграть в споре. Неважно, бессмысленный это спор или решается важная проблема. Главное, в споре это победить другого спорщика. Или есть такие "офисные мудрецы", которые дают советы новичкам. Им кажется, что они все знают, во всем разбираются и новый сотрудник должен делать так, как ему говорят "офисные мудрецы", хотя очень часто ошибаются. Как только ошибки "офисных мудрецов" становятся видимыми, то они начинают вертеться и изворачиваться как уж на сковородке, оправдывая себя. Хотя нужно было вовремя сказать: "Я не знаю, обратитесь к другому специалисту". Но это очень сложно сказать, что я все не знаю.
В чем сила, когда вы говорите: "я не знаю" или "я не умею"? У вас появляется
1. время, чтобы спокойно разобраться в проблеме. Найти литературу, найти специалиста для консультации, да самому разобраться в трудном вопросе.
2. возможность выслушать всех участников. Часто, умение выслушать - первый шаг к решению проблемы. Или возможность посмотреть на ситуацию со стороны, и как быстро тонут под грудой собственных аргументов спорщики-всезнайки.
3. понять, чему нужно учиться заново. Хотя это очень тяжело признать, что то, что ты умеешь делать - неправильно, и теперь нужно учиться заново. Совсем плохо, если у вас ложные знания, в которые вы верите и всех убеждаете, что они правильные. Например, вы верите, что викинги были правителями Древней Руси. Читаете исторические книги, знаете всех нордических богов и правителей и убеждаете своих знакомых, что Рюрик был викингом, поэтому и Русью управлял так ловко. И большим разочарованием для вас станет другая историческая правда о Рюрике. Придется разбираться в этом вопросе снова.
Все знать и во всем разбираться невозможно, также как все уметь делать своими руками. И признаться в том, что что-то не знаешь или не умеешь, совсем не стыдно. Главное, учиться, а не прятаться за словами "не знаю" и "не умею".
Или я не права?