Найти в Дзене

Серпухов (часть 2 - Заключительная. Введенский Владычний женский и Высоцкий Зачатьевский мужской монастыри. Собор Николая чудотворца Белого)

В связи с тем, что наша с друзьями поездка в Серпухов ограничивалась одним днём, мы основной упор сделали на монастыри и храмы, коих здесь в избытке. По времени успели посетить только две обители и один собор.

Вход в Введенский женский монастырь
Вход в Введенский женский монастырь

1. Владычний монастырь основан в 1360 году святителем Алексием по особому изволению Божией Матери: «Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память... в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим!».

Вид через Святые ворота на Введенский Владычний монастырь.
Вид через Святые ворота на Введенский Владычний монастырь.

Преподобный Варлаам был строителем и первым настоятелем Владычнего монастыря. Еще при жизни имел дар чудотворения и удостоился видения Матери Божией. С его именем связано явление двух чудотворных икон Божией Матери: «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» и «Неупиваемая Чаша». Прославлен Богом во святых Своих.

Памятник Варлааму Серпуховскому - строителю и первому настоятелю монастыря.
Памятник Варлааму Серпуховскому - строителю и первому настоятелю монастыря.

Более чем 400 лет с момента своего основания Владычний монастырь жил внешне малоприметной, но внутренне сосредоточенной молитвенной жизнью. К концу XVIII века обитель пришла в упадок, богослужения почти совсем остановились, братия разошлась, келии и храмы пришли в совершенное запустение. В 1806 году Владычний монастырь был преобразован из мужского в девичий и началось возрождение монастыря, так что к середине столетия число насельниц возросло до 300. Самым замечательным событием тех лет можно назвать явление в 1878 году чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», впоследствии описанное священником обители иереем Иаковом Бриллиантовым со слов одной из сестер – свидетельницы чуда.

Памятная табличка в монастыре.
Памятная табличка в монастыре.
Настенная мозаика на Святых вратах.
Настенная мозаика на Святых вратах.
Ещё одна мозаика на Святых вратах.
Ещё одна мозаика на Святых вратах.

После революции, 1919-1920 годах Владычний монастырь был закрыт, сестры выселены. Церковные службы во Введенском соборе монастыря продолжались до 1927 года, затем он был закрыт и последовали долгие годы осквернения. Несколько монахинь монастыря пострадали за Христа и были расстреляны на Бутовском полигоне.

Храм великомученика Георгия Победоносца (конец XVI века).
Храм великомученика Георгия Победоносца (конец XVI века).
  • В 1995 году началось возрождение Владычней обители. 5 мая Священный Синод благословил возобновление монашеской жизни во Введенском Владычном женском монастыре. На территории монастыря несколько храмов: Собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы впервые построен в 1362 году при основателе преподобном Варлааме Серпуховском, в дальнейшем неоднократно перестраивался. Нынешний Введенский собор сооружён в правление Бориса Годунова.; Храм великомученика Георгия Победоносца (конец XVI века); Храм святителя Алексия (XVII век) и Надвратный храм мученика Феодота Анкирского (1599).
Введенский собор.
Введенский собор.
Святые врата и надвратная Федотовская церковь.
Святые врата и надвратная Федотовская церковь.
Изображение Георгия Победоносца на Георгиевской церкви.
Изображение Георгия Победоносца на Георгиевской церкви.

Также на территории монастыря есть гимназия и Святой источник иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» . Источник находится возле главного храма. Оформлен белым мрамором и резной мраморной иконой Пресвятой Богородицы "Неупиваемая чаша". Вода хорошая, многие приходят сюда, чтобы не только попить воды, но и набрать с собой про запас.

Святой источник иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша».
Святой источник иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша».
Старинная надгробная плита.
Старинная надгробная плита.
Старинная надгробная плита в монастыре.
Старинная надгробная плита в монастыре.

В продолжение более 500 лет множество паломников приезжают в монастырь на поклонение его святым мощам, от которых получают исцеления от беснования, рака, пьянства и других страстей и болезней.

2. Серпуховской Высоцкий мужской монастырь (см. видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/637f21f069e2c07cbec0f897). Основан он по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, двоюродным братом и сподвижником великого князя Димитрия Иоанновича Донского. Первым настоятелем монастыря преподобный Сергий поставил своего любимого ученика Афанасия.

Стены Высоцкого мужского монастыря.
Стены Высоцкого мужского монастыря.
Церковь Всех Святых в Высоцком монастыре.
Церковь Всех Святых в Высоцком монастыре.

В XVIII в. Андрей Тимофеевич Болотов (русский писатель, мемуарист, философ-моралист, учёный, ботаник и лесовод, один из основателей агрономии в России), живший в своей усадьбе Дворяниново неподалеку от Серпухова, писал: "... любовался я величественным видом монастыря Высоцкого, представшим взору моему посреди широкого отверстия между двух густых и высоких лесов, украшавших собою холм сей уже многие столетия и видевших праотцев наших..."

Солнце в кресте Церкви Всех Святых.
Солнце в кресте Церкви Всех Святых.
Один из обитателей монастыря.
Один из обитателей монастыря.
Сергиевская церковь (слева) и Зачатьевский собор в Высоцком монастыре.
Сергиевская церковь (слева) и Зачатьевский собор в Высоцком монастыре.

Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на одном из холмов. Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию праведной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком получивший название Высоцкого.

Изображение Иисуса на стене Зачатьевского собора.
Изображение Иисуса на стене Зачатьевского собора.
Оригинальная водосточная труба на здании в монастыре.
Оригинальная водосточная труба на здании в монастыре.
Башня, в которой располагается монастырская лавка.
Башня, в которой располагается монастырская лавка.

8 сентября 1380 г. на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич. В стенах Высоцкой обители благоверный князь захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия Святой праведной Анной Пресвятой Богородицы, освященный вместе с построенной Митрополитом Киприаном в 1381 г. Трапезной церковью.

Трехсвятительская церковь колокольня.
Трехсвятительская церковь колокольня.
Изображение Иисуса над входом одной из церквей.
Изображение Иисуса над входом одной из церквей.
Слева направо: Покровская церковь, Зачатьевский собор и Сергиевская церковь.
Слева направо: Покровская церковь, Зачатьевский собор и Сергиевская церковь.

В дальнейшем история монастыря тесно связана с городом Серпуховым. Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов. Под Серпуховым устраивались сборы войск, и Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим царем. Для таких случаев в монастыре имелись особые «царские палаты». В XVI в. в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора.

Ухоженная территория монастыря.
Ухоженная территория монастыря.
Захоронения известных людей Серпухова возле Зачатьевского собора.
Захоронения известных людей Серпухова возле Зачатьевского собора.
Скульптура ангелочка рядом с захоронениями.
Скульптура ангелочка рядом с захоронениями.

В 1928 г. власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность.
25 марта 1991 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы.
24 сентября 1994 г. состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 г., монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий П.
В 2002 г. совершилось Великое освящение главного храма обители — Зачатьевского собора. 18 мая 2003 г. обитель торжественно отметила 125-летие явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитание которого было возобновлено по открытии монастыря. Воссозданный первообраз находится в Покровском храме.

Крыльцо Зачатьевского собора.
Крыльцо Зачатьевского собора.

Сегодня в монастыре действуют шесть храмов: Покровский, Никольский, Зачатьевский, Сергиевский, во имя Трех святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», еще в трех продолжаются реставрационные работы и создаются два новых. В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего.

3. Храм Николы Белого занимает в Серпухове среди других приходских церквей бесспорно первое место, как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению – он служит главной высотной доминантой для целого района старой, исторически сложившейся застройки. Никольский храм на Калужской улице имеет длительную и сложную историю.

Собор Николы чудотворца Белого.
Собор Николы чудотворца Белого.
Мозаика на стене собора.
Мозаика на стене собора.

Первоначально он был деревянным. Таковым он фигурирует в документах XVI — начала XVII вв. Уже к началу 1550-х годов тот отрезок дороги, шедшей из Москвы на Калугу по левому берегу реки Нары, который проходил мимо этой церкви официально именовался Никольской улицей. Во второй четверти XVII в. вместо деревянной Никольской церкви возвели каменную. Во всяком случае, уже как существующая и действующая, она упоминается в «Строельной книге г. Серпухова» 1649 г.

Архангел Михаил на стене храма.
Архангел Михаил на стене храма.
Иисус на стене собора.
Иисус на стене собора.

Это была первая каменная церковь не только на посаде, но и во всем городе. Сложенная из тесаных блоков местного известняка, Никольская церковь получила у серпуховичей название, закрепившееся за ней с тех пор — Никола Белый. После революции 1917 г. богослужебная жизнь в храме Николы Белого прервалась не сразу. Примечателен факт посещения храма Святителем Тихоном в начале июня 1924 года. Именно им, Патриархом Всероссийским, был присвоен храму статус Кафедрального Собора, после чего значение Николы Белого в городе возросло.

Клумба и фонтан на территории собора.
Клумба и фонтан на территории собора.
Памятник жертвам политических репрессий.
Памятник жертвам политических репрессий.

В 1928 г., во время церковного раскола, кафедра боровшегося с ним епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского) находилась в Никольском соборе. Известно также, что после закрытия Владычного женского монастыря почитаемый в городе образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» находился именно в храме Николы Белого. Однако и его постигла участь многих храмов Серпухова. В 1929 г. собор закрыли. По рассказам старожилов иконы из него были снесены на реку Нару и сожжены на ее льду.

Колокольня собора Николы Белого.
Колокольня собора Николы Белого.
Территория собора.
Территория собора.

В канун 1000-летия крещения Руси о соборе Николы Белого, как ярчайшем архитектурном памятнике заговорили вновь. Среди планов использования храма рассматривалась возможность превращения его в концертный зал. Но милостью Божией в 1995 г. он был возвращен верующим как подворье Высоцкого монастыря, с 1998 г. — приходской храм. В Соборе Николы Белого восстановлены и обустроены кроме главного алтаря еще четыре придельных: во имя святителя Алексия Московского, преподобного Кирилла Белоезерского, иконы Божией Матери «Поможение родам», и в память о новомучениках — жителях Серпухова. Особого внимания достойна внутренняя роспись собора. На своде купола изображена вся земная история, начиная от предвечного совета Святой Троицы о сотворении мира, ветхозаветных патриархов и пророков, учителей Церкви, до Российских святителей и мучеников. Солнечный свет озаряет храм, проходя между изображений святых апостолов, напоминая об истинном Солнце — Иисусе Христе. Среди икон Спасителя и Его Пречистой Матери, сонм русских святых: святители и благоверные князья, воины и монахи и, конечно же, святой Николай Чудотворец в житийном изображении его чудотворений. Храмовая живопись — это Библия в красках. Вечная книга, приводящая к спасению, раскрыта для верующих в Серпуховском кафедральном соборе.

Мозаичное изображение Девы Марии.
Мозаичное изображение Девы Марии.

Чтобы осмотреть все достопримечательности Серпухова без суеты, а спокойно и размеренно, надо выделить этому городу пару дней. Значит у меня есть повод, чтобы сюда вернуться и прикоснуться к святыням этого чудесного города. Дальше небольшая фотогалерея мозаичных панно на стенах храма Николы Белого:

-38
-39
-40
-41
-42
-43