На Варальбоме обнаружил любопытное фото
К нему приложено следующее описание событий на нем:
"САУ StuG III 1-й батареи дивизиона штурмовых орудий дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» (1.Batterie/SS-Sturmgeshütz-Abteilung «Leisbstandarte SS Adolf Hitler») и подбитый горящий советский танк Т-34 на дороге у станицы Новоспасская.
На втором плане слева — солдаты уносят раненого унтерштурмфюрера СС Мартина Бергеманна (Martin Bergemann, 1920-1941) из 1-го танкового разведывательного подразделения LSSAH (1.(Krad.-)Kompanie/SS-Aufklärungs-Abteilung «Leisbstandarte SS Adolf Hitler») после неудачной попытки подорвать советский танк миной. Умер от ран в тот же день.
Танк Т-34 был расстрелян штурмовым орудием Stug III с расстояния в 25 метров".
Снимок датируется 7 октября 1941-го , место снимка - станица Новоспасская. Здесь нужно сделать ремарку, так как это не станица, а село Новоспасское в Запорожской области. Дивизия LSSAH в этот период действительно находилась в этом районе, во время прорыва 1-й танковой группы фон Клейста (кстати, в этот же день она была переименована в 1-ю танковую армию) от Днепропетровска к Бердянску.
На фото видно, что у "тридцатьчетверки" вышла из строя ходовая часть, но сам он выглядит достаточно целым. Вероятно, после остановки танка немцы захотели его подорвать. Но, неудачно, так как подорвались сами. Далее за советский танк взялось штурмовое орудие, которое, как утверждает описание открыло по нему огонь с 25 метров. Только вот термин "расстреляло" выглядит несколько противоречиво. И вот почему.
Дело в том, что в 1941-м "тридцатьчетверки" попили крови у танкистов фон Клейста. Столкновение с ними у немцев не вызывало хороших эмоций. Панцер-генерал прекрасно понимал своих подчиненных, описывая их бессилие перед Т-34 достаточно эмоционально:
"(...) танк Т-34-Кристи представляет собой серьёзного противника. Согласно докладу 2-го танкового полка, этот полк неоднократно имел дело с этим русским танком. Во всех случаях его бронирование показало себя настолько сильным, что никакой снаряд, включая 5-см противотанковый (Panzergranate 40 Sondermunition), не смог пробить его броню. С близкого расстояния, с расстояния ок 30 м, стреляя в борт! Там, где танки всё же удавалось вывести из строя, имело место случайное попадание, уничтожавшее гусеницу, заклинившее башню или вызвавшее пожар. Сами же русские «Кристи» уже с расстояния 1500-2000 м с поразительной меткостью стрельбы выводили наши танки из строя".
Как говорится, комментарии излишне. Мне также вспоминается один немецкий комбат, который попав в плен в начале 1943-го, резал правду матку по поводу вермахта и Красной Армии, да так откровенно, что рапорт о его допросе а попал в Генштаб, аж к самому генералу Антонову. В нем немец обматерил свои родные панцерваффе, заявив, что не понимает, почему у Красной Армии есть танки, а в вермахте какие-то "жестяные коробки" вместо танков.
Правда, наличие танков у Красной Армии отрицательно компенсировалось неумением их правильно использовать в первые годы войны. В частности, тот же фон Клейст отмечал, что "русские танки в атаках дробятся на многочисленные группы без управления и наступательного порыва". В этих словах авторитета танковой войны можно также прочитать скрытый смысл о том, что если советские танковые войска избавятся от указанных недостатков, то немцам станет совсем несладко.
Резюмирую. Я не знаю был ли Т-34 лучшим танком Второй Мировой войны. Но в 1941-м он точно был лучшим танком в мире. И танкисты фон Клейста тут соврать не дадут.
P.S. Благодарю Д. Пескина за помощь в разборе эмоций фон Клейста.
© Владимир Нагирняк
#вермахт
#ркка