На днях Мария Арбатова представила в Московском доме книги сразу две части своего нового романа «Березовая роща» - «Вышивка по ворованной ткани» и «Пирамида роста». Нынешний год для известной писательницы юбилейный: 17 июля ей исполнилось 65 лет. Однако Мария Ивановна решила не отмечать очередную круглую дату. Что вполне объяснимо: сегодня многим не до праздников.
Отметим, что Арбатова - автор четырнадцати пьес, поставленных как в России, так и за рубежом, а также более двадцати книг, не говоря уже о многочисленных публицистических работах. Кроме того, она еще радиоведущая, психоаналитик и активная деятельница феминистского движения.
Противница политических дискуссий
- Сейчас ситуация в мире весьма непростая. Люди разделились на разные лагеря. Даже в семьях наблюдаются жаркие дискуссии. Каков ваш рецепт выхода из ситуации?
- Рецепт только один: надо договариваться. А еще важно, чтобы не было... дискуссий. Да-да! Скажем, только так лично я могу общаться со своими друзьями.
Потому что если начинаешь дискутировать, то уже через две минуты ждешь мордобоя с обвинениями. Мол, ты идиотка, ничего не знаешь, ничего не понимаешь. Конечно, я в долгу не остаюсь и кричу: да ты - сам придурок. Ну и так далее.
Как известно, я — пожизненная либералка, всегда ею была и сейчас остаюсь. Однако это мне вовсе не мешает иметь голову на плечах. Поэтому я и не вижу сегодня никакого смысла дискутировать.
Это ни к чему не приведет. Сейчас все кругом специалисты и по Украине, и по НАТО, и по другим вопросам. Уверена: рано или поздно все закончится и утихомирится. Астрологи говорят, что в следующем году стрельба точно уляжется. Так давайте лучше поговорим о литературе!
Очередная история Золушки
- Что ж, принимается. Что вы сейчас читаете?
- Знаете, я — чукча-писатель, а не чукча-читатель. На протяжении многих лет мне надо было подыскивать кандидатов для «Национального бестселлера».
Это такая литературная премия за лучшее произведение на русском языке, написанное в течение календарного года. Признаюсь, за все время я столько всякой пурги прочитала, что, наверное, до конца жизни хватит впечатлений. Так что лучше действительно писать, чем читать.
В общем, открою секрет: я давно уже ничего не читаю. Да и глаз не осталось. К тому же времени вечно не хватает. И жалко его как-то. Ритм жизни, сами знаете, какой сегодня сумасшедший. Успеть бы все! А я еще все мечтаю побольше побыть с внуками.
Но как-то не получается, да не получается. Сегодня я литературу больше слушаю. Это так удобно. Бац, поставила себе «Братьев Карамазовых» Федора Михайловича Достоевского в исполнении хороших актеров и кайфую!
- О чем ваша новая книга?
- События, которые я описываю, происходят еще 30 лет назад - в 90-е годы. Я тогда активно работала на телевидении. Впечатлений накопилось много. И вот теперь наступило время, когда уже можно рассказывать о том бурном периоде нашей истории.
Я посчитала своим долгом описать, что увидели своими глазами и что услышала своими ушами. Удивительно, но за тридцать лет ничего подобного так и не вышло. Все словно воды в рот набрали. Обе части моей «Березовой рощи» с грифом «18+».
И это вовсе не случайно, если вы прочтете хотя бы немного. Издатели даже целлофановую обложку использовали, чтобы дети случайно не открыли. Оглядываясь назад, я понимаю, что 90-е годы были самыми яркими в моей жизни.
- Главная героиня — вы сами?
- Нет, одна девушка из глубинки. Отец у нее жутко пьет. Естественно, бьет и гоняет ее мать. Героиня сбегает из дома и приезжает в Москву. В общем, типичная история очередной Золушки.
В столице она встречает самых разных московских мужиков. В какой-то момент ее жизнь каким-то волшебным образом меняется и превращается в настоящую сказку. Но все произошло вовсе не по мановению некой волшебной палочки, а потому, что девушка все время пашет как вол.
До телевидения она работала массажисткой-экстрасенсом. Причем текст был готов еще в 90-е годы. Но все это время страницы лежали без движения. А сейчас я снова их перечитала свежим взглядом и подумала: а ведь интересная получается история!
Ничего не насочиняла
- Сюжет полностью вымышленный?
- Ну что вы. У меня даже есть реальный протопит. Я писала с конкретного человека. Кстати, уже прочитала в Интернете отклики: мол, Арбатова все насочиняла. Да и откуда ей знать о жизни в глубинке!
Сидит себе в своей Москве и дальше Садового кольца не видит. Но эти критики забывают, что я родом как раз из провинциального города Муром Владимирской области.
А еще я многие годы занимаюсь психоаналитикой. Знаю столько человеческих историй! Причем правдивых, из первых рук. Да еще это все такие известные люди, что меня уже давно пора убивать за такие знания. Так что я вовсе ничего не насочиняла.
У меня выгорание как раз наступило не в писательстве, а в психоаналитике, потому что очень трудно было справиться с диким валом откровений. Иногда просто не хотелось никого видеть, потому что истории девушек бывали такими, что я долго не могла прийти в себя.
- Будет только две части «Березовой рощи»?
- Пока да. Хотя можно сделать и третью, и четвертую. Время-то идет. Первая часть, «Вышивка по ворованной ткани», - о том, как девушка попадает в Москву, а во второй части, в «Пирамиде роста», — как она оказывается на телевидение и становится популярной ведущей политических ток-шоу.
Я не хочу сказать, что она - деревенская дурочка, но так уж получилось, что она чудовищно необразованна. А тут ей вдруг надо вести такие серьезные передачи. Она и половину не понимает из того, что говорят вокруг.
Однако для телевидения важна органика. Оно любит человека, который сам себе не врет. Моя героиня выглядит потрясающе органично. И ее необразованность с лихвой компенсирует грандиозный успех в кадре.
Короче, события разворачиваются до 95-го года, когда уже выборы в Госдуму. Пора идти в политику. Фамилии и все персоналии узнаваемы, начиная с Ельцина и пр. Писать о 90-х можно до бесконечности.
Тут важно было вовремя остановиться, чтобы получилось не слишком объемно. Но сегодня ясно, что «Березовая роща» - это не только одна из самых толстых, но и самых важных для меня книг.
Бросила МГУ
- Какой вопрос вам задают чаще всего?
- «Как вы стали писательницей?» Казалось бы, я все изложила в автобиографии. Причем она издана такими сумасшедшими тиражами, что уже и вопросов быть не должно.
Но, видимо, кто-то не читал. Так что я упорно отвечаю, что, будучи еще маленькой девочкой, знала, что стану именно писательницей. Хотя еще хотела быть археологом.
Но, увы, не стала. Наверное, для этого нужно уметь копать... А писательницей все же стала, поскольку все время что-то сочиняю. С самого раннего детства!
Можно сказать, я не стала писательницей, а никогда ею не переставала быть. Вопрос был лишь во времени, когда напечатают мою первую книгу. Что сразу превратило меня в некоего профессионала.
- Тем не менее вы сначала поступили на философский факультет МГУ, а вовсе не в Литературный институт...
- Да, но никакого секрета здесь нет. Мой папа преподавал философию. Еще марксистскую. Правда, он умер, когда мне было 11 лет. Тем не менее я решила продолжить династию.
Поступила в МГУ вовсе не потому, что кто-то настоял, но мы с братом тогда понимали, что такое хорошее образование. Вот и выбрали МГУ. Однако вскоре я поняла, что поступила не туда, куда душа лежит. Ушла и поступила в Литературный институт.
Выдержала творческий конкурс на отделение «драматургия». Сегодня мало, кто знает, что огромную часть жизни я была именно драматургом. Причем весьма успешным. Меня ставили и в СССР, и на Западе. Но потом внутри что-то сломалось.
Как будто меня заклинило. Я поняла, что пьесы писать мне больше не интересно. Переключилась на киносценарии. Не скрою, большую роль в этом переходе сыграли деньги, которые я получала.
К сожалению, режиссеры обычно прикладывают максимум усилий для того, чтобы испортить практически любой сценарий. Но тут ничего не поделаешь. Я и сегодня продолжаю писать киносценарии.
Пусть портят. Главное, чтобы платили. К счастью, проза - сугубо авторская вещь. Тут никто сильно не сможет ничего испоганить. Разве что издать книгу на плохой туалетной бумаге. К сожалению, такое у меня случалось...
Какие книжки готова сжечь
- Как бы вы охарактеризовали свой стиль?
- Ритмичная проза. Мне иногда говорят: «А где описания?» Где, собственно говоря, литература? Но тут как раз нужно учесть мою драматургическую школу. Больше всего мне не нравятся большие рыхлые произведения. А у меня все четко.
Как на театральной сцене. Когда я писала пьесы, то знала: важна каждая зрительская секундочка. Если человек в зале потеряет интерес к тому, что он видит на сцене, то все: он уже не с тобой, а в себе. Начинает думать о чем-то своем.
В общем, отвлекается и в конце концов засыпает. Ну а я сама засыпаю, когда автор предлагает бесконечные описания. Иной герой на протяжении восемнадцати страниц поднимается по лестнице. Такую книжку я готова кинуть в печку!
- Вы по-прежнему занимаетесь вопросами феминизма?
- Конечно. Я являюсь членом Совета уполномоченного Москвы по правам человека. К сожалению, человеческое общество само по себе очень злое. Не только наше.
Проблем выше крыши даже в благополучных скандинавских странах. Домашнего насилия там тоже хватает. Хотя все рецепты его прекращения вроде бы давно уже известны.
Побитой женщине достаточно лишь загуглить, чтобы получить всю полезную информацию. Нужные действия расписаны буквально пошагово. Но суициды не прекращаются, а жертвы не перестают ходить по психоаналитикам.
- А в чем тут главная проблема?
- Да в том, что мы не можем никого заставить позвонить в кризисный центр. Хотя достаточно туда обратиться, чтобы тебя поддержали и объяснили, что делать.
Научили, подготовили к суду, ну и так далее. Нет, лучше годами страдать и подвергаться семейному насилию. «Почему не обращаетесь в кризисный центр?» - спрашиваю у одной дамочки.
«У меня сейчас рука сломана!» - она объясняет. Понятное дело, почему она сломана. Казалось бы, надо не просто звонить, а бежать в кризисный центр. Но она говорит: «Когда рука заживет, тогда обращусь".
Она не понимает, что к тому времени у нее и вторая рука может быть сломана, а то и нога, шея или позвоночник. Ну а последний удар будет по крышке гроба! - эмоционально произнесла возмущенная Мария Ивановна.
- Поздравляем с выходом новой книги, желаем дальнейших творческих успехов!
Читайте другие статьи о книгах и авторах:
Герман ПАЛОЯН: «Призываю учиться на моих ошибках!»
Николай Цискаридзе: «Моя личная жизнь — это табу!»
"Всегда обожала соревноваться!» - говорит Елизавета Брахт-Тищенко
Гуру полезных десертов: так называют Кристину Озерову
"Проблемы не в детях, а в родителях", - психолог Михаил Лабковский
«С коалой снялся в зоопарке!» - признался Николай Дроздов
"Родина одна!" - считает Дарья Донцова
О чём никогда не напишет Александра Маринина