Найти тему
киНоНостальгия

Эклектика по-французски или polar, noir, giallo в одном флаконе. "Уголовка" (Le Crime, 1983)

Клод Брассер в "Уголовке" (1983)
Клод Брассер в "Уголовке" (1983)

"Уголовка" (в советском прокате помню ее под названием "Бригада криминальной полиции") - любопытный образчик французского полицейского фильма (polar или policier) 80-х. Конечно, не классика первого ряда, с одной стороны. Но и не рядовая проходная продукция - с другой. Режиссер успешного фильма с Бельмондо "Частный детектив" ("Наводчик") Филипп Лабро выдает если не излишне вдохновенную, то вполне мастеровитую постановку. В ролях звезды первой величины - Клод Брассер, Жан-Клод Бриали, великий Жан-Луи Трентиньян.

Однако лично для меня фильм примечателен не сильными сторонами, а скорее недостатками, если таковыми считать стилистическую эклектику и как следствие - отсутствие цельного впечатления от просмотренного. Я употребил слово "если" не случайно: доводилось слышать, что попытка соединить элементы 40-х и 80-х - как раз сильная сторона "Уголовки". Спорность мнений вызвала интерес и желание написать об этой ленте.

"Уголовка" (1983)
"Уголовка" (1983)

"Уголовка" начинается как типичный французский или итальянский детектив 70-80-х с политическим оттенком. Переодетые в жандармов киллеры расстреливают влиятельного адвоката прямо в здании суда. На место преступления прибывает бригада уголовной полиции во главе с комиссаром Грифоном (Клод Брассер), который знакомится с красоткой-журналисткой, случайно оказавшейся поблизости. С этого момента и начинаются забавные стилистические упражнения от авторов фильма.

"Уголовка" (1983)
"Уголовка" (1983)

С первой же общей сцены вроде бы заявленный жанр политического детектива очевидно преобразуется в популярный в Голливуде еще с 30-40-х сюжет о "битве полов", причем с явно комичным, чуть ли не комедийным, подтекстом. Побитый жизнью полицейский и бойкая журналистка из богатой семьи -несложно предсказать динамику их отношений: неприязнь с первого взгляда, взаимные поддевки, перерастающие в симпатию и любовь. Забавно, что первая перепалка происходит, правда, на фоне очерченного контура мертвого тела...

"Уголовка" (1983)
"Уголовка" (1983)

Герой Клода Брассера, не скрывают авторы, - типичный частный детектив или крутой полицейский, прямиком пришедший из 40-х, когда пышно цвел жанр noir. Неустроенная личная жизнь, холостяцкая берлога с батареями бутылок любимого бельгийского пива, неизменная сигарета, дырка в носке и, конечно, показной цинизм и пренебрежение "правилами". Иногда авторы, надо сказать, пережимают в создании образа hard-boiled detective. Грифон без всякой необходимости постоянно грубит, даже хамит, а иногда ведет себя откровенно по-хулигански. Тут палка явно перегнута - таким персонажам очень важно сохранять обаяние, как это умел делать Хамфри Богарт в тех же 40-х. В 80-е, на мой взгляд, такая трактовка кажется несколько карикатурной, словно ретро-персонаж ненароком совершил бросок во времени.

"Уголовка" (1983)
"Уголовка" (1983)

Прямо из 30-40-х и образ бойкой, независимой, острой на язык журналистки, которая "ради нескольких строчек" готова в огонь и воду, нарушать правила и даже закон. Тем, кто смотрел довоенные голливудские комедии, наверняка вспомнятся подобные персонажи, вплоть до типажа, покроя костюма и манеры разговора.

"Уголовка" (1983)
"Уголовка" (1983)

В принципе "битва полов" как таковая - популярнейший сюжет мирового кино. Однако стоит отметить, что в "Уголовке" сцены "искромётных" диалогов "мужчины и женщины" помещаются между эпизодами жестоких избиений и убийств. В частности первый раз герои займутся любовью сразу после жуткой расправы киллеров над элитной проституткой, которая на свою беду "слишком много знала". Пикантности сцене добавляет тот факт, что оба влюбленных сами и спровоцировали чудовищную смерть. Ну как не лечь в постель, когда только что скорая увезла обугленный труп?

"Уголовка" (1983)
"Уголовка" (1983)

Кстати, длинный эпизод убийства содержанки, кажется, вообще перекочевал в policier из популярного в 70-е и частично в 80-е жанра giallo - и скорее выглядит вставным "аттракционом", призванным продемонстрировать умение режиссера создать пресловутый suspense. Долгое нагнетание страха, искаженное ужасом лицо жертвы, отчаянные попытки спастись, зловещие тени на пустых ночных улицах - и леденящая душу развязка совершенно в духе giallo. Нарочито абсурдная, алогичная, неправдоподобная, но крайне жестокая.

"Уголовка" (1983)
"Уголовка" (1983)

Киллеры не ищут легких путей. Буквально в шаге от спасения они блокируют девушку в лифте, проламывают обшивку потолка и, облив ее бензином, сжигают заживо. За довольно долгую зрительскую жизнь я видел много киносмертей и должен признать: эта - одна из самых страшных. Не с точки зрения натурализма (тут как раз все более или менее в рамках), сколько от осознания отчаяния и ужаса жертвы.

Правда, как я уже отметил, Грифону и журналистке кошмар происшедшего не помешает заглушить боль сексом...

"Уголовка" (1983)
"Уголовка" (1983)

Надо отдать должное - Лабро все же помнит, что снимает жесткий policier. Так что в детективной линии концы будут сведены с концами, злодеям воздадут по заслугам, финал будет вполне брутальным для 80-х.

"Уголовка" (1983)
"Уголовка" (1983)

Резюмирую свое (подчеркиваю - личное) мнение. "Уголовка" - конечно, не классика. Тем не менее, при всех шероховатостях и грубых швах на стыке жанров и стилей - это крепко сделанная картина. Смело могу рекомендовать фильм тем, кто интересуется французским кино разных эпох, и особенно жанром policier. Лента как минимум любопытная.

Остальным скорее всего "Уголовка" вряд ли доставит удовольствие. Хотя...кто знает? У каждого, как я отмечал в начале, свое мнение.