Найти тему
Евгений Орлов

Первый рейс.

Оглавление

Из цикла "Жизнь замечательных друзей".

Любой почин приносит новый опыт,

Свой оттиск в памяти оставив навсегда…

Я, как и тридцать пять парней с нашего потока, распределился в “МурманРыбПром”, — начал свой рассказ Володя Григорьев. Ты же помнишь, был апрель 89-го. Нас быстренько распределили по пароходам и выгнали в море, в Баренцуху на промысел. Кстати, там на промысле, в сутках примерно хода от линии Торос-Летинский, мы очень скоро встретились со многими парнями опять.

СТР “Солигалич”, МЕ-0314 — сейнер-траулер бойко молотил главным двигателем. Старший помощник сдал мне вахту на мостике с распоряжением следовать в район промысла. Проложить курс — дело нехитрое. Ходовая вахта не требовала от меня, новоиспечённого третьего помощника, высокого искусства…, это с одной стороны. С другой — капитан со вторым пребывали в полной отключке под парами алкоголя. Старший помощник, отдувавшийся один за всех на выходе из порта, отсыпался. По этим причинам моя вахта продолжалась и продолжалась…

Помню спокойное море, группу промысловиков. Мы подошли к площадке, где все сгрудились. Я спустился в каюту капитана, доложил: “Прибыли в район промысла”. Капитан не пошевелился: как валялся в койке одетый, так и продолжал. Может только перевернулся сменить бок. Его широко раскрытый рот, воронка, чтобы лить пойло, сохранял ориентацию вверх. Прошло изрядно много минут, и смысл моего доклада наконец кристаллизовался в его сознании. “Ставь трал” — эти два слова явились единственным итогом всей его деятельности. Большего в тот день от него было ждать бессмысленно.

Ставить трал… Был ли я озадачен? — Разумеется да. Первый всё-таки рейс на мосту.

По громкой связи попросил подняться тралмастера и старшего механика. Здесь, в узком кругу держали совет. В итоге я получил рекомендации специалистов. Стармех на машинном телеграфе, тралмастер на траловой лебёдке. На мачте два белых огня в дополнение к ходовым рыболовного судна занятого тралением, в соответствии с МППСС. Приступили…

Трал ушёл в глубину. Таков был мой дебют на промысле.

Потом втянулся. Все включились в работу, капитан тоже. Он, правда, по-своему — не просыхал до конца рейса. При этом, когда рыба пошла, всех выгнал шкерить улов. Сам же, со словами “посижу на мосту”, обосновался там. Пароходик небольшой, цеха рыбообработки нет. Мы всей командой шкерили рыбу на палубе. Капитан “посидел” на мосту, ушёл. Когда я снова заступил на вахту, обнаружил, что судовой журнал несколько дней не заполнялся. Штурмана "задним числом" восполняли пропуски. Тот ещё ребус и кроссворд! Координаты, курсы, моменты постановки-выборки трала — всё из головы…

Тот рейс длился 69 суток. Запомнилось почему-то… Длился таким вот описанным примерно манером. Когда уже шли в Мурманск, капитан был на мосту, трезвый наконец-то. Тогда он и узнал, что это был для меня первый выход в море в качестве штурмана.

Не у меня одного от такого начального опыта был нехороший осадок на душе. Помню, в порту случайно встретился с Витей Трембицким. Тот оббегАл береговые службы, оформлял выход судна в море. Пограничники, таможенники, служба мореплавания, диспетчер порта, отдел кадров… Настоящая полоса препятствий, квест на выживание. Да сам помнишь, наверное… Так вот, он всё оформил. Оставалось вечером несколько свободных часов. Следующим днём у него отход. Пошли в “Дары моря”. Подняли рюмку “на посошок”, больше нельзя. А были “как есть”: у Вити дипломат с судовыми документами, дипломами, паспортами экипажа. Он рассказывал про персоналии, про порядки на его пароходе. В конце пошутил: “Возьму вот, выкину эти документы! Пусть крутятся, как хотят, оформляют всё заново!”. Конечно, это была шутка. Но как отражение настроя, атмосферы — очень примечательно.

Думаешь конец? Всё, что я хотел сказать? — Владимир сделал паузу в своём повествовании. — Нет, есть что добавить (для полноты картины).

Прошло пару может быть лет. Опять короткая стоянка на берегу между рейсами. Встретился я с Моисеевым, капитаном третьего ранга. Да помнишь наверняка, он первой ротой судоводов командовал, что на три года старше нас. Соседом оказался по дому. Жил я в районе магазина “Луч”, где “пятёрка” круг делает. Мы с ним часто встречались в те времена, благо в одном дворе. Разговорились, он мне про жизнь рассказывал. Там своя отдельная повесть. Скажу только, что в то время Моисеев уже работал учителем немецкого языка в школе № 5 — такой вот у него поворот судьбы. Зашли мы в местную небольшую кафешку, беседовали там не спеша. Подходит какой-то опустившийся забулдыга пьяненький и предлагает что-то купить, какую-то чепуху. Вот тут-то и возникла неловкая минута. Узнал я своего первого капитана. И он меня тоже узнал.

17 ноября 2022 года.

Следующий рассказик с борта СТР "Солигалич" — "Фантазёры — не вруны".