Найти тему
ИА Регнум

Варшава уступила Киеву и Берлину «честь» развязать «войну НАТО с Россией»

Варшава уступила Киеву и Берлину «честь» развязать «войну НАТО с Россией»

Когда в понедельник, 21 ноября, министр национальной обороны Польши Мариуш Блащак поддержал идею своей немецкой коллеги Кристин Ламбрехт о переброске из Германии на границу Польши с [б. УССР] зенитно-ракетных комплексов Patriot, это выглядело сенсацией. Формальным поводом заявления Ламбрехт стал инцидент в Люблинском воеводстве, где ракеты киевского режима убили двух поляков. Министр обороны Германии, объясняя свое предложение, заявила, что это делается для того, чтобы «НАТО не стало стороной войны». И добавила: «Польша — наш друг, союзник и как сосед [б. УССР] особенно уязвима». Однако последние месяцы правящая польская партия «Право и Справедливость» (PiS) и особенно ее председатель Ярослав Качиньский неоднократно и в жестких выражениях критиковали Берлин, в том числе за «недостаточную» военную помощь киевскому режиму. Поэтому решение Блащака принять помощь немцев выглядело удивительным. «Германия теперь больше не Четвертый рейх?» — съязвил по этому поводу экс-министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский.

   Польша Иван Шилов © ИА REGNUM
Польша Иван Шилов © ИА REGNUM

Действительно, переброска немецких Patriot, произойди она, говорила бы о качественном изменении отношений между Варшавой и Берлином. Немецкая пресса благосклонна отнеслась к возможности военного сотрудничества двух стран. «В последние годы было мало примеров конструктивного германо-польского сотрудничества, — сообщала в этой связи Deutsche Welle (СМИ, признанное в РФ иностранным агентом). — «Право и справедливость» на протяжении многих лет использует Германию в целях внутренней политики, регулярно разжигая антинемецкие настроения. Поэтому, по мнению директора варшавского офиса аналитического центра Европейского совета по международным отношениям (ECFR) Петра Бураса, предложение Германии направить в Польшу Patriot — это мудрый шаг со стороны Берлина. Германия, по его словам, искала хорошую возможность послать позитивный сигнал для отношений между двумя странами и преуспела в этом после трагедии в Люблинском воеводстве. Как сказал нам в интервью Бурас, «несмотря на свою антинемецкую позицию, польское правительство не могло отказаться от этого предложения». Однако последующие события показали, что ситуация стала развиваться не по сценарию, позитивному для Берлина, а наоборот.

В тот же понедельник, 21 ноября, бывший премьер-министр Великобритании Борис Джонсон выступил в эфире CNN Portugal, где «обвинил правительство Германии в том, что оно изначально предпочитало быстрое военное поражение [б. УССР] длительному конфликту. Его комментарий вызвал резкое опровержение со стороны Берлина, который обвинил бывшего премьер-министра в «уникальных отношениях с правдой». Но дело было сделано. В среду, 23 ноября, на ленте правительственного Польского агентства печати появилось интервью с Качиньским. Среди прочего председателю правящей партии был задан вопрос о переброске немцами батарей Patriot в Польшу. «Предложение, безусловно, интересное, — ответил глава PiS. — Хочу отметить, что здесь я выражаю собственное мнение, но считаю, что для безопасности Польши было бы лучше, если бы немцы передали эту технику [киевскому режиму], обучили бы с условием, что батареи будут дислоцироваться на западе [б. УССР]. Тогда это, наверное, позволяло бы сбивать вражеские ракеты эффективнее, чем С-300. С другой стороны, это защитило бы нас от таких событий, которые произошли в Люблинском воеводстве. В то же время, если россияне решатся на нас напасть, это тоже будет для нас защитой».

   ЗРК Patriot (cc) Ministerie van Defensie
ЗРК Patriot (cc) Ministerie van Defensie

После чего свое мнение на прямо противоположное изменил и Блащак. Министр спустя несколько часов сообщил, что «попросил немецкую сторону передать [б. УССР] батареи Patriot, предложенные Польше. Это защитит [б. УССР] от дальнейших жертв и отключений и повысит безопасность нашей восточной границы». В чем причины такого поведения Варшавы. Во-первых, «Право и Справедливость» решила не отказываться от прежней линии политического противостояния с Берлином. В тот день, когда появилась реакция Качиньского и Блащака, польское министерство иностранных дел направило во все страны Европейского союза, Совета Европы и НАТО дипломатическую ноту о своем требовании к Германии о предоставлении репараций за разрушения, нанесенные Польше во время Второй мировой войны. Во-вторых, ряд польских экспертов ранее расценили идею размещения Patriot на границе с б. УССР как «опасную», поскольку, по их мнению, в Москве это могли расценить как «втягивание НАТО в войну с Россией». Теперь Варшава перебросила эту «горячую картошку» киевскому режиму, что, пишет газета Rzeczpospolita, является «шокирующим предложением». Так как идея «PiS отправить немецких солдат, управляющих батареями, в [б. УССР] вовлечет НАТО в прямое столкновение с Россией, чего альянс с самого начала пытался избежать».

   Ярослав Качиньский (cc) Piotr Drabik
Ярослав Качиньский (cc) Piotr Drabik

В-третьих, обозначен раскол в Варшаве, когда лидеру правящей партии пришлось оперативно «поправить» главу военного ведомства. В этом контексте интересно, стало ли первоначальное согласие Блащака с инициативой Ламбрехт решением самого гражданского министра или он его принял с подачи Генерального штаба Польши. Но пока Варшава уступила «честь» развязать немецкими руками «войну НАТО с Россией» киевскому режиму. Посмотрим, чем теперь ответят Берлин и Североатлантический альянс.

Еще больше новостей на сайте