В предыдущей части этого выпуска я рассказал о нескольких непонятых нашими современниками эпизодах, характеризующих отношения Спасителя с Его Матерью и братьями. Продолжу эту тему, а потом постараюсь разгадать эти исторические загадки.
Еще одна странность: почему Он никогда не называл Марию мамой?
Услышав в Вифаваре во время Крещения глас Матери своей Небесной, Духа (напомним, Руах — Святой Дух на иврите и арамейском — женского рода): «Ты — Сын Мой возлюбленный» (Лк. 3: 21-22), не мог сказать Иисус земной родительнице «Мама», так же как земному отцу: «папа»; мог — только Небесной Матери и Отцу Небесному.
Ни Матери не покинул Он до Своего последнего дня на земле, ни братьев (о них позже) — значит, любил их искренне. Непонимание же происходило из-за того, что учил Он не так, как учили пророки и раввины; слишком огромные, прямо-таки непомерные требования предъявлял Христос и к ученикам Своим, и к родным. В результате и апостолы, и Семья далеко не всегда правильно понимали Спасителя.
Древний Закон и обычаи требовали: во время учения забудь о семье своей и всем мирском; внешне, на людях, держись вежливо и почтительно с родителями и друзьями; будь суров, если они ведут себя с тобой неподобающе — не как со служителем Саваофа, а как с обычным членом семьи или приятелем; во время служения старайся избегать встреч с ними. Это естественное, разумное поведение (его слабым отголоском звучит пословица «Дружба дружбой, а служба службой») Христос заменил на противоестественное, святотатственное для современников, неприемлемое и на наш взгляд:
«Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:26).
«Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
И враги человеку — домашние его.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня...» (Мт.10:35-37).
...Хочется, не дослушав, бежать от возмущения и страха. Но, если это кажется «возмутительным», «противоестественным», то, может быть, потому, что принято в качестве новой заповеди: «возненавидь». Однако ведь это вовсе не так! Требует ли Искупитель чего-нибудь, повелевает ли, принуждает ли? Нет, только сообщает, как попасть на Небо: отрекись от всего земного, возлюби Бога больше всего — и тебе гарантирован рай! В том же ряду знаменитый парадокс: «Люби врага твоего». Если в плотской любви один любит, а другой ненавидит, то любящий любит и врага.
Христиане, особенно монахи и схимники, доказали на своем личном опыте, что, любя Его, нельзя не оставить, не «возненавидеть», если для Него это нужно, отца и матери: ведь для некоторых родителей уход чада в монастырь — горе. Страшное, непостижимое для обычного человеческого ума это знание, горький этот опыт...
Видно, потому и Мариам, хоть и верила, что родила от Адонаи, все же от страха за Сына иногда Сама не знала, что делала. То помнила о божественности Своего Мальчика, то забывала. То свет Благовещения, то тьма беспамятства охватывали Ее; ощущала себя то земной рабой, то Царицей Небесной. И так — всю жизнь, пока не прошла вместе с Христом Скорбного Пути до конца. Только там, у подножья Креста, когда, оставленный всеми, даже Отцом, Спаситель не оставил Ее, сказал Иоанну: «Вот Матерь твоя», — только там получила Она последнее решающее доказательство, что Сын любил Ее не одною небесной, но и земною любовью (Ин. 19: 26-27).
Из Каны Галилейской, где евангелисты впервые описывают Ее в компании с Мессией, Приснодева последовала за Иисусом в Капернаум (Ин.2:12). Ее не называют среди женщин, сопровождавших Христа во время Его проповедей.
Ах, уж эти предрассудки, присущие и лучшим из людей! Даже евангелисты, правоверные иудеи, считали женщин второстепенными существами по сравнению с мужчинами, а потому и Мать Спасителя упоминали лишь тогда, когда Ее просто нельзя было не упомянуть! После эпизода в Храме Мария практически исчезает из благовестов, у синоптиков Она даже не названа среди присутствующих при Распятии, хотя Марк и Матфей поименно перечисляют женщин, которые издали смотрели на казнь (Мк.15:40; Мт.27:56). Только Иоанн рассказывает о Ее пребывании на Голгофе. В «Деяниях апостолов» еще записано, что Она молилась после казни Иисуса вместе с учениками и братьями Его (Деян.1:4). Вот практически и все сведения о Ней, содержащиеся в каноне.
Дева осталась Девой и в преклонном возрасте, когда, частенько, даже самая миролюбивая в молодости женщина порою превращается, в лучшем случае, в сварливую бабу, в худшем — в брызгающую пеной, злобно лающую бешеную суку. Характер Избранницы Божьей не испортили ни климакс, ни обычная доля дочери Евы, тяжкая в те времена почти для любой еврейки, кроме богатых и знатных, коих насчитывались единицы. Она по-прежнему для всех, особенно страждущих, оставалась, в зависимости от их возраста, матерью, сестрой или дочерью — отзывчивой, любящей, всегда готовой помочь, поддержать, ободрить.
После Воскресения и окончательного переезда апостолов в Иерусалим Мать Иисуса и братья Его поселяются вместе с ними. По преданию, Иоанн, исполняя завет Учителя, взял Ее к себе в дом, расположенный в Гефсимании, у стен священного града.
Продолжение - в следующем выпуске.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3686/
Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.