Найти тему
Труд Черноземья

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.7). Пресвятая Дева Мария. Часть 9. Глава 1.

Дева Мария со Спасителем. Открытые источники.
Дева Мария со Спасителем. Открытые источники.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.

В предыдущей части этого выпуска я рассказал о нескольких непонятых нашими современниками эпизодах, характеризующих отношения Спасителя с Его Матерью и братьями. Продолжу эту тему, а потом постараюсь разгадать эти исторические загадки.

Еще одна странность: почему Он никогда не называл Марию мамой?

Услышав в Вифаваре во время Крещения глас Матери своей Небесной, Духа (напомним, Руах — Святой Дух на иврите и арамейском — женского рода): «Ты — Сын Мой возлюбленный» (Лк. 3: 21-22), не мог сказать Иисус земной родительнице «Мама», так же как земному отцу: «папа»; мог — только Небесной Матери и Отцу Небесному.

Ни Матери не покинул Он до Своего последнего дня на земле, ни братьев (о них позже) — значит, любил их искренне. Непонимание же происходило из-за того, что учил Он не так, как учили пророки и раввины; слишком огромные, прямо-таки непомерные требования предъявлял Христос и к ученикам Своим, и к родным. В результате и апостолы, и Семья далеко не всегда правильно понимали Спасителя.

Древний Закон и обычаи требовали: во время учения забудь о семье своей и всем мирском; внешне, на людях, держись вежливо и почтительно с родителями и друзьями; будь суров, если они ведут себя с тобой неподобающе — не как со служителем Саваофа, а как с обычным членом семьи или приятелем; во время служения старайся избегать встреч с ними. Это естественное, разумное поведение (его слабым отголоском звучит пословица «Дружба дружбой, а служба службой») Христос заменил на противоестественное, святотатственное для современников, неприемлемое и на наш взгляд:

«Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:26).

«Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

И враги человеку — домашние его.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня...» (Мт.10:35-37).

...Хочется, не дослушав, бежать от возмущения и страха. Но, если это кажется «возмутительным», «противоестественным», то, может быть, потому, что принято в качестве новой заповеди: «возненавидь». Однако ведь это вовсе не так! Требует ли Искупитель чего-нибудь, повелевает ли, принуждает ли? Нет, только сообщает, как попасть на Небо: отрекись от всего земного, возлюби Бога больше всего — и тебе гарантирован рай! В том же ряду знаменитый парадокс: «Люби врага твоего». Если в плотской любви один любит, а другой ненавидит, то любящий любит и врага.

Христиане, особенно монахи и схимники, доказали на своем личном опыте, что, любя Его, нельзя не оставить, не «возненавидеть», если для Него это нужно, отца и матери: ведь для некоторых родителей уход чада в монастырь — горе. Страшное, непостижимое для обычного человеческого ума это знание, горький этот опыт...

Видно, потому и Мариам, хоть и верила, что родила от Адонаи, все же от страха за Сына иногда Сама не знала, что делала. То помнила о божественности Своего Мальчика, то забывала. То свет Благовещения, то тьма беспамятства охватывали Ее; ощущала себя то земной рабой, то Царицей Небесной. И так — всю жизнь, пока не прошла вместе с Христом Скорбного Пути до конца. Только там, у подножья Креста, когда, оставленный всеми, даже Отцом, Спаситель не оставил Ее, сказал Иоанну: «Вот Матерь твоя», — только там получила Она последнее решающее доказательство, что Сын любил Ее не одною небесной, но и земною любовью (Ин. 19: 26-27).

Из Каны Галилейской, где евангелисты впервые описывают Ее в компании с Мессией, Приснодева последовала за Иисусом в Капернаум (Ин.2:12). Ее не называют среди женщин, сопровождавших Христа во время Его проповедей.

Капернаум, национальный парк, руины древней синагоги. Открытые источники.
Капернаум, национальный парк, руины древней синагоги. Открытые источники.

Ах, уж эти предрассудки, присущие и лучшим из людей! Даже евангелисты, правоверные иудеи, считали женщин второстепенными существами по сравнению с мужчинами, а потому и Мать Спасителя упоминали лишь тогда, когда Ее просто нельзя было не упомянуть! После эпизода в Храме Мария практически исчезает из благовестов, у синоптиков Она даже не названа среди присутствующих при Распятии, хотя Марк и Матфей поименно перечисляют женщин, которые издали смотрели на казнь (Мк.15:40; Мт.27:56). Только Иоанн рассказывает о Ее пребывании на Голгофе. В «Деяниях апостолов» еще записано, что Она молилась после казни Иисуса вместе с учениками и братьями Его (Деян.1:4). Вот практически и все сведения о Ней, содержащиеся в каноне.

Дева осталась Девой и в преклонном возрасте, когда, частенько, даже самая миролюбивая в молодости женщина порою превращается, в лучшем случае, в сварливую бабу, в худшем — в брызгающую пеной, злобно лающую бешеную суку. Характер Избранницы Божьей не испортили ни климакс, ни обычная доля дочери Евы, тяжкая в те времена почти для любой еврейки, кроме богатых и знатных, коих насчитывались единицы. Она по-прежнему для всех, особенно страждущих, оставалась, в зависимости от их возраста, матерью, сестрой или дочерью — отзывчивой, любящей, всегда готовой помочь, поддержать, ободрить.

После Воскресения и окончательного переезда апостолов в Иерусалим Мать Иисуса и братья Его поселяются вместе с ними. По преданию, Иоанн, исполняя завет Учителя, взял Ее к себе в дом, расположенный в Гефсимании, у стен священного града.

Гефсимания, современный вид. Открытые источники.
Гефсимания, современный вид. Открытые источники.

Продолжение - в следующем выпуске.

Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.

Юрий Пульвер

Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3686/

Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.