"Летевший над замерзшим руслом Лены одномоторный самолет начал снижаться, планируя совершить посадку. На высоте ста метров его резко тряхнуло, кинуло вниз. Удар воздушной стихии был такой силы, что задняя хвостовая часть отвалилась, из кабины выпал человек. Самолет ушел в отвесное пике и камнем упал на лед". Никто из экипажа не выжил. Так вспоминали 7 марта 1930 года очевидцы - работники угольных копей будущего поселка Сангар. В этот день был штормовой ветер, пурга.
Это был Юнкерс W33, за штурвалом которого погиб один из самых успешных полярных летчиков СССР - Отто Артурович Кальвица.
В «Акте расследования аварии самолета» сказано:
Бортмеханик, будучи непривязанным, был при резком броске самолета выброшен за борт и упал на лёд, выпадая, очевидно, задел штурвал и уклонил его вперёд, самолёт перешёл в резкое, почти вертикальное пике, пилот не смог вырвать (выпрямить) самолёт, и последний на скорости врезался в землю. Первый удар пришёлся на правое крыло и на мотор, и самолёт был с силой перевёрнут на спину. Силой первого удара хвостовая часть от пассажирской кабины оторвана и отброшена назад».
Самолет очень ждали и в Жиганске и в Булуне, так как экипаж должен был доставить груз, в частности медикаменты в Булун. Но не судьба.
Местные жители знают, что штормовые ветра в Сангаре не редкость, а авиация в этом районе всегда была сопряжена с трудностями. Поэтому основной причиной гибели экипажа и самолета были названы неблагоприятные погодные условия. Есть и другие версии: в частности ветеран авиации Юрий Антонов, проанализировав материалы расследований, пришел к выводу, что непогода только усугубила имеющуюся неисправность самолета, о которой экипаж был осведомлен:
«Ранее, в сентябре 1929 г. при транспортировке этого самого самолета «Юнкерс В 33» при столкновении барж, произошли поломки хвостовой части, стабилизатора, руля высоты и направления (хвоста самолета).
Антонов утверждал, что командиры воздушного корабля могли не заметить внутренних поломок, которые привели к такому печальному исходу. Выпавшим из самолета был Франц Леонгардт. Кроме командира экипажа Кальвицы и механика погиб радист Сергей Карчевский, который должен был высадиться по пути в Жиганске.
Отто Артурович Кальвица был достаточно опытным летчиком. Родился он в 1889 г. в Финляндии, где успел принять участие в революционной деятельности, был осужден и бежал от тюрьмы в советскую Россию. Здесь его, как грамотного технического специалиста, направили в школу красных морских летчиков. Вскоре он воевал уже в гражданской войне в составе Балтийского военного флота.
Но более известен он как пионер полярной авиации. В 1926 году им были совершены первые полеты над Камчаткой, над островом Врангеля, над Чукоткой и над северными районами Якутии. В 1929 о грандиозном перелете Кальвицы писала вся страна: экспедиция прошла по маршруту: бухта Лаврентия – о. Врангеля – Среднеколымск – о. Ляховский – Казачье – Булун. Расстояние составило 5460 км за 27 дней (из них 19 летных) и 41 час полета.
Каждый раз полет над арктическими областями страны был сопряжен с невероятными трудностями: суровые погодные условия с экстремально низкими температурами, частые остановки, удаленность населенных пунктов, необходимость садить самолет в тяжелых условиях на снег, торосы, многочисленные поломки техники и навигационных приборов, опасность быть затертыми льдами - лишь малый перечень того, что приходилось переживать этим мужественным людям.
Франц Леонгардт, бортовой механик, был родом из Венгрии. Во время венгерской революции был приговорен к нескольким годам тюрьмы и в 1923 году советским правительством был обменён на трёх белогвардейцев. И Кальвица и Леонгардт входили в «Добролёт» - российское общество добровольного воздушного флота, организованное с целью создания воздушных почтово-пассажирских и грузовых линий, решения задач народного хозяйства, связанных с авиацией, а также развития советской авиационной промышленности.
Отто Кальвица и Франц Леонгардт похоронены в Иркутске, у входа на Иерусалимское кладбище. Там установлен памятник с самолётным пропеллером. Сергей Карчевский в мемориальном комплексе павшим героям гражданской войны в Якутии.
Именем Кальвицы названы улицы городов России и маленькое якутское село недалеко от места аварии. В поселке Сангар установлен бюст летчика. Раньше он находился на высоком коренном берегу поселка, от которого видна ширь реки и воздушное пространство окрестностей.
Мне всегда нравилось это мужественное и просветленное лицо пионера полярной авиации Отто Артуровича Кальвица. Сейчас памятник установлен на привокзальной площади поселка, что мне кажется неправильным: пусть бы он мечтательно всматривался в полярные дали Якутии, как и прежде!