Пожалуй, как и любой коллекционер масштабных авто на моём месте, я был ужасно доволен когда мне удалось приобрести модель автомобиля электрофицированную Чайку ГАЗ-13.
История создания
Впервые модель правительственного лимузина, Чайка ГАЗ-13, была выпущена на саратовском заводе Тантал в 1978 году.
В начале 80-х специальное конструкторское бюро (СКБ) завода под руководством С.А. Кожевникова разработало вариант с горящими передними и задними фарами.
Иллюминация приводилась в действие специальным ключом.
Горящие фонари - главная фишка миниатюрной электро Чайки, но не единственная.
Кузов электрофицированной модели ГАЗ-13 изготовлен на уникальных пресс формах, конструктивно отличающихся от тех, что использовались для изготовления стандартного варианта.
У модели своя решётка радиатора, имеющая гнёзда для установки диодов света передних фар.
Кузов имеет прорези в багажном отделении для контактов элементов питания.
В модели имеется электропроводка. Задние фонари - настоящее ноу-хау того времени. Это не обычные лампочки, а световые диоды, выполненные в форме задних габаритных огней.
Передние фары - тоже светодиоды.
Герконовый выключатель
В качестве включателя электроцепи установлен геркон. Герконовый ключ - это выключатель цепи, который срабатывает от магнита.
Не стоит забывать, что все эти новации - диоды, геркон для начала 80-х годов - это секретные разработки оборонной промышленности и впервые использовались для автомодели.
Есть мнение, что именно из-за этой, секретной в 80-х технологии, модель электрофицированной Чайки ГАЗ-13 на экспорт не поставлялась, и по некоторым данным выпущена была ограниченной партией около 1000 штук.
Документального подтверждения этих фактов у меня нет. Так, что если, господа коллекционеры, знаете что-то об этом, буду признателен за информацию.
Коробка масштабной модели 1:43 электрофицированной Чайки ГАЗ-13
Коробка у электрофицированной Чайки тоже своя. Она схожа по дизайну с коробкой стандартной модели, но в отличие от неё не красного, а синего цвета.
На дне коробки схема-инструкция, как привести иллюминацию в действие.
Дно коллекционной модели Чайка ГАЗ-13
Дно автомодели хромированное, с надписью "СДЕЛАНО В СССР" и каталожным номером А15.
Некоторые коллекционеры утверждают, что модели планировалось присвоить свой, отдельный номер А33, но по каким-то причинам это не произошло.
Чайка ГАЗ-13 электрофицированная - настоящий раритет. Первая и единственная модель в Советском Союзе, выполненная с таким функционалом по передовым, на то время, технологиям.
Выпускалась электрофицированная Чайка только в 1982 году на заводе "Тантал" и была самой дорогой моделью автомобиля в масштабе 1:43, произведенной в СССР с ценой 19 руб. 50 коп.