Электрифицированная ГАЗ-13 Чайка 1:43 - первая и единственная авто модель СССР, выполненная по секретной технологии

2,1K прочитали

 Пожалуй, как и любой коллекционер масштабных авто на моём месте, я был ужасно доволен когда мне удалось приобрести модель автомобиля электрофицированную Чайку ГАЗ-13.

Пожалуй, как и любой коллекционер масштабных авто на моём месте, я был ужасно доволен когда мне удалось приобрести модель автомобиля электрофицированную Чайку ГАЗ-13.

История создания

Впервые модель правительственного лимузина, Чайка ГАЗ-13, была выпущена на саратовском заводе Тантал в 1978 году.

В начале 80-х специальное конструкторское бюро (СКБ) завода под руководством С.А. Кожевникова разработало вариант с горящими передними и задними фарами.

ГАЗ-13 Чайка электрифицированная масштаб 1:43, фото из личной коллекции
ГАЗ-13 Чайка электрифицированная масштаб 1:43, фото из личной коллекции

Иллюминация приводилась в действие специальным ключом.

Горящие фонари - главная фишка миниатюрной электро Чайки, но не единственная.

Кузов электрофицированной модели ГАЗ-13 изготовлен на уникальных пресс формах, конструктивно отличающихся от тех, что использовались для изготовления стандартного варианта.

Масштабная модель Чайка ГАЗ-13 электрифицированная 1:43 решётка радиатора, фото из личной коллекции
Масштабная модель Чайка ГАЗ-13 электрифицированная 1:43 решётка радиатора, фото из личной коллекции

У модели своя решётка радиатора, имеющая гнёзда для установки диодов света передних фар.

Масштабная модель Чайка ГАЗ-13 электрофицированная 1:43 элементы питания, фото из личной коллекции
Масштабная модель Чайка ГАЗ-13 электрофицированная 1:43 элементы питания, фото из личной коллекции

Кузов имеет прорези в багажном отделении для контактов элементов питания.

В модели имеется электропроводка. Задние фонари - настоящее ноу-хау того времени. Это не обычные лампочки, а световые диоды, выполненные в форме задних габаритных огней.

Передние фары - тоже светодиоды.

Масштабная модель Чайка ГАЗ-13 электрофицированная 1:43 задние огни - зажигаю с помощью магнита, так как ключа у меня нет, фото из личной коллекции
Масштабная модель Чайка ГАЗ-13 электрофицированная 1:43 задние огни - зажигаю с помощью магнита, так как ключа у меня нет, фото из личной коллекции

Герконовый выключатель

В качестве включателя электроцепи установлен геркон. Герконовый ключ - это выключатель цепи, который срабатывает от магнита.

Не стоит забывать, что все эти новации - диоды, геркон для начала 80-х годов - это секретные разработки оборонной промышленности и впервые использовались для автомодели.

Масштабная модель Чайка ГАЗ-13 электрофицированная 1:43, элементы питания, родной ключ, коробка и инструкция
Масштабная модель Чайка ГАЗ-13 электрофицированная 1:43, элементы питания, родной ключ, коробка и инструкция

Есть мнение, что именно из-за этой, секретной в 80-х технологии, модель электрофицированной Чайки ГАЗ-13 на экспорт не поставлялась, и по некоторым данным выпущена была ограниченной партией около 1000 штук.

Документального подтверждения этих фактов у меня нет. Так, что если, господа коллекционеры, знаете что-то об этом, буду признателен за информацию.

Коробка масштабной модели 1:43 электрофицированной Чайки ГАЗ-13

Сверху коробка обычной автомодели Чайка (красная), снизу - чайки электрифицированной (синяя)
Сверху коробка обычной автомодели Чайка (красная), снизу - чайки электрифицированной (синяя)

Коробка у электрофицированной Чайки тоже своя. Она схожа по дизайну с коробкой стандартной модели, но в отличие от неё не красного, а синего цвета.

Коробка от автомодели Чайка ГАЗ-13 электрифицированная, фото из личной коллекции
Коробка от автомодели Чайка ГАЗ-13 электрифицированная, фото из личной коллекции

На дне коробки схема-инструкция, как привести иллюминацию в действие.

Дно коллекционной модели Чайка ГАЗ-13

 Пожалуй, как и любой коллекционер масштабных авто на моём месте, я был ужасно доволен когда мне удалось приобрести модель автомобиля электрофицированную Чайку ГАЗ-13.-9

Дно автомодели хромированное, с надписью "СДЕЛАНО В СССР" и каталожным номером А15.

Некоторые коллекционеры утверждают, что модели планировалось присвоить свой, отдельный номер А33, но по каким-то причинам это не произошло.

Масштабная модель Чайка ГАЗ-13 электрофицированная 1:43 хромированный молдинг проходит через всю боковую часть корпуса, фото из личной коллекции
Масштабная модель Чайка ГАЗ-13 электрофицированная 1:43 хромированный молдинг проходит через всю боковую часть корпуса, фото из личной коллекции

Чайка ГАЗ-13 электрофицированная - настоящий раритет. Первая и единственная модель в Советском Союзе, выполненная с таким функционалом по передовым, на то время, технологиям.

Выпускалась электрофицированная Чайка только в 1982 году на заводе "Тантал" и была самой дорогой моделью автомобиля в масштабе 1:43, произведенной в СССР с ценой 19 руб. 50 коп.