Сенчихина Анна Алексеевна рассказала о разнице занятий, о развитии ребенка по системе Монтессори:
“В сенсомоторной коррекции (сенсорной интеграции), в дополнение всему, что присутствует на Монтессори-терапии, в работу включаются: различные качели (вестибулярный аппарат), горки для ползания, лазанья и др. - комплекс развития/коррекции сенсорной системы, которая состоит из множества блоков
И на Монтессори-терапии также задействуется большинство блоков: обоняние, слуховой и тактильный анализаторы, но в рамках изучения, а не коррекции. На сенсомоторной коррекции (сенсорной интеграции) также проводится диагностика, в ходе которой уточняется пониженная/повышенная чувствительность
Например: зовем ребенка — он не откликается, не поворачивает голову на голос специалиста — возможно проблемы с аудиальной системой, с переключением внимания — да, он знает, что мы здесь — он увлечен материалом — стараемся скорректировать
Для чего? К примеру: ребенок придет на другое занятие, станет увлеченно работать с каким-либо материалом, но при работе со звуками, с музыкальными инструментами, ритмами и их повторением - реагировать на них не будет (не будет улавливать ритм, слова песен, суть инструкции, задания и т.д.), у логопеда и других специалистов
Все занятия сопряжены, мы работаем в одном направлении. Мы команда:
— логопед - работа с речью/её запуск
— сенсомоторная коррекция - коррекция сенсорных блоков, чтобы ребенок чувствовал себя целостной, единой системой, комфортно и спокойно мог жить, взаимодействовать с окружающим миром, людьми
— Монтессори-терапия – обучение навыкам практической жизни, сенсорное воспитание, развитие речи, развитие математических представлений, космическое воспитание
В Монтессори-терапии есть 5 областей развития:
— 1 зона. Социально-бытовая ориентировка
Этот блок посвящен изучению навыков, которые пригодятся в будущем каждому ребенку. С маленькими детками учимся работать с ложкой, переливать, брать стакан, чистить одежду и обувь, мыть посуду, вытирать стол и т.д. если взять отдельно задачу “мыть посуду”, в ней также будет присутствовать сенсорный блок: — губка (шершавая) — пена (мокрая) — вода (теплая) + попеременная работа в разных в разных средах
Для реализации задания необходимо: планирование (алгоритм выполнения), сенсорный блок (разнообразные тактильные ощущения), достижение положительного результата (чистая тарелка) и оценка своих действий, формирование устойчивой положительной самооценки
— 2 зона. Сенсорное воспитание
В этой зоне расположена работа с различными материалами, способная сформировать у ребенка тонкое и чуткое восприятие окружающей действительности: развить глазомер, тактильные ощущения, вкус, научить различать звуки, цвета и т.д.
Пособия в этой части выполнены из различных материалов (дерево, стекло, железо и т.д.). Материалы различной величины, формы, объема и т.д.
— 3 зона. Русский язык и развитие речи
Мы не садимся за стол и целенаправленно не прописываем буквы в прописях. Мы трогаем шершавые буквы: потрогали букву и узнали как её зовут, нарисовали букву пальчиком
Сенсорный компонент также здесь присутствует: тактильная чувствительность (трогаем, прописываем на песке/манной крупе, мелом на доске), визуально изучаем, сравниваем сходства/различия с другими буквами
Подготовка к изучению этой зоны происходит намного раньше в других зонах: слушаем название предметов и материалов
— 4 зона. Математика и развитие математических представлений
Подготовка к освоению этой зоны также начинается намного раньше. Поэтапное знакомство (введение) начинается с понятий в сенсорной зоне: “много-мало”, “глубокий-мелкий”, “короткий-длинный” и т.д. и работа с различными материалами: розовая башня, шершавые таблички, коричневая лестница и т.д.
Много, кто не любил математику в школе, в Монтессори-терапии она преподносится гораздо интереснее, разнообразнее! Учение происходит с яркими, блестящими и необычными пособиями, которые привлекают внимание детей и повышают интерес к процессу, побуждают к исследовательской деятельности
Например: золотой бусеничный материал. Ребенок много раз слышал число 100, но он не знает сколько это: много или мало, каков “размер этого числа”. Знакомство с этим числом происходит постепенно: единица (одна бусинка), десяток (штанга из десяти бусин), сотня – “коврик” (десять штанг соединенных вместе в единое полотно), тысяча – золотой бусеничный куб
Играя с материалом, ребенок визуально и тактильно запоминает разницу между 1, 10, 100, 1000 (взвешивает материал на ладонях или весах). Ребенок не зазубривает эти понятия механически, а познает и изучает в процессе игры
— 5 зона. Космическое воспитание
Этот блок включается в занятие, как правило, для тех, кто уже умеет читать и писать (младший школьный возраст)
Можно назвать этот блок “Почемучка”, познание мира через творческий процесс:
- изучаем: Солнечную систему, Вселенную, растения, природу и др.
- обсуждаем вопросы: почему мы не улетаем в космос, почему в космосе люди летают, а по Земле ходят т.п.
- рисуем, лепим, вырезаем, склеиваем: визуализируем и обсуждаем
Например: занятие на стадии изучения Солнечной системы. Можем взять обои и рисовать ее, постепенно раскручивая обои и склеивая кусочки. Потом ходить по планетам и наблюдать, сколько всего в космосе, что после изображения одной системы Вселенной обои закончились. Можем потом продолжить, превращая задание в настоящий проект
С помощью этого блока: из планирования дети переходят в проектную деятельность. Если ребенок говорит: “Я хочу изучить Х тему” - мы изучаем, бывает, что дети собираются в группе и изучают одну тему: читают, рисуют, потом обсуждают (напоминает клуб по интересам)”