Найти тему

Школа, которой не существовало — Делфтская школа живописи

Оглавление

Делфтская школа живописи — название группы художников, которые работали в Делфте во второй половине XVII века, хотя на тот момент никакой официальной группы не существовало.

Считается, что появление и расцвет группы произошел благодаря Карелу Фабрициусу, который начал развивать жанровую живопись.

Посмотрим, как развивалась Делфтская школа живописи, какие художники повлияли на это развитие и познакомимся с главными мастерами группы — Карелом Фабрициусом, Яном Вермеером и Питером де Хохом. И посмотрим на менее известных художников.

Как появилась Делфтская школа

Город Делфт. Ничем особо не отличался от других городов, но в 1572 году туда переезжает Вильгельм Оранский и привозит с собой всю дворцовую элиту. И хотя сам дом Оранских был в Делфте недолго (после убийства Оранского в 1584 все быстренько переехали в Гаагу), этот краткий период расцвета культурной жизни Делфта повлиял на развитие живописи. В начале XVII века Делфт был местом великосветской жизни: остатки аристократии жили уединенно и комфортно, а бюргеры часто выбирали Делфт как город спокойный, размеренный и далекий от вечеринок в Гааге и шумных улиц Амстердама.

Ян Вермеер. Вид Делфта, 1660/1661
Ян Вермеер. Вид Делфта, 1660/1661

Паулюс Поттер (1625-1654) — нидерландский художник. Жил в Гааге, но был в Делфте с 1646 по 1649 года, вступил в Гильдию Святого Луки в Делфте. Появление Поттера в Делфте и созданные им работы там — «Молодой бык» (1647) и «Ферма» (1649) — повлияло на развитие делфтской живописи.

Паулюс Поттер. Молодой бык, 1649
Паулюс Поттер. Молодой бык, 1649
Паулюс Поттер. Ферма, 1649
Паулюс Поттер. Ферма, 1649

В городе Поттер начинает писать немного по-другому: работает с ярким дневным светом, пишет холодными красками, уделяет внимание природе. И пытается передать прозрачность. В общем, посмотрев на его работы, делфтские художники перенимают у него пару идей.

Кроме приезда Паулюса Поттера на развитие делфтской живописи повлиял интерес к архитектурной живописи.

«Архитектурная картина». Протестанты не писали для церкви — заказов не было. Но вот архитектуру и внутреннее убранство писали многие. В середине XVII века церковные интерьеры писали Герард Хаукгест (1600-1661), Хендрик ван Влит (1611/12-1675) и Эмануэль де Витте (1617-1692).

Герард Хаукгест. Надгробие Вильгельма I Оранского в Новой церкви в Делфте, 1651
Герард Хаукгест. Надгробие Вильгельма I Оранского в Новой церкви в Делфте, 1651
Хендрик ван Влит. Новая церковь в Делфте, 1650
Хендрик ван Влит. Новая церковь в Делфте, 1650
Эмануэль де Витте. Старая церковь в Делфте с могилой Пита Хайна. Можно посмотреть на картину в Эрмитаже!
Эмануэль де Витте. Старая церковь в Делфте с могилой Пита Хайна. Можно посмотреть на картину в Эрмитаже!

Фишка их творчества была в том, что они постепенно начали уходить от каких-либо канонов изображения внутреннего убранства: вместо общего вида — красочного, богато украшенного и очень монументального, — они пишут небольшой отрезок пространства, где происходит какое-то действие. Или не происходит. Там обязательно колонны, арки или своды. И написано так, что ты как будто стоишь в этом зале, видишь все своими глазами и становишься частью этого небольшого действия за счет сопоставления переднего и заднего планов. Внимание переключается на что-то интимное и уютное. Повседневное.

Эмануэль де Витте. Интерьер церкви, ок. 1660
Эмануэль де Витте. Интерьер церкви, ок. 1660
Хендрик ван Влит. Старая церковь в Делфте
Хендрик ван Влит. Старая церковь в Делфте
Хендрик ван Влит. Интерьер Аудекерк
Хендрик ван Влит. Интерьер Аудекерк

Постепенно интерес к интерьерной живописи переключается с архитектуры общественной на частную жизнь — дворики, внутренний интерьер домов, улочки и сады.

Делфтская школа живописи формируется во второй половине XVII века, хотя тогда никто не относил художников к какой-то особой школе. Они учились у разных мастеров, приехали из разных городов (кроме Вермеера). Не было объединяющего лидера, собраний художников и манифестов.

Каждый художник писал работы, советуясь или учась друг у друга. Были общие темы и сюжеты — домашний быт и повседневное окружение. Акцент на естественное освещение, тени, перспектива (которая помогает нам ощутить себя героем картины) и предельный интерес к пространству и деталям.

Художники Делфтской школы и их последователи

Карел Фабрициус (1622-1654)

Переехал в Делфт из Амстердама в 1650 году, в 1652 году вступает в Гильдию Святого Луки, а в 1654 трагически погибает. Возможный ученик Рембрандта — художник Самюэл Диркс ван Хогстратен, который учился у Рембрандта, называл Фабрициуса сокурсником, поэтому предположили, что Фабрициус учился у Рембрандта. Плюс некоторые работы похожи на стиль мастера, но кто знает наверняка. Молодой талантливый художник в Амстердаме писал исторические картины и портреты, а переехав в Делфт начинает писать совершенно другой мир. Считается, что именно Фабрициус первым в Делфте начал использовать оптическую конструкцию «перспективного ящика».

Карел Фабрициус. Воскрешение Лазаря, ок. 1643. Создана, скорее всего, во время обучения в мастерской у Рембрандта или после. Эта картина стилистически похожа на работы Рембрандта (особенно «Ночной дозор»), это еще один довод к тому, что Фабрициус был учеником Рембрандта.
Карел Фабрициус. Воскрешение Лазаря, ок. 1643. Создана, скорее всего, во время обучения в мастерской у Рембрандта или после. Эта картина стилистически похожа на работы Рембрандта (особенно «Ночной дозор»), это еще один довод к тому, что Фабрициус был учеником Рембрандта.
Карел Фабрициус. Портрет Авраама де Поттера, 1649
Карел Фабрициус. Портрет Авраама де Поттера, 1649
Карел Фабрициус. Меркьюри и Аргус, 1645-1647
Карел Фабрициус. Меркьюри и Аргус, 1645-1647
Карел Фабрициус. Агарь и ангел, 1643-1645
Карел Фабрициус. Агарь и ангел, 1643-1645
Карел Фабрициус. Гера, ок. 1643. Можно посмотреть в Пушкинском в Москве!
Карел Фабрициус. Гера, ок. 1643. Можно посмотреть в Пушкинском в Москве!
Карел Фабрициус. Автопортрет, 1647-1648
Карел Фабрициус. Автопортрет, 1647-1648

Это все картины до Делфта.

Интересно, что заставило Фабрициуса полностью поменять свой стиль и уйти от влияния Рембрандта? Кто-то даже предполагает, что это сам город повлиял на художника.

Карел Фабрициус. Вид в Делфте, 1652
Карел Фабрициус. Вид в Делфте, 1652
Карел Фабрициус. Часовой, 1654
Карел Фабрициус. Часовой, 1654
Карел Фабрициус. Щегол, 1654
Карел Фабрициус. Щегол, 1654

За свою недолгую жизнь в Делфте он создает непонятно сколько картин, потому что при взрыве порохового склада погиб не только Фабрициус, но и большая часть его работ. Но представьте, всего за каких-то четыре года он видоизменяет общую направленность искусства: многие художники, например, Герард Хаукгест и Эмануэль де Витте только после 1650 года начинают писать не исторические или впечатляющие роскошью интерьеры, а современность. Многие искусствоведы считают, что именно приезд и работа Фабрициуса, его отношение к свету и перспективе (в отличие от картина периода Амстердама, свет становится более мягким, светлым, а перспектива вводит нас в картины на правах героя) меняет картину мира художников Делфта.

Питер де Хох (1629-1684)

Родился в Роттердаме в 1629 году (дата смерти неизвестна, приблизительно 1684 год), работал в Амстердаме. Учился у художников Николаса Берхема (писал «голландский итальянский пейзаж», аллегории и мифологические картины) и Якоба Охтервельта (вот он уже художник-жанрист, в духе де Хоха). Он работал слугой у торговца и коллекционера искусства Юстуса де ла Гранжда. Тот постоянно путешествовал, поэтому де Хох несколько лет (1654-1662) жил в Делфте.

Питер де Хох. Пустой стакан, ок. 1652
Питер де Хох. Пустой стакан, ок. 1652
Питер де Хох. Веселый пьяница, 1650
Питер де Хох. Веселый пьяница, 1650
Питер де Хох. Солдат предлагает женщине бокал вина, 1653
Питер де Хох. Солдат предлагает женщине бокал вина, 1653

В Делфте он начинает обращать внимание на интерьер, прописывает его детальнее. Раньше он писал крестьян или солдат, действие происходило в тавернах, там все было мрачновато и грубо. В Делфте в работах появляются краски, а сами картины становятся интимнее и уютнее. И переход происходит постепенно: он сначала пишет дворики и улочки, а позже начинает переходить к домам. Главными героями становятся не владельцы домов, а служанки и экономки, няни.

Питер де Хох. Двор в Делфте вечером, 1656
Питер де Хох. Двор в Делфте вечером, 1656
Питер де Хох. Женщина-кормилица, 1658-1660
Питер де Хох. Женщина-кормилица, 1658-1660
Питер де Хох. Игроки в карты в залитой солнцем комнате, 1658
Питер де Хох. Игроки в карты в залитой солнцем комнате, 1658
Питер де Хох. Голландский двор, 1658-1660
Питер де Хох. Голландский двор, 1658-1660
Питер де Хох. Долг матери, 1658
Питер де Хох. Долг матери, 1658
Питер де Хох. Двор дома в Делфте,1658
Питер де Хох. Двор дома в Делфте,1658

У Питера де Хоха совершенная идиллия — интерьер и люди одинаково вписаны в картину, они равноценны. И при этом все совершенно правдиво: кажется, что изображен какой-то идеально выверенный и уютный мир, но это реальность, умело созданная руками жителей.

Питер де Хох. Курящий мужчина и пьющая женщина во дворе, 1659
Питер де Хох. Курящий мужчина и пьющая женщина во дворе, 1659
Питер де Хох. Женщина и служанка во дворе, 1660-1661
Питер де Хох. Женщина и служанка во дворе, 1660-1661
Питер де Хох. Хозяйка и служанка во внутреннем дворике, 1660. Можно посмотреть картину в Эрмитаже!
Питер де Хох. Хозяйка и служанка во внутреннем дворике, 1660. Можно посмотреть картину в Эрмитаже!
Питер де Хох. Компания во дворе за домом, 1663
Питер де Хох. Компания во дворе за домом, 1663
Питер де Хох. Женщина готовит хлеб с маслом для мальчика, 1660-1663
Питер де Хох. Женщина готовит хлеб с маслом для мальчика, 1660-1663
Питер де Хох. Женщина с ребенком в кладовой, 1658
Питер де Хох. Женщина с ребенком в кладовой, 1658

После отъезда из Делфта его творчество меняется: краски уже не такие привлекательные, а сюжеты не такие интимные и повседневные. Появляются большие окна, богатые камины, пышные одеяния. Появляется мнимая роскошь, а сам человек выбивается из пространства.

Ян Вермеер (1632-1675)

О нем очень мало что известно: непонятно, как он рос, у кого учился (и учился ли), кто на него повлиял (или не повлиял), как он жил, был ли обеспеченный или сводил концы с концами. Художник из Делфта, Ян Вермеер после смерти был надолго всеми забыт. В XIX веке художественный критик Теофиль Торе увидел в Гаагском музее «Вид Делфта», был очарован увиденным и несколько последующих лет упрямо восстанавливал и собирал творчество Вермеера. Даже собрал каталог его картин — правда, многие картины оказались не Вермеера. Но это ладно, главное — своим интересом Торе вновь оживил волшебного делфтского художника, который сейчас известен абсолютно каждому.

Известно 36 работ Вермеер. Писал он медленно, картины продавал нечасто. У него была жена (католичка) и 10 (11) детей, большой дом на центральной площади города и усадьба от наследства жены. Не совсем понятно, как он содержал семейство, так как на продаже картин (а писал он относительно мало) крупную сумму денег не заработаешь. В 1653 году стал членом Гильдии Святого Луки. Его несколько раз избирали в совет гильдии — в своем родном городе он был популярен и любим, но за пределами Делфта о нем практически не слышали.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна, 1657
Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна, 1657
Ян Вермеер. Спящая девушка, 1657
Ян Вермеер. Спящая девушка, 1657
Ян Вермеер. Маленькая улица, 1657-1658
Ян Вермеер. Маленькая улица, 1657-1658
Ян Вермеер. Офицер и смеющаяся девушка, 1657
Ян Вермеер. Офицер и смеющаяся девушка, 1657
Ян Вермеер. Молочница, 1658
Ян Вермеер. Молочница, 1658
Ян Вермеер. Бокал вина, 1658-1660
Ян Вермеер. Бокал вина, 1658-1660

Вермеер представил нам повседневность как маленький сказочный мир. Ранее творчество Вермеера не ограничивается одним сюжетом — он пишет и пейзажи, и религиозно-мифологические сюжеты. Там есть эмоции, действия, сами фигуры крупнее и колоритнее. Потом что-то случилось или повлияло на Вермеера — а может, просто так вышло, — и он начинает писать по-другому. События сменяются тихим спокойствием. И картины у Вермеера наполнены воздухом — эта воздушная атмосфера сразу считывается глазом.

Ян Вермеер. Женщина, читающая письмо, 1663-1664 (1657-1659)
Ян Вермеер. Женщина, читающая письмо, 1663-1664 (1657-1659)
Ян Вермеер. Урок музыки, 1662/1665
Ян Вермеер. Урок музыки, 1662/1665
Ян Вермеер. Женщина с жемчужным ожерельем, 1662-1664
Ян Вермеер. Женщина с жемчужным ожерельем, 1662-1664
Ян Вермеер. Женщина, держащая весы, 1662-1663
Ян Вермеер. Женщина, держащая весы, 1662-1663
Ян Вермеер. Девушка с жемчужной сережкой, 1665
Ян Вермеер. Девушка с жемчужной сережкой, 1665
Ян Вермеер. Любовное письмо, 1669/70
Ян Вермеер. Любовное письмо, 1669/70
Ян Вермеер. Дама, пишущая письмо, со своей служанкой, 1670-1671
Ян Вермеер. Дама, пишущая письмо, со своей служанкой, 1670-1671

Можно долго рассматривать картины Вермеера и искать скрытые смыслы. Или как нидерландский историк и философ Йохан Хёйзинга решить, что у Вермеера нет идеи и стиля. В любом случае, его картины мало кого оставят равнодушным.

Еще парочка менее известных художников

Были еще художники — Питер Янсенс Элинга, Эсайас Бурсе, Якоб Врель. Художников было еще больше, но о них практически ничего неизвестно. Они все растворились в известных произведениях других голландцев, плюс Делфтская школа была известна непродолжительно время и, в основном, только в Делфте. Да и проблемы с атрибуцией тоже повлияли на узнаваемость, датировку и примерный план развития школы.

Питер Янссенс Элинга (1623-1682)

Многое подсмотрел из творчества Питера де Хоха. Как и у Якоба Врела, его герои на картинах повернуты к нам спиной — это многим не нравилось. И их работы долгое время приписывались де Хоху.

Питер Янссенс Элинга. Читающая женщина
Питер Янссенс Элинга. Читающая женщина
Питер Янссенс Элинга. Комната в голландском доме, 1670. Картину можно посмотреть в Эрмитаже!
Питер Янссенс Элинга. Комната в голландском доме, 1670. Картину можно посмотреть в Эрмитаже!

Якоб Врель (Врел) (ок. 1630-1680)

Очень интересный художник, потому что о нем неизвестно ничего. Более того, совершенно непонятно, какие именно места в Голландии он писал и реальные ли это объекты или просто фантазия Врела.

Якоб Врель. Читающая женщина
Якоб Врель. Читающая женщина
Якоб Врель. Молодая женщина
Якоб Врель. Молодая женщина
Якоб Врель. Интерьер с больной женщиной у камина
Якоб Врель. Интерьер с больной женщиной у камина
Якоб Врель. Старуха у камина
Якоб Врель. Старуха у камина
Якоб Врель. Интерьер с женщиной, расчесывающей волосы маленькой девочки
Якоб Врель. Интерьер с женщиной, расчесывающей волосы маленькой девочки
Якоб Врель. Интерьер с женщиной, сидящей у очага
Якоб Врель. Интерьер с женщиной, сидящей у очага
Якоб Врель, 1654
Якоб Врель, 1654
Якоб Врель. Уличная сцена
Якоб Врель. Уличная сцена
Якоб Врель
Якоб Врель
Якоб Врель, 1655
Якоб Врель, 1655

Многие картины Врель долгое время считались картинами де Хоха. Потом считали, что он ученик и последователь де Хоха. Потом разобрались — интерьерные картины Врела написаны до того момента, как де Хох начал их писать. Непонятно, где и как учился Врель, у кого, и почему он начал писать именно так. И он был популярен у современников. А еще интересно то, что все интерьеры у него как под копирку, как будто написанные с одного и того же места.

Эсайас Бурсе (1631-1672)

Неизвестно, сколько создал произведений, неизвестно, у кого учился. Так как жил на одной улице с Рембрандтом в Амстердаме, предполагали, что он у него учился. Но это только предположение: никаких доказательств нет. Где-то в 1650 году был в Италии и учился там, но в его творчестве этого совсем не видно. А еще он был на Цейлоне и привез оттуда альбом с зарисовками — и там тоже совершенно не то, что на его картинах. Возможно, многое перенял у Питера де Хоха.

Эсайас Бурсе
Эсайас Бурсе
Эсайас Бурсе. Интерьер с женщиной
Эсайас Бурсе. Интерьер с женщиной
Эсайас Бурсе. Старуха за рукоделием
Эсайас Бурсе. Старуха за рукоделием
Эсайас Бурсе. Спящая женщина
Эсайас Бурсе. Спящая женщина

Художники Делфтской школы живописи были практически неизвестны за пределами города. Да и школы никакой тогда не было — просто мастера живописи писали очаровательные картины и пытались на этом заработать. Они изучали свет и то, как он видоизменяется пространство и оживляет картины, наблюдали за повседневной жизнью и детально ее воплощали, учились друг у друга и поддерживали свою несуществующую группу.