Делфтская школа живописи — название группы художников, которые работали в Делфте во второй половине XVII века, хотя на тот момент никакой официальной группы не существовало.
Считается, что появление и расцвет группы произошел благодаря Карелу Фабрициусу, который начал развивать жанровую живопись.
Посмотрим, как развивалась Делфтская школа живописи, какие художники повлияли на это развитие и познакомимся с главными мастерами группы — Карелом Фабрициусом, Яном Вермеером и Питером де Хохом. И посмотрим на менее известных художников.
Как появилась Делфтская школа
Город Делфт. Ничем особо не отличался от других городов, но в 1572 году туда переезжает Вильгельм Оранский и привозит с собой всю дворцовую элиту. И хотя сам дом Оранских был в Делфте недолго (после убийства Оранского в 1584 все быстренько переехали в Гаагу), этот краткий период расцвета культурной жизни Делфта повлиял на развитие живописи. В начале XVII века Делфт был местом великосветской жизни: остатки аристократии жили уединенно и комфортно, а бюргеры часто выбирали Делфт как город спокойный, размеренный и далекий от вечеринок в Гааге и шумных улиц Амстердама.
Паулюс Поттер (1625-1654) — нидерландский художник. Жил в Гааге, но был в Делфте с 1646 по 1649 года, вступил в Гильдию Святого Луки в Делфте. Появление Поттера в Делфте и созданные им работы там — «Молодой бык» (1647) и «Ферма» (1649) — повлияло на развитие делфтской живописи.
В городе Поттер начинает писать немного по-другому: работает с ярким дневным светом, пишет холодными красками, уделяет внимание природе. И пытается передать прозрачность. В общем, посмотрев на его работы, делфтские художники перенимают у него пару идей.
Кроме приезда Паулюса Поттера на развитие делфтской живописи повлиял интерес к архитектурной живописи.
«Архитектурная картина». Протестанты не писали для церкви — заказов не было. Но вот архитектуру и внутреннее убранство писали многие. В середине XVII века церковные интерьеры писали Герард Хаукгест (1600-1661), Хендрик ван Влит (1611/12-1675) и Эмануэль де Витте (1617-1692).
Фишка их творчества была в том, что они постепенно начали уходить от каких-либо канонов изображения внутреннего убранства: вместо общего вида — красочного, богато украшенного и очень монументального, — они пишут небольшой отрезок пространства, где происходит какое-то действие. Или не происходит. Там обязательно колонны, арки или своды. И написано так, что ты как будто стоишь в этом зале, видишь все своими глазами и становишься частью этого небольшого действия за счет сопоставления переднего и заднего планов. Внимание переключается на что-то интимное и уютное. Повседневное.
Постепенно интерес к интерьерной живописи переключается с архитектуры общественной на частную жизнь — дворики, внутренний интерьер домов, улочки и сады.
Делфтская школа живописи формируется во второй половине XVII века, хотя тогда никто не относил художников к какой-то особой школе. Они учились у разных мастеров, приехали из разных городов (кроме Вермеера). Не было объединяющего лидера, собраний художников и манифестов.
Каждый художник писал работы, советуясь или учась друг у друга. Были общие темы и сюжеты — домашний быт и повседневное окружение. Акцент на естественное освещение, тени, перспектива (которая помогает нам ощутить себя героем картины) и предельный интерес к пространству и деталям.
Художники Делфтской школы и их последователи
Карел Фабрициус (1622-1654)
Переехал в Делфт из Амстердама в 1650 году, в 1652 году вступает в Гильдию Святого Луки, а в 1654 трагически погибает. Возможный ученик Рембрандта — художник Самюэл Диркс ван Хогстратен, который учился у Рембрандта, называл Фабрициуса сокурсником, поэтому предположили, что Фабрициус учился у Рембрандта. Плюс некоторые работы похожи на стиль мастера, но кто знает наверняка. Молодой талантливый художник в Амстердаме писал исторические картины и портреты, а переехав в Делфт начинает писать совершенно другой мир. Считается, что именно Фабрициус первым в Делфте начал использовать оптическую конструкцию «перспективного ящика».
Это все картины до Делфта.
Интересно, что заставило Фабрициуса полностью поменять свой стиль и уйти от влияния Рембрандта? Кто-то даже предполагает, что это сам город повлиял на художника.
За свою недолгую жизнь в Делфте он создает непонятно сколько картин, потому что при взрыве порохового склада погиб не только Фабрициус, но и большая часть его работ. Но представьте, всего за каких-то четыре года он видоизменяет общую направленность искусства: многие художники, например, Герард Хаукгест и Эмануэль де Витте только после 1650 года начинают писать не исторические или впечатляющие роскошью интерьеры, а современность. Многие искусствоведы считают, что именно приезд и работа Фабрициуса, его отношение к свету и перспективе (в отличие от картина периода Амстердама, свет становится более мягким, светлым, а перспектива вводит нас в картины на правах героя) меняет картину мира художников Делфта.
Питер де Хох (1629-1684)
Родился в Роттердаме в 1629 году (дата смерти неизвестна, приблизительно 1684 год), работал в Амстердаме. Учился у художников Николаса Берхема (писал «голландский итальянский пейзаж», аллегории и мифологические картины) и Якоба Охтервельта (вот он уже художник-жанрист, в духе де Хоха). Он работал слугой у торговца и коллекционера искусства Юстуса де ла Гранжда. Тот постоянно путешествовал, поэтому де Хох несколько лет (1654-1662) жил в Делфте.
В Делфте он начинает обращать внимание на интерьер, прописывает его детальнее. Раньше он писал крестьян или солдат, действие происходило в тавернах, там все было мрачновато и грубо. В Делфте в работах появляются краски, а сами картины становятся интимнее и уютнее. И переход происходит постепенно: он сначала пишет дворики и улочки, а позже начинает переходить к домам. Главными героями становятся не владельцы домов, а служанки и экономки, няни.
У Питера де Хоха совершенная идиллия — интерьер и люди одинаково вписаны в картину, они равноценны. И при этом все совершенно правдиво: кажется, что изображен какой-то идеально выверенный и уютный мир, но это реальность, умело созданная руками жителей.
После отъезда из Делфта его творчество меняется: краски уже не такие привлекательные, а сюжеты не такие интимные и повседневные. Появляются большие окна, богатые камины, пышные одеяния. Появляется мнимая роскошь, а сам человек выбивается из пространства.
Ян Вермеер (1632-1675)
О нем очень мало что известно: непонятно, как он рос, у кого учился (и учился ли), кто на него повлиял (или не повлиял), как он жил, был ли обеспеченный или сводил концы с концами. Художник из Делфта, Ян Вермеер после смерти был надолго всеми забыт. В XIX веке художественный критик Теофиль Торе увидел в Гаагском музее «Вид Делфта», был очарован увиденным и несколько последующих лет упрямо восстанавливал и собирал творчество Вермеера. Даже собрал каталог его картин — правда, многие картины оказались не Вермеера. Но это ладно, главное — своим интересом Торе вновь оживил волшебного делфтского художника, который сейчас известен абсолютно каждому.
Известно 36 работ Вермеер. Писал он медленно, картины продавал нечасто. У него была жена (католичка) и 10 (11) детей, большой дом на центральной площади города и усадьба от наследства жены. Не совсем понятно, как он содержал семейство, так как на продаже картин (а писал он относительно мало) крупную сумму денег не заработаешь. В 1653 году стал членом Гильдии Святого Луки. Его несколько раз избирали в совет гильдии — в своем родном городе он был популярен и любим, но за пределами Делфта о нем практически не слышали.
Вермеер представил нам повседневность как маленький сказочный мир. Ранее творчество Вермеера не ограничивается одним сюжетом — он пишет и пейзажи, и религиозно-мифологические сюжеты. Там есть эмоции, действия, сами фигуры крупнее и колоритнее. Потом что-то случилось или повлияло на Вермеера — а может, просто так вышло, — и он начинает писать по-другому. События сменяются тихим спокойствием. И картины у Вермеера наполнены воздухом — эта воздушная атмосфера сразу считывается глазом.
Можно долго рассматривать картины Вермеера и искать скрытые смыслы. Или как нидерландский историк и философ Йохан Хёйзинга решить, что у Вермеера нет идеи и стиля. В любом случае, его картины мало кого оставят равнодушным.
Еще парочка менее известных художников
Были еще художники — Питер Янсенс Элинга, Эсайас Бурсе, Якоб Врель. Художников было еще больше, но о них практически ничего неизвестно. Они все растворились в известных произведениях других голландцев, плюс Делфтская школа была известна непродолжительно время и, в основном, только в Делфте. Да и проблемы с атрибуцией тоже повлияли на узнаваемость, датировку и примерный план развития школы.
Питер Янссенс Элинга (1623-1682)
Многое подсмотрел из творчества Питера де Хоха. Как и у Якоба Врела, его герои на картинах повернуты к нам спиной — это многим не нравилось. И их работы долгое время приписывались де Хоху.
Якоб Врель (Врел) (ок. 1630-1680)
Очень интересный художник, потому что о нем неизвестно ничего. Более того, совершенно непонятно, какие именно места в Голландии он писал и реальные ли это объекты или просто фантазия Врела.
Многие картины Врель долгое время считались картинами де Хоха. Потом считали, что он ученик и последователь де Хоха. Потом разобрались — интерьерные картины Врела написаны до того момента, как де Хох начал их писать. Непонятно, где и как учился Врель, у кого, и почему он начал писать именно так. И он был популярен у современников. А еще интересно то, что все интерьеры у него как под копирку, как будто написанные с одного и того же места.
Эсайас Бурсе (1631-1672)
Неизвестно, сколько создал произведений, неизвестно, у кого учился. Так как жил на одной улице с Рембрандтом в Амстердаме, предполагали, что он у него учился. Но это только предположение: никаких доказательств нет. Где-то в 1650 году был в Италии и учился там, но в его творчестве этого совсем не видно. А еще он был на Цейлоне и привез оттуда альбом с зарисовками — и там тоже совершенно не то, что на его картинах. Возможно, многое перенял у Питера де Хоха.
Художники Делфтской школы живописи были практически неизвестны за пределами города. Да и школы никакой тогда не было — просто мастера живописи писали очаровательные картины и пытались на этом заработать. Они изучали свет и то, как он видоизменяется пространство и оживляет картины, наблюдали за повседневной жизнью и детально ее воплощали, учились друг у друга и поддерживали свою несуществующую группу.