Кому можно поручить разработать план внеурочной деятельности?
Разработать план поручите заместителю по воспитательной работе (п. 1.8 перечня, направленного письмом Минпросвещения, Рособрнадзора от 18.12.2020 № СК-578/08, 01-350/13-01). Он должен определить формы мероприятий, разнести часы, определить календарный график. Привлеките к разработке плана учителей. Их обяжите представить заместителю по ВР предложения по внеурочным мероприятиям и курсам, сообщить об интересах и потребностях учеников, их родителей (профстандарт, утв. приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544н).
Можно ли составить несколько планов внеурочной деятельности для одного уровня общего образования?
Да, можно.
ФГОСы общего образования не регламентируют конкретное количество планов внеурочной деятельности, которые необходимо утвердить школе. При этом для каждого уровня общего образования надо разработать минимум один план (п. 16 ФГОС НОО, п. 14 ФГОС ООО, п. 14 ФГОС СОО).
Надо ли включать план внеурочной деятельности в АООП
Да, но не всегда.
План внеурочной деятельности нужно включить в АООП для основного общего образования, которую составили по ФГОС ООО – 2021 (п. 33.2 ФГОС ООО). В АООП для основного общего образования, которую составили по ФГОС ООО – 2010, план можете включать по своему усмотрению. В данном стандарте требования о наличии плана внеурочной деятельности в АООП нет.
ФГОСы для обучения детей с ОВЗ начального общего образования и детей с умственной отсталостью не требуют наличия плана внеурочной деятельности в составе АООП. При этом направления и объем внеурочной деятельности надо прописать в учебном плане адаптированной программы (п. 2.8 ФГОС НОО для учеников с ОВЗ и п. 2.8 ФГОС УО).
Можно ли разработать единый план внеурочной деятельности для разных уровней образования, например для 1–6 классов
Нет, нельзя.
План внеурочной деятельности – это компонент основной образовательной программы. Поэтому его надо составить отдельно для каждого уровня образования – начального, основного и среднего, то есть для 1–4, 5–9, 10–11 классов.
Какие сведения использовать для плана внеурочной деятельности
Поручите разработчику руководствоваться содержанием примерной образовательной программы. Учителей обяжите изучить индивидуальные особенности и потребности учеников, запросы их родителей (п. 16 ФГОС НОО, п. 14 ФГОС ООО, п. 14 ФГОС СОО). В работе с детьми предложите использовать современные методики, например педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, ассоциативный рисунок, незаконченный рассказ, неоконченный тезис. Мнение родителей поручите выяснить во время опроса на родительском собрании.
Как проверить план внеурочной деятельности
Требований к форме и содержанию плана внеурочной деятельности ФГОСы не содержат. Единственное требование – план должен состоять из обязательной и формируемой частей, определять состав и структуру направлений, формы организации и объем внеурочной деятельности (п. 15 и 19.10 ФГОС НОО, п. 15 и подп. 18.3.1.2 п. 18.3 ФГОС ООО, п. 15 и подп. 18.3.2 п. 18.3 ФГОС СОО). Проверьте, чтобы разработчики учли эти элементы в плане.
Чтобы планы выглядели единообразно, структуру плана разработайте самостоятельно и представьте разработчикам. Воспользуйтесь готовыми образцами планов для каждого уровня общего образования.
Обязательная и формируемая части плана
Убедитесь, что в обязательную часть плана включили мероприятия, которые направлены на достижение планируемых результатов основной образовательной программы. Это должны быть мероприятия из программ содержательного раздела основной образовательной программы.
В формируемой – проверьте, как разработчики учли потребности детей и их родителей. Убедитесь, что объем части соответствует требованиям ФГОС. В начальной школе формируемая часть ООП должна составлять 20 процентов, в основной – 30, в средней – 40. Чтобы рассчитать объем плана внеурочной деятельности, сначала определите, сколько процентов формируемой части отвели на учебный план. Затем исходя из нагрузки на период освоения ООП и процента, которые отвели на внеурочную деятельность, определите объем формируемой части плана.
Внеурочные направления развития личности
Проверьте, чтобы разработчики охватили направления развития личности, выбранные участниками образовательных отношений. Всего направлений пять: спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, общекультурное направления (п. 19.10 ФГОС НОО, подп. 18.3.1.2 п. 18.3 ФГОС ООО, подп. 18.3.2 п. 18.3 ФГОС СОО).
Состав и структуру направлений ФГОСы общего образования не определяют. Однако указывают, что внеурочная деятельность должна состоять из воспитательных мероприятий и курсов внеурочной деятельности. Другие компоненты, из которых состоят направления, содержат ПООП общего образования.
Формы организации внеурочной деятельности
Формы организации внеурочной деятельности педагоги школы определяют самостоятельно (письмо Минпросвещения от 05.07.2022 № ТВ-1290/03). Проверьте, чтобы формы в плане отличались от урочных и предусматривали активность и самостоятельность учащихся, сочетали индивидуальную и групповую работу, проектную и исследовательскую деятельность. Подробности смотрите в таблице.
Узнать больше и скачать шаблоны для работы можно в нашей группе ВК: https://vk.com/isoedu?w=wall-119046568_1354
Как подготовить план внеурочной деятельности по ФГОС второго поколения». Т.Н. Данилова, Ю.Т. Патеева
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: https://vip.1obraz.ru/#/document/16/39425/bssPhr76/?of=copy-5227ea231a