Найти тему
ABW

Фаркоп, распорка, кенгуринг и подножки - как это работает при аварии? Спрашиваем кузовщиков

Оглавление

Одни устройства повышают функционал автомобиля, другие просто меняют его внешний вид. Но как они работают в случае аварий? Решили спросить об этом практиков – кузовщиков, которые работают в том числе с поврежденными в ДТП автомобилями. Что они скажут, опираясь на свои знания и накопленный опыт?

Тягово-сцепное устройство

ТСУ, или фаркоп, по мнению многих, помимо своей прямой функции несет еще и защитную: при наезде на автомобиль сзади он спасет кузов от повреждений. Но есть и обратная точка зрения: да, снаружи все будет красиво, но ведь жесткая конструкция напрямую передаст энергию удара на силовые элементы – лонжероны. В итоге при внешнем отсутствии повреждений кузов может "повести", а для пассажиров не смягчаемый зонами деформации удар будет очень жестким.

Александр: "Бывает, что кто-то въезжает сзади, вроде почти никаких последствий. Человек думает, что повезло. А потом понимает: багажник не открывается, двери вдруг заедать начинают.

-2

При легких ударах фаркоп защитит тот же бампер или крылья. Тем более если говорим про заводские фаркопы, который обычно сделаны грамотно. Силовая балка крепится к лонжеронам, при ударе лонжероны складываются, то есть программируемая деформация кузова работает. Без фаркопа при таком ударе сломался бы бампер, погнуло бы его усилитель. А так этих повреждений нет.

Но при серьезных столкновениях все сложнее. Фаркоп жестко передает удар на кузов, в итоге задние крылья складываются, лонжероны повреждаются, особенно если удар был под углом и одна из сторон принимает на себя большую энергию. Так происходит даже с заводскими фаркопами, а если это "кастом", там вообще всякие варианты возможны, ведь как только люди не крепят ТСУ!

Мое мнение таково. Не пользуешься фаркопом – шар надо снимать, если конструкция это допускает: без этой выступающей части удар на себя берет тот же бампер и его усилитель, уже потом подключается все остальное. Если же фаркоп цельный, но ты его не используешь, он тебе от прежнего владельца достался, то просто демонтируй его от греха подальше".

Алексей: "В современном автомобиле, если нет прицепного устройства, при ударе средней силы страдает сам бампер, его усилитель, фонари, крышка багажника, задние крылья. Еще, скорее всего, придется тянуть пол багажника там, где "запаска" хранится. Да, если удар был достаточно сильный, возможно, и лонжероны пойдут, и машину на стапель придется везти. Но с фаркопом ты "попадаешь" на те же лонжероны, стапель – и все! То есть все внешние детали ты спасаешь, а это немалая экономия по работе и деталям.

-3

На самом деле многое зависит от способа крепления, конструкции лонжеронов, состояния самого кузов. Взять, например, Audi 80 "бочку": там при ударе сзади все сминается чуть ли не до задних сидений. Так вот, фаркоп в этом случае хотя бы примет на себя часть удара. И вообще, если машина старенькая, кузов гнилой, то фаркоп его может спасти при ударе, а может, наоборот, потянуть за собой все – тут индивидуально, раз на раз не приходится. Но, конечно, важно, как установлен фаркоп, как именно он крепится. Здесь от самопальных решений можно ждать чего угодно, а заводские вполне себе надежны".

Распорка

Она ставится между передними/задними стаканами и увеличивает жесткость кузова. При этом есть мнение, что в случае боковых ударов будет страдать не одна, а обе стороны кузова, что увеличивает стоимость восстановления автомобиля после аварии.

Александр: "Мое убеждение: все подобные конструкции надо использовать в комплексе. Распорки, растяжки, косынки и прочий тюнинг по усилению кузова – все это взято из автоспорта. Но в спортивном автомобиле есть каркас безопасности, который в том числе увеличивает жесткость кузова. И именно на него завязываются все эти дополнительные элементы усиления. А без каркаса они просто крепятся к кузову.

Да, установка распорки дает эффект: ты чувствуешь, как машина становится более собранной, острой в реакциях. Но надо учитывать, что при активном вождении, выезде на трек-дни, участии в тренировках и гонках страдает кузов. Если так хорошо сезон поездить, то потом при снятии распорки вполне может оказаться, что расстояние между стаканами изменилось.

-4

Без распорки весь кузов "играет", а с ней стаканы вроде держатся, но увеличивается нагрузка на места их соединения с кузовом. Если машина довольно мощная, шины хорошие, то перегрузки в поворотах приличные. Знаете, что бывает с кузовом кольцевой машины после того, как срезают каркас? Его ведет прямо на глазах! Но мы сейчас говорим об отдельных деталях – распорках и стаканах. Так вот, жестко соединенные распоркой детали могут не выдержать в местах соединения с кузовом.

Как правило, распорки ставятся на оси и во фронтальных ударах не участвуют. Исключение – боковые удары, в том числе удары в колесо. Без распорки пострадает только одна сторона, с ней – потянет и вторую. Чему там достанется – стакану, стойке, лонжерону, телевизору, – зависит от направления и характера удара, а также от особенностей машины. Но то, что с распоркой ты получишь больше проблем, это точно".

Алексей: "Если ты получаешь такой удар, что у тебя его принимает распорка и переносит энергию на другой стакан, то это в любом случае говорит о колоссальных повреждениях кузова. При ударе в колесо гнет рычаг, дальше страдают подрамник, стойка. И если достается стакану и, более того, распорка передает энергию удара на второй стакан, то в случае со свежим и дорогим автомобилем человек и так "попадает" на большие деньги, а гнилая машина отправляется в Гатово что с распорками, что без. Так вот, мое мнение: проблема сильно раздута".

Подножки и кенгуринги

"Во-первых, это красиво!" – думают те, кто ставит подобные элементы на свой автомобиль. Давайте начистоту: в большинстве случаев применение "кенгурятников" и подножек на внедорожниках и тем более на кроссоверах вызвано чисто эстетическими, а не практическими причинами. Кенгуру у нас на дорогах нет, а вот при наезде на пешехода вероятность того, что он получит тяжелые травмы от жестких и недеформируемых дуг, гораздо выше, чем в случае с автомобилем безо всех этих элементов.

-5

Подножки делают более удобной посадку в автомобиль, но это актуально для машин с действительно высоко установленным над дорогой кузовом, а не когда дорожный просвет едва дотягивает до 200 мм. К тому же пороги, как правило, ухудшают геометрическую проходимость. Но нас интересует немного иное: как они срабатывают в авариях? Снова обращаемся к нашим экспертам.

Александр: "Кенгуринги и подножки влияют на геометрическую проходимость, причем всегда в худшую сторону. То, что ставится для красоты, обычно ни на что не влияет – кронштейны там хлипкие. Но если это действительно силовой элемент, который хорошо завязан на раму или на кузов, тогда да, при ударе этот элемент будет воздействовать на раму или лонжерон, к которому он крепится. Плюс в том, что при несильных ударах он спасает внешние элементы.

Но те же кенгуринги при ударе могут сильнее повреждать кузов и второй автомобиль, что еще хуже – при наезде на пешехода могут нанести ему более серьезные травмы. Это как раз тот пример, когда контроль за тюнингом оправдан. Одобренные производителем детали обычно исключают подобные риски – у них специальная конструкция кронштейнов, которые деформируются при ударе. В итоге риск для пешеходов снижается, а вот автомобилю уже достается "сыгравшим" кенгурингом".

Алексей: "От мелких ударов подножки кузов защищают, особенно когда установлены на нормальных кронштейнах, а те крепятся к раме (если говорим про нормальные внедорожники). Но тут вот в чем проблема. Часто подножки устанавливаются вплотную к порогам, зазоры между деталями минимальные, в них скапливается грязь. В итоге это очень мощный рассадник коррозии – пороги у таких машин гниют быстрее, чем в аналогичных моделях без подножек.

-6

Кенгуринг, как и фаркоп, на небольших скоростях кузов от ударов точно защищает, но если столкновение происходит на большей скорости, то тут также многое зависит от того, какая у этого элемента конструкция и как он крепится к автомобилю. Я скорее скажу, что в большинстве случаев "кенгурятник" защитит оптику, бампер, радиаторы, если только крепеж не совсем уж хлипкий. Но да, эти жесткие детали увеличивают риск травм при наезде на пешеходов, не зря их в некоторых странах запрещают".

Наш вердикт

Как видим, оба мастера несколько разошлись в своих оценках, особенно в том, насколько полезен или опасен при попутном столкновении фаркоп. Но при этом оба признают, что надежно установленные устройства могут защитить внешние элементы кузова в случае удара, а вот насколько "хорошим" будет дальнейшее распределение энергии, зависит от того, как реализована установка фаркопа, кенгуринга или подножки. И тут уже оба эксперта едины во мнении: лучше отдавать предпочтение заводскому оборудованию или изделиям от именитых производителей подобной продукции, при этом установка должна соответствовать инструкции. Только так можно рассчитывать и на большую долговечность, и на более высокий уровень безопасности.

Детали кузова в базе объявлений Автобизнеса

Авто
5,66 млн интересуются