Порядок проведения экстренной репатриации в Израиль менялся уже больше четырёх раз за последний год. Первые крупные изменения начались в конце февраля 2022 года, когда министерства Израиля (МВД, Натив и Министерство алии) решили сформировать новую процедуру, которая коснулась туристов и путешественников.
Последние изменения произошли в октябре 2022 года. Как теперь проходит экстренная репатриация, что нужно учитывать? Рассказываем все по порядку.
Процедура после 24 февраля 2022 года
Стоит напомнить, что весной этого года многие люди, прилетевшие в Израиль, столкнулись с рядом проблем. Доходило до серьезных скандалов и даже истерик, нервных срывов. Некоторых гостей страны даже пытались депортировать прямо из аэропорта. Министерства требовали не только заверенных переводов документов, но и прочие справки.
Все изменилось только спустя несколько недель, когда новую процедуру запустили на законные «рельсы». Стоит отдать должное Нативу и МВД, которые смогли организоваться и внести реальные изменения в процесс.
Итак, экстренная репатриация в середине 2022 года состояла из нескольких этапов:
1. Иностранец прилетал в Израиль и подавал пакет документов на предварительную проверку. Проводилась она непосредственно в аэропорту со стороны консула Натива.
2. Последующая углубленная проверка на базе одного из центров репатриации. Опять же, документы проверял консул для получения гражданства.
3. Посещение Министерства внутренних дел для оформления биометрического удостоверения личности (теудат зеута) и заграничного паспорта (даркона).
Несмотря на все этапы, скорость процесса репатриации не существенно, но все-таки увеличилась. Гражданам предоставили реальный шанс в более короткий срок получить гражданство Израиля.
Конечно, были и свои особенности экстренной процедуры. Гости страны, которые решили не ждать проверки в консульстве своей страны, должны были предоставить все документы с официальным подтверждением еврейских корней. Процедура занимала несколько минут и проходила в аэропорту Израиля. Также заявителю нужно было обозначить желание изменить статуса еще до проведения паспортного контроля.
При этом проверка не гарантировала, что турист сможет стать гражданином Израиля. Никаких документов и заверяющих справок путешественник не получал. По сути, это была гарантия того, что человека не депортируют прямо в аэропорту.
Репатриация в Израиль в начале-середине ноябре 2022 года
К концу сентября – началу октября 2022 г. количество прилетевших по экстренной репатриации в Израиль увеличилось. К репатриантам, прилетевшим в Израиль в летние месяцы, успевшим получить только записи на прием в ведомства, добавились новые. Натив и система МВД были к этому не готовы, в первую очередь технически, что привело к проблемам и торможению всего процесса прохождения репатриации внутри Израиля. На фоне этих обстоятельств Правительство Израиля приняло решение упростить обновленную программу «экстренной репатриации». Документ утвердили в октябре и уже выделили на финансирование программы более 90 млн шекелей.
На самом деле программа изменили лишь в мелочах. Как и раньше туристы могли изменить свой статус без направления и проверки документов в консульстве страны выезда. «Зеленые коридоры» теперь работали в аэропорту Израиля «Бен-Гурион»
Согласно новой процедуре, туристов ожидали следующие мероприятия в аэропорту:
Этап 1 – собеседование с консулом Натив и первичная проверка документов.
Этап 2 – оформление специального «временного» удостоверения в МВД после углубленной проверки документов.
Этап 3 – обратиться в Министерство абсорбции и получить удостоверение нового репатрианта.
На последнем этапе экстренной репатриации следовало обратиться в МВД для оформления постоянного биометрического документа «Теудат зеут» и заграничного паспорта.
Репатриация в Израиль в конце ноябре 2022 года
К концу 20-х чисел ноября 2022 года у репатриантов, которые приезжали в Израиль по процедуре экстренной репатриации, сотрудники МВД стали все чаще требовать наличия Справки о несудимости и Справки о семейном положении (№ 5 и № 15). Причём с на справках требовалось наличие апостиля.
На этом изменения, которые произошли в процедуре экстренной репатриации, не закончились.
Вот, как сейчас выглядит процедура прохождения всех этапов экстренной репатриации:
1. Аэропорт им. Бен-Гуриона.
Ожидание от 3 и более часов предварительной проверки документов и выдачи сим-карты с бланками для открытия счёта в банке и Министерства алии и интеграции (Мисрат-Клита). По итогам – бесплатный трансфер до места пребывания в стране (такси, но чаще минивэн или автобус с группой репатриантов, которых развезут по адресам в городе Вашего проживания).
2. Консульская проверка.
Запись на консульскую проверку через специальное приложение «My visit». Желательно знать иврит. Приложение общается на русском языке только на начальном экране и полях заполнения номера телефона. Даты на запись сейчас через 3-4 месяца. Учитывайте этот нюанс при планировании переезда на ПМЖ. Все это время, пока Вы ожидаете проверку у консула, выплат и льгот не будет, Ваш статус – турист.
3. Получение временного удостоверения личности (Теудат-зеут зманит) и удостоверения нового репатрианта (Теудат-Оле).
После прохождения консульской проверки теперь не выдают сразу и на месте Теудат-зеут (зманит) (временное удостоверение личности). Для получения временного удостоверения личности и удостоверения нового репатрианта (Теудат-оле) нужно записаться всё через тот же «My visit» в Министерство алии и интеграции (Мисрат-Клита). Опять же, иврит желательно знать. Хотя, за 3-4 месяца ожидания консульской проверки можно немного подучить язык. Запись в Мисрат-Клита сейчас на 2-3 недели вперед. Запасаемся валерьянкой. Выплат пока нет. Документов тоже.
4. МВД и открытие счета в банке
После получения в отделении Министерства алии и интеграции Теудат-зеут (зманит) (временного удостоверения личности) и Теудат-оле (удостоверение нового репатрианта) можно уже почти расслабиться. Все-таки язык за это время Вы уже точно знаете на уровне Ульпан алеф, хоть пока и не можете его посещать. Осталось, всего-то, оформить биометрические документы (Теудат-зеут и Даркон/Лессе-Пассе) и, конечно, корзину абсорбции. Что сделать первым? Наш совет – все сразу! Одновременно записавшись в отделение МВД (Мисрат-Апним) для оформления биометрии, предлагаем прогуляться по отделениям банков. Благо их в Израиле не так много. А вот подходящее. Ну что ж, заходим. А да, Вы уже знаете иврит. Делов на 5 минут. Не тут-то было! С репатриантами работают не очень быстро, да и вообще в Израиле слово «быстро» применимо не везде. Главное не забудьте взять в банке справку для Мисрат-Клита на бланке банка. Справка называется «ишур ниуль хешбон». Проверьте, чтобы стояла печать и подпись сотрудника банка, а также были указаны номера (если у Вас счет один на двоих с супругом) или номер Теудат-зеута.
5. Оформление корзины абсорбции
Теперь, когда Вы открыли счёт в банке и скоро придёт день посещения отделения МВД для оформления биометрических документов, можно заняться оформлением корзины абсорбции (саль клита). Для этого нужно записаться в Министерство алии и интеграции через уже знакомое Вам приложение, с которым Вы так быстро выучили иврит (в ульпан не пойдём). Далее, прийти в день записи в отделение Министерства и отдать все документы, полученные в банке, сотруднику.
6. Институт национального медицинского страхования (Битуах-Леуми) и оформление больничной кассы.
После того, как Вы освоили иврит и все принципы израильской бюрократии, Вам остается самая простая задача – зарегистрироваться в Битуах-Леуми и выбрать больничную кассу. Здесь нет ничего сложного, так как иврит Вы уже должны знать к этому моменту в совершенстве.
7. Водительское удостоверение
Для тех, кто хочет водить машину в Израиле мы рекомендуем оформить израильское водительское удостоверение в течение первого года репатриации. Почему? Просто по истечении года водительские права страны исхода не будут действовать на территории Государства Израиль.
И не забывайте главный принцип процедуры экстренной репатриации: «Законодательство постоянно меняется, поэтому важно следить за последними новостями!»
Еврейский Центр Репатриации «ШАЛОМ» оказывает весь спектр услуг по сопровождению и помощи в экстренной репатриации в Израиль. Поэтому, если вы желаете качественной помощи на каждом этапе, то обращайтесь к специалистам ЦР «Шалом».