Найти тему

«Я - то, кем я решаю стать»

История человечества знает немало примеров существования людей, непохожих на всех остальных. Они нарушали правила, неприслушивались к общественному мнению и выдвигали собственные правила и теории, объяснить которые с точки зрения логики не представлялось возможным.

Один из них - Карл Густав Юнг - родился в Кессвиле, в Швейцарии, 26 июля 1875 года. Его отец, Иоганн Пауль Ахиллес Юнг, был священником швейцарской реформатской протестантской церкви, доктором филологии и специалистом по восточным языкам, а мать, Эмилия Юнг (урожденная Прайсверк), происходила из старинного базельского рода. Карл был единственным ребенком своих родителей.

Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг

В семьях Юнгов и Прайсверков преобладали люди, занимавшиеся умственным трудом, причем оба деда достигли в своих областях значительных успехов. Корни семьи Юнгов по линии отца уходят в далекий XII век. Первым выдающимся представителем рода был прадед Юнга - Карл Юнг- доктор медицины и юриспруденции, ректор университета в немецком городе Майнце, руководил полевым госпиталем во время наполеоновских войн.

Дед будущего известного психиатра - тоже Карл Густав Юнг - родился в Мангейме в 1794 г. Он переехал в Швейцарию из Германии в 1822 году, когда Александр фон Гумбольдт добился для него должности профессора хирургии в Базельском университете. За свою жизнь дед был трижды женат, у него было 13 детей. Он отрекся от римской католической веры и стал протестантом. В молодости дед вступил в тайное общество вольных каменщиков (масонов) и, со временем, стал главой масонов на территории Швейцарии.

Самуэль Прайсверк, дед Юнга по материнской стороны - масон, Великий мастер Швейцарской ложи, был доктором богословия, составителем образцовой грамматики древнееврейского языка, коей он предавался всей душой, будучи убежденным, что именно на этом языке говорят на Небесах. Но интересен он прежде всего тем, что беседовал с духами.

Мать Юнга была экстрасенсом, Она обладала паранормальными способностями, унаследованными от матери, практиковала спиритизм. Позднее и сам Юнг стал устраивать спиритические сеансы, а его дочь Агата стала профессиональным медиумом.

Интерес Юнга к мистике, духовидению, «двойному зрению», раздвоенности личности — все это родилось и из семейной атмосферы. По словам Юнга, он чувствовал, что между ним и его предками существует какая-то роковая связь. Он ощущал свою зависимость от них. Парапсихологические способности были в той или иной мере присущи многим членам семьи, передались они по наследству и детям Юнга.

Карл Юнг в детстве
Карл Юнг в детстве

Свою мать Юнг очень любил. От нее исходило живое человеческое тепло, она умела внимательно выслушать. Была очень гостеприимна, прекрасно готовила. С другой стороны, она была для мальчика фигурой необычной и в чем-то пугающей: она страдала припадками и резкими переменами в настроении. Мать казалась для маленького Карла сказочным, мифологическим существом. Своим увлечением восточными религиями и философиями Юнг тоже обязан матери, которая в детстве читала ему старую, богато иллюстрированную детскую книгу с описаниями экзотических религий.

Оба родителя юного Густава были тринадцатыми детьми в своих семьях, а союз тринадцатого ребёнка Прейсверков и тринадцатого ребёнка Юнгов считался чрезвычайно благоприятным в общественном сознании швейцарцев, культура которых пронизана почитанием символизма равных частей и благоговением перед приметами любого рода.

В семье матери Юнга было шесть священников, священником был и отец, а также два его брата. С детства Юнг принимал участие в различных богословских беседах, теологических дискуссиях и пытался проникнуть в суть религиозных доктрин. Споры с отцом ничем не кончались, они раздражали его. «Вечно ты хочешь думать,- возмущался отец,- а должно не думать, а верить». Юнг мысленно возражал ему: «Нет, должно знать и понимать». В девятнадцать лет Юнг прочел у Эразма Роттердамского: «Призываемый или нет, Бог присутствует всегда». Он включил эти слова в свой экслибрис, а позже велел высечь их на каменной арке над входной дверью своего дома. В конце своей жизни на вопрос, верит ли он в Бога, Юнг ответил: «Я не верю, я знаю».

Мир маленького Юнга ограничивался домом, церковью и кладбищем, расположенном рядом, где он наслаждался уединенными прогулками. Он был одиноким и замкнутым ребёнком, чувствовал себя изолированным от остальных людей - иногда он "ощущал почти нестерпимое одиночество". Отец с шести лет стал обучать его латыни и почти все свое время Юнг посвящал чтению философской и религиозной литературы.

В детстве он был всецело поглощен мечтами, сверхъестественными видениями и фантазиями и был убежден в том, что обладает тайным знанием о будущем. Однажды он вырезал маленькую человеческую фигуру из школьной линейки размером в 6 см. В моменты, когда обстановка в семье накалялась из-за раздражительности главы семейства или очередного припадка матери, Карл, находясь в отчаянии, прятался на чердаке, доставал своего друга и вел с ним долгие беседы. Иногда Густав писал записки своему другу на маленьких клочках бумаги, используя свой собственный секретный язык. Позже мальчик понял, что с помощью этих ритуалов он чувствует себя в безопасности, и его внутренний мир наполняется новыми красками.

Была у него фантазия и о том, что в нем сосуществуют два разных человека. Один из них был сыном приходского священника - хрупкий и неуверенный в себе. Другой был мудрым стариком, гордым, авторитетным и влиятельным человеком прошлого - «это был пожилой человек, жил в XVIII веке, носил туфли с пряжками и светлый парик, ездил в наемном экипаже с черными конями». В течение всей жизни Юнг верил в то, что его дед был внебрачным сыном великого Гёте. Внук почувствовал особое родство с Гёте в 15-летнем возрасте, после первого прочтения «Фауста». Таким же странным раздвоением страдала и мать Юнга.

Юнг начал обучение в гимназии только в 1886 году, в одиннадцать лет. Там он проводил долгие часы в библиотеке, погруженный в старинные книги. Его не интересовали ни школьные предметы, ни какой-либо из видов творчества. Преподаватели удивлялись его безынициативности, констатировали тот факт, что мальчик не обладает абсолютно никакими талантами. За полное отсутствие способностей к рисованию его вообще освободили в школе от изучения этого предмета. А в это же время, по возвращению домой, Густав увлеченно рисовал баталии, старинные замки и карикатуры. Для него это было гораздо интереснее, чем на уроках копировать головы греческих богов.

К шестнадцати годам состояние одиночества постепенно оставило Карла. Молодой человек уже не страдал от приступов депрессии, увлекся философией. Его интересовали определенные темы, и Юнг находил ответы на свои вопросы в произведениях Гераклита, Платона, Пифагора. Особенно близки ему оказались идеи Шопенгауэра: «Он был первым, кто рассказал мне о настоящих страданиях мира, о путанице мыслей, страстях и зле - обо всем том, чего другие почти не замечали, пытаясь представить либо как всеобщую гармонию, либо как нечто само собой разумеющееся. Наконец я нашел философа, у которого хватило смелости увидеть, что не все было к лучшему в самих основаниях мира».

Сфера сновидений и воображения была в течение всей его жизни исходным материалом для будущей научной работы Юнга. В своей автобиографии «Воспоминания, сновидения, размышления» (1961) Юнг рассказывает о ярких опытах, оказавших на него сильное влияние.

Одно из таких видений случилось, когда Юнгу было 11 лет. Он шел из школы в полдень и увидел солнце, сверкающее над крышей Базельского собора.

Кафедральный собор Базеля
Кафедральный собор Базеля

Он размышлял о красоте мира, великолепии церкви и могуществе Бога, сидящего на небе на золотом троне. И вдруг внезапно Юнгу пришла на ум мысль настолько кощунственная, что он пришел в ужас. Он отчаянно боролся несколько дней, чтобы подавить запретную мысль. Наконец Юнг сдался: «он видел красивый кафедральный собор, и высоко над миром, на своем золотом троне, сидит Бог - и из-под трона на сверкающую новую крышу собора падает камень и пробивает ее. Все рушится, стены собора разламываются на куски».

Он интерпретировал это как видение знак, данный Богом: «необходимо полностью подчиниться Богу, не заботясь ни о чем, кроме исполнения Его воли... Если человек исполняет волю Бога, он может быть уверен, что выбрал правильный путь». Этот опыт сместил его личную точку зрения в сторону более глубокого принятия своего собственного предназначения. У него возникло чувство ответственности за свою жизнь, за выбор жизненных целей - он отмежевался от необходимости становиться священником.

В 1893 году Юнг стал студентом факультета естественных наук Базельского университета – его интересовала антропология и египтология. Помимо основной программы обучения, Юнг усердно изучал работы философов-мистиков – Эшенмайера и Сведенборга. Прочитанное производило неизгладимое впечатление на Юнга – он даже несколько раз участвовал в спиритических сеансах.

В те годы Юнг испытывал материальные затруднения. После того, как умер отец, у семьи практически не осталось средств: семье с трудом удалось продать небольшую коллекцию антиквариата. Карлу приходилось днем учиться, а по вечерам давать частные уроки, чтобы заработать на скромную жизнь и оплачивать свое дальнейшее обучение.

В 1895 году Карл начал изучать медицину в Базельском университете. Там же он случайно наткнулся на книгу под названием «Учебник психиатрии», Рихарда фон Крафт-Эбинга. Поняв, что психосоциальные заболевания являются болезнями личности, Юнг писал: «И тогда я сразу решил стать психиатром, так как я, наконец, увидел возможность соединить мой интерес к философии, к естественным наукам и медицине, что для меня было главной задачей».

В 1900 году, получив медицинскую степень по специальности «психиатрия», он начал работать в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента Эйгена Блейлера - автора термина «шизофрения».

В феврале 1903 года Юнг женился на двадцатилетней дочери преуспевающего фабриканта Эмме Раушенбах, с которой прожил вместе пятьдесят два года.

Карл Юнг и Эмма Раушенбах
Карл Юнг и Эмма Раушенбах

Предками девушки были швейцарско-немецкие богатые промышленники. Благодаря финансовому благосостоянию Эммы, Юнг мог не думать о добывании хлеба насущного, и вплотную занялся научными исследованиями в сфере психологии и психиатрии.

У них было пятеро детей: Агата (1904), Грета (1906), Франц (1908), Марианна (1910) и Хелена (1914). Брак продолжался до смерти Эммы в возрасте 73 лет в 1955 году.

Семья Карла Юнга
Семья Карла Юнга

Из всех великих пионеров глубинной психологии, Юнг был единственным, чья жена стала его учеником, усвоила его методы и приемы и на практике применяла его психотерапевтический метод.

В 1909 - 1913 годах Юнг сотрудничал с Зигмундом Фрейдом. Первая встреча двух гениев состоялась в Вене в феврале 1907 года. Они начали беседу в час пополудни, проговорили практически без перерыва 13 часов и расстались в полном взаимном восхищении. Знакомство с великим ученым положило начало тесным личным и профессиональным отношениям.

Фрейд и Юнг во время сафари в Африке
Фрейд и Юнг во время сафари в Африке

Образованность Юнга произвела глубокое впечатление на Фрейда. Он полагал, что Юнг мог бы идеально представлять психоанализ в мировом научном сообществе. На конгрессе в Нюрнберге в 1910 году была основана Международная психоаналитическая ассоциация, и он был избран ее президентом, несмотря на сердитый протест венской группы.

В 1911 году он предпринял попытку распространить принципы психоанализа на те области, которые многие годы занимали его, а именно применить новые подходы к изучению содержания мифов, легенд, басен, классических сюжетов и поэтических образов. Он сделал неожиданный вывод, что мышление «имеет исторические пласты», содержащие «архаический умственный продукт» и, если символы, используемые веками, схожи между собой, то они «типичны» и не могут принадлежать одному индивиду. В этой цепи выводов лежит зерно центральной концепции Карла Юнга о коллективном бессознательном.

В 1911 г. Фрейд приглашает Юнга в совместную поездку с лекциями в Соединенные Штаты. В пути, на пароходе, Юнг записал в блокнот слова Фрейда: «Они еще не знают, что мы везем в Америку чуму…».

Несмотря на то, что в течение ряда лет Юнг поддерживал взгляды Фрейда на сексуальность, он предложил свою версию ( трактует либидо не в духе Фрейда, а полностью лишает его сексуальной подоплеки). Карл Юнг так и не отступил от мистицизма, окрашивавшего все его труды, начиная с самой первой работы. Полемика по поводу либидо повлияла на отношения Юнга и Фрейда. Их переписка вскоре утратила личный характер, став исключительно деловой. В сентябре 1913 года Карл Юнг и Зигмунд Фрейд встретились в последний раз на международном конгрессе в Мюнхене, где Юнга вновь избрали президентом Международной психоаналитической ассоциации.

Известные психологи начала ХХ века: А.Брилл, Эрнст Джонс, Шандор Ференци, Зигмунд Фрейд (внизу слева), Стэнли Холл, Карл Юнг (снизу справа)
Известные психологи начала ХХ века: А.Брилл, Эрнст Джонс, Шандор Ференци, Зигмунд Фрейд (внизу слева), Стэнли Холл, Карл Юнг (снизу справа)

Спустя месяц после мюнхенского конгресса Карл Юнг ушел с поста редактора «Ежегодника психологических и психопатологических исследований», а в апреле 1914 года и с поста президента Международной психоаналитической ассоциации.

В 1913 году двое ученых разорвали отношения. Разрыв ускорили причины как личного характера, так и теоретические расхождения. Они оба утверждали, что не в состоянии признать, что могут ошибиться. Фрейд потребовал от Юнга дать клятву, что он будет отстаивать как незыблемые догмы положения о ведущей роли сексуального инстинкта в развитии неврозов, о стадиях ранней детской сексуальности и об Эдиповом комплексе. Однако Юнг, оставаясь убежденным мистиком, не мог и не хотел отказаться от эзотерики и оккультизма, его интересовала парапсихология и алхимия, и Юнгу в классическом психоанализе было тесно.

Вызывает уважение, что расстались ученые корректно. Они обменялись письмами о том, что не имеют друг к другу никаких претензий, после чего Юнг о Фрейде всегда высказывался уважительно, а Фрейд о Юнге просто никогда не упоминал. Сотрудничество Юнга и Фрейда было недолгим, но взаимовыгодным. Юнг, благодаря Фрейду, быстро завоевал всемирную славу, а Фрейд, благодаря Юнгу, с его харизматической внешностью и невероятной эрудицией, вывел психоанализ из узкого кружка венских врачей-единомышленников на мировую арену. Больше они ни разу не встречались. На протяжении следующих четырех лет Юнг переживал тяжелый душевный кризис и это настолько ослабило его, что он отказался читать курс лекций в Цюрихском университете.

Фактически это стало личной драмой, состоянием внутреннего душевного разлада, который дошел у Юнга до психического расстройства. В это время Юнг «был близок к безумию, его сознание буквально захлёстывали кошмарные образы». Юнг сам беспокоился о том, что ему угрожает психоз или шизофрения. Именно в таком состоянии Юнг решил дать выход тому, что всё время подтачивало его изнутри: он начал добровольный спуск в пучину своего бессознательного с исследовательской целью.

В одиночестве он начал практиковать метод, который он позже назвал «активным воображением». Именно так, наблюдая за своими сказочными психотическими видениями, Юнг открыл существование коллективного бессознательного с его архетипами и создал всемирно известную школу «аналитической психологии». Только к концу первой мировой войны он смог прервать свое путешествие по лабиринтам внутреннего мира, чтобы создать новый подход к изучению личности, где в качестве основных идей выступали человеческие устремления и духовные потребности.

Перед Первой мировой войной у Юнга было видение, которое длилось около часа. Он видел трупы людей и обломки строений, которые неслись в бесконечность по волнам желтого моря, затем море окрасилось в кровавый цвет. Видение было в октябре 1913 года и затем повторилось еще несколько раз - война началась в 1914 году.

Во время Первой мировой войны Юнга призвали военным врачом, и вскоре он стал комендантом лагеря для интернированных британских солдат и офицеров. Юнг прилагал усилия для улучшения условий жизни солдат, оказавшихся на нейтральной территории и поощрял их посещение университетских курсов.

Интерес к фундаментальным психологическим процессам привел Юнга к изучению западных традиций алхимии и к исследованию неевропейских культур. Он серьезно изучал индийскую, китайскую и тибетскую мысль, а также занимался изучением спиритизма, оккультизма, астрологии, паранормальных явлений, телекинеза. Его интересовал религиозные и духовные практики Азии и раннее христианство. Юнг также изучал буддизм, каббалу прекрасно знал Библию. И все это для того, чтобы правильно понять человеческую душу и условия, при которых возможно ее посмертное существование. Он считал психику и все то, мистическое, что связывал с ней, в том числе и Бога, реально познаваемым и поэтому стремился познать ее, а не ограничивался религиозной верой.

Карл Юнг много путешествовал, изучая древние цивилизации -в 1920 году Юнг побывал в Тунисе и Алжире, в 1924-1925 изучал индейцев пуэбло в Нью-Мехико и Аризоне, в 1925-1926 годах - обитателей горы Элгон в Кении, посетил Судан и Египет. Несколько раз путешествовал по Соединенным Штатам, дважды посетил Индию.

В 1930 году Карлу Юнгу пожаловали титул почетного президента Психотерапевтического общества Германии. Вслед за этим вышла его новая книга «Проблемы души нашего времени». В 1932 году городской совет Цюриха присудил Юнгу премию в области литературы. К ней был приложен чек на сумму восемь тысяч франков.

Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг

Трагический эпизод в жизни Юнга связан с обвинениями его в симпатиях к нацистам. В 1933 году в Германии к власти пришел Гитлер. Психотерапевтическое общество было немедленно реорганизовано в соответствии с национал-социалистическими принципами, а его президент Эрнст Кречмер подал в отставку. Президентом Международного общества стал К. Г. Юнг. Ряд историков обвиняет Юнга в сотрудничестве с нацистским режимом и Государственным институтом психотерапии, курируемым Германом Герингом. Его работа 1936 года «Wotan» об арийской мифологии, где фюрер назван «медиумом коллективного бессознательного», была высоко оценена Гитлером.

Юнг, который прежде никогда не выказывал интереса к мировой политике, стал проявлять к ней всё больший интерес, пытался анализировать психологию государственных лидеров и, в особенности, диктаторов. 28 сентября 1937 года во время о визита в Берлин Муссолини К. Г. Юнг имел возможность близко наблюдать поведение итальянского диктатора и Гитлера во время массового парада. С этого времени проблемы массовых психозов сделались одним из фокусов внимания Карла Юнга. С 1933 по 1939 годы Юнг издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям», который поддерживал национальную и внутреннюю политику нацистов по очищению расы. Каждую свою публикацию ученый начинал с выдержек труда Гитлера «Mein Kampf». После войны Юнг, со всей страстью, отвергал все нападки, открещивался от редактирования журнала, объясняя свою лояльность Гитлеру требованиями времени и был реабилитирован.

В последующие годы Юнг делал доклады на многих международных конгрессах, а в 1937 году прочел курс лекций в Йельском университете о взаимоотношении психологии и религии. Он вновь начал преподавать, еженедельно читая лекции в Высшей технической школе в Цюрихе.

В феврале 1944-го года, в возрасте 69 лет, на экскурсии, Юнг сломал ногу. Его госпитализировали, и в это время с ним случился сердечный приступ, в результате которого он чуть не умер. Его жизнь висела на волоске на протяжении нескольких недель.

В больнице у него был опыт яркого видения, в котором ему казалось, что он парит высоко в космосе, 1000 миль над землей, под ногами у него Цейлон, под головой Индия и слева - Аравийская пустыня. Затем Юнг вошел в черную каменную глыбу, которая тоже парила в космосе. Он видел свою жизнь как часть огромной исторической матрицы. Путь Юнгу преградил доктор, который сказал ему, что он не имеет права покинуть землю сейчас. У Юнга возникло такое чувство, что жизни доктора что-то угрожало, в то время как его, Юнга, собственная жизнь была спасена (и действительно, через несколько недель его врач неожиданно умер). Карл Юнг отметил, что впервые почувствовал горькое разочарование, когда вернулся обратно к жизни. На этом видение прекратилось.

Несколькими неделями позже Юнг постепенно оправился от болезни. По выздоровлении у него начался очень продуктивный период, в течение которого он написал наиболее важные свои работы.

Основные темы, наиболее разработанные в аналитической теории К. Г. Юнга - это проблема соотношения мышления и культуры, пути развития культур на Западе и Востоке, роль биологически унаследованного и культурно-исторического в жизни народов и, конечно, анализ мистических явлений в культуре, выяснение значения мифов, сказок, преданий, сновидений. В поле его зрения находится не только логика, но и интуиция. Изучение интеллекта, как культурного феномена, дополняется стремлением понять глубинные чувства человека и человечества. Самому К. Г. Юнгу принадлежит интересное высказывание о том, что «человек без мифологии становится продуктом статистики».

В ноябре 1955-го ученый похоронил свою горячо любимую жену Эмму. Утрата близкого человека полностью опустошила Юнга.

Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг

Он пытался гнать от себя горестные мысли, уходил в работу с головой. В 1935 году Юнг становится основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии. В 1948 году в Цюрихе был организован Институт Юнга. Его последователи создали Общество аналитической психологии в Англии и аналогичные общества в США (Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе), а также в ряде европейских стран.

Практически до конца своей жизни Юнг продолжал лечить людей. Вот как выглядел его обычный день: с восьми до десяти утра он читал корреспонденцию, писал сам или диктовал письма, затем три часа до обеда и три часа после принимал пациентов. Вечером он читал научную литературу и писал собственные труды. Лишь в последние годы жизни количество пациентов пришлось сократить - Юнг сильно уставал. Юнг принципиально не употреблял спиртные напитки. Он не только был трезвенником, но и, фактически, стоял у истоков возникновения первого Общества анонимных алкоголиков.

Юнг продолжал публиковать книги до конца своей жизни, в том числе «О летающих тарелках. О вещах, наблюдаемых в небе» (1959), в которых он анализировал архетипическое значение наблюдений НЛО. В 1961 году Юнг закончил последний труд - первую часть коллективной работы «Человек и его символы» (опубликована в 1964 году) под названием «К вопросу о подсознании».

Поистине королевские почести были оказаны Карлу Юнгу в день восьмидесятилетия, когда в маленьком городке Кюснахт, где он обосновался более чем на полвека, его избрали «энербюргером» (почетным гражданином), что сам Юнг оценил даже выше, чем избрание членом Королевского медицинского общества Лондона. Он стал также почетным доктором наук Оксфордского университета, почетным членом Швейцарской академии наук, получил почетные степени от Гарвардского университета и университетов Калькутты, Бенареса и Аллахабада - и все это среди прочих многочисленных отличий .В 1958 году, за три года до его кончины, в Цюрихе собрался конгресс по аналитической психологии - первый конгресс международного уровня с участием ста двадцати делегатов.

В один из майских дней 1961 года Карл Юнг собрался прогуляться. Во время этой прогулки его настиг инфаркт, в результате которого сосуды головного мозга закупорились, и частично парализовало конечности. Две недели он балансировал межу жизнью и смертью. Позже сиделка, которую наняли присматривать за больным, вспоминала, что за три дня до своей смерти, Юнгу приснился сон. В этом сновидении Юнг обрел целостность: важным символом были древесные корни, переплетающиеся с золотом - алхимическим символом завершенности. После пробуждения Юнг, улыбаясь, сказал, что больше ему нечего бояться.

Сердце Карла Юнга, ученого с мировым именем, остановилось 6 июня 1961 года в возрасте 86 лет. Смерть наступила в его собственном доме, в деревне Кюснахт, в Швейцарии. Тело было кремировано, а пепел захоронен в семейной могиле на местном кладбище протестантской церкви города.

Могила Юнга
Могила Юнга

Местный пастор в погребальной речи назвал покойного «пророком, сумевшим сдержать всеохватывающий натиск рационализма и давшим человеку мужество вновь обрести свою душу».

В момент смерти Юнга на Женевском озере разразилась страшная буря, в его любимое дерево, под которым Юнг особенно любил сидеть, попала молния и оно сгорело дотла, а его близкому другу, Лоренсу Ван дер Посту, приснился сон, в котором Юнг, уходя вдаль, махал рукой и говорил: «Мы ещё увидимся».

Многими это было воспринято как привет Юнга из небытия…

Благодарю за прочтение. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.