В военные годы она была одной из самых знаменитых актрис, ее называли «третьей блондинкой СССР» – после Любови Орловой и Марины Ладыниной.
Фамилию Серова она получила от первого мужа, легендарного летчика-испытателя Анатолия Серова. На протяжении долгих лет она оставалась музой и женой знаменитого поэта и драматурга Константина Симонова, за ней ухаживал маршал Рокоссовский.
А в конце 1950-х ее жизнь пошла под откос. Последние 20 лет стали временем унижений, безработицы и предательств. Что погубило одну из самых красивых советских актрис, и почему ее уход остался незамеченным.
В декабре 1919 года в Харьковском роддоме родилась очаровательная малышка, судьба которой сложилась очень драматично: словно яркая звезда, она вспыхнула и погасла - но не сразу, а тлея в одиночестве и нищете. Девочку назвали Валей и сразу же отдали бабушке с дедушкой, жившим на хуторе.
Отец Валентины, Василий Васильевич был репрессирован - она его никогда не видела. А мать Клавдия Михайловна играла в провинциальном театре и вскоре укатила в Москву: тогда ей было не до ребенка.
Сделав в столице неплохую карьеру, Клавдия Половикова забрала к себе шестилетнюю Валю. Правда, девочка была абсолютно дикой и невоспитанной. «Дывитесь! Це ж моя мамо!» - закричала на весь зал Валюша, когда впервые увидела мать на сцене.
Малый театр на Сретенке стал вторым, а точнее - первым ее домом. Валя знала все ходы и выходы, с удовольствием вдыхала пыль декораций в кладовке, примеряла парики и сценические костюмы.
В восемь лет ей разрешили выйти на сцену - она играла мальчика Давида, сына главной героини, которую исполняла мать. С того момента Валя Половикова хотела только одного: стать актрисой.
В школе Валентина училась хорошо, но постоянно думала о том, как она будет выступать на сцене, и мама ей помогла в осуществлении ее мечты.В 14 лет она подделала свидетельство о рождении, приписав себе два года, и поступила в театральный (ГИТИС).
Карьеру Валентина Васильевна начала с театральной сцены, входила в состав труппы сегодняшнего Ленкома (раньше этот храм Мельпомены именовался как Центральный ТРАМ).
Серова дебютировала в картине «Груня Корнакова» (1934), где перевоплотилась в главную героиню в юности. Но зритель так и не увидел девушку на экранах, эпизод с ее участием вырезали.
Затем она появилась в драме «Строгий юноша», которую снял в 1936 году Абрам Роом. Ей отвели второстепенную роль Лизы, в титрах еще была прописана как Половикова, а на пленке блистала яркой брюнеткой.
Широкой публике лента была представлена лишь к середине 70-х годов, а до этого пылилась на полке с вердиктом «грубейшие отклонения от стиля социалистического реализма».
Восхождение на вершину славы и зрительской любви Валентины Васильевны началось с фильма «Девушка с характером». Молодой симпатичной актрисе постановщик Константин Юдин преподнес главную роль отважной Кати Ивановой, работницы зверосовхоза.
Валентина предстала перед зрителем белокурой миловидной красоткой. У актрисы появилась армия поклонников, мужская половина восхищенно вздыхала, женская – пыталась подражать.
Спустя год Константин Юдин вновь позвал Валентину Серову на съемочную площадку своего нового фильма «Сердца четырех». В легкой, водевильной комедии она разделила пьедестал двух главных героинь с Людмилой Целиковской – девушки играют сестер Мурашовых, строгую Галину и ветреную Шурочку.
Примечательно, что эта художественная работа тоже попала на экраны кинотеатров не сразу после производства, теперь уже по вине разгоревшейся войны с фашистами.
Показывать столь легкомысленную ленту в тяжелые для страны времена посчитали кощунством. Премьера состоялась накануне победы, в начале 1945-го, и добавила бонусов в копилку успехов Валентины Васильевны.
Серова украсила неподражаемой игрой и обаянием фильм Владимира Юренева «Весенний поток» (1941). Здесь актриса перевоплотилась в воспитанницу детского дома, которая, став учительницей, возвращается в родную школу и ставит на путь истинный самого безнадежного подопечного.
Затем в карьере Валентины Серовой потянулась череда работ на военную тематику. Самой яркой картиной с ее участием, тронувшей зрителей до глубины души, стала постановка Александра Столпера «Жди меня».
Режиссер взял за основу одноименную пьесу Константина Симонова. Актриса примерила образ Лизы Ермоловой, вопреки здравому смыслу не желающей верить в гибель мужа на войне и верно дождавшейся его возвращения.
В 50-х и 60-х годах Серову стали редко приглашать в кино. Список картин пополнялся медленно – звезда экранов не могла справиться с пережитыми трагедиями и пристрастилась к алкоголю.
Лента о защитниках Брестской крепости «Бессмертный гарнизон» стала последней серьезной работой. После женщина получила три небольшие роли – в драме «Арена» (1967), «Кремлевские куранты» (1970) и «Дети Ванюшина» (1973).
3 мая 1938 года Валентина Половикова была в гостях у летчика Анатолия Ляпидевского, где познакомилась с его коллегой Анатолием Серовым.
Это имя было тогда у всех на устах: Серов недавно вернулся из Испании, где участвовал в Гражданской войне. За военные заслуги летчик в 27 лет получил звание полковника, весной 1938-го стал Героем Советского Союза.
Предложение руки и сердца последовало на третий день знакомства, а уже 11 мая Серов и Половикова поженились. Анатолия Серова назначили начальником Главной летной инспекции Военно-воздушных сил Красной армии. Супругам предоставили пятикомнатную квартиру в Лубянском проезде.
11 мая 1939 года, ровно через год после свадьбы, комбриг Анатолий Серов проводил тренировочный полет на самолете УТИ-4. Вторым пилотом была Полина Осипенко — участница легендарного «женского» перелета из Москвы на Дальний Восток.
Случилась авария, и оба летчика погибли на месте. Осипенко был 31 год, Серову — 29. Прах героев захоронили в Кремлевской стене, одну из погребальных урн по Красной площади нес сам Иосиф Сталин.
Спустя четыре месяца у Валентины Серовой родился сын, которого она назвала в честь покойного мужа Анатолием.
Второго мужа актрисы тоже знала вся страна. Звезда советских экранов стала супругой и музой писателя Константина Симонова. Но и этот брак оказался несчастным. Напряжение в паре появилось после того, как муж настоял, чтобы сына Серовой отправили в интернат – общий язык отчим и пасынок не находили.
11 мая 1950 года на свет появилась дочь Маша. Мария Симонова потом будет вспоминать, что её день рождения всегда начинался с того, что вместе с мамой они шли к Кремлёвской стене, где похоронен прах Анатолия Серова.
В 1941 году Симонов, попав случайно с фронта в Москву и сидя на даче у Льва Кассиля, на одном дыхании написал стихотворение «Жди меня», ставшее гимном женской верности. Константин Михайлович посвящал супруге пьесы и сборники стихов.
В конце войны поползли слухи, что любимая женщина изменяет с военачальником Константином Рокоссовским. Это тоже увеличило трещину в союзе Симонова и Серовой.
Отношения разрушала и пагубная привычка актрисы: после смерти первого мужа Валентина Васильевна начала крепко выпивать.
Однако, несмотря ни на что, брак продержался 15 лет. Дочь Мария, которая выросла у матери актрисы. Клавдия Половикова отсудила все права у Серовой на наследницу. Валентине приходилось унижаться, в письмах просить о редких встречах с дочерью.
В 1957 году Константин Симонов и Валентина Серова расстались. Подруга и коллега по цеху Римма Маркова вспоминала, что после разрыва с мужем женщина начала еще больше пить, в итоге ни один театр не желал с ней сотрудничать.
Сначала Валентина Васильевна боролась – она боялась остаться одна. Она была очень ранимым и незащищенным человеком. Она уничтожила почти весь свой архив, многое сожгла, наивно думая, что это поможет ей выжить.
А Симонов сразу женился вновь – на интеллектуалке Ларисе Алексеевне Гудзенко, вдове поэта Семена Гудзенко и дочери генерала Жадова.
Симонов удочерил ее дочь Катю, потом у них родилась обожаемая Симоновым Саня. Имя Серовой изживалось из жизни Симонова. Он никогда не упоминал о ней, снял посвящение из сборника «С тобой и без тебя».
И только стихотворение «Жди меня» по-прежнему выходило с пометкой: «В.С.» – и сноской: «Валентина Васильевна Серова – заслуженная артистка РСФСР». И все.
Дочь Маша, живя у бабушки, тоже мечтала вернуться к матери, что и сделала, как только ей исполнилось 18 лет. Но жить рядом с сильно пьющим человеком так и не смогла.
Известная актриса, секс-символ 1940-х опустилась на самой дно. Она давно и безвозвратно утратила свою красоту, потеряла работу, в ее комнате сожители-собутыльники сменяли один другого. Чтобы выжить, женщина продавала одежду и мебель.
Отношения с сыном Анатолием тоже не сложились. Мальчик рос болезненным, страдал заиканием и близорукостью, при этом был совершенно неуправляемым. Он рано пристрастился к спиртному, попал в плохую компанию. Как-то раз в состоянии алкогольного опьянения ограбил и поджег чужую дачу.
От тюремного срока его спас только возраст, но Симонов сдал пасынка в режимный детский дом в Нижнем Тагиле (по сути, колонию для малолетних). В 1959 году Анатолия удалось отправить в армию, в спецчасть с особым режимом. Вернувшись, он собирался жить с матерью, однако та не пожелала более терпеть его поведение и указала на дверь, отказав даже в прописке.
Незадолго до своей смерти Анатолий Серов появился на пороге материнской комнаты с букетом цветов в знак примирения.
То ли Валентина ушла в запой, то ли его не впустил ее очередной сожитель, но общения и разговора по душам не вышло. В 1974 году Анатолия не стало. Он прожил всего 35 лет. Мать на его похороны не пришла.
Серова рано постарела. Алкоголизм очень сильно сказался на ее внешности. Из-за пьянства ее уволили из Театра им. Моссовета. Она ненадолго вернулась в Ленком, где играла какую-то чепуху.
Ее уволили по сокращению штатов. Потом ненадолго был Ногинский театр, и в конце – Театр киноактера. Она пила – страшно, отчаянно. Последние годы ее жизни ничем не напоминали о том, что когда-то эта всеми брошенная женщина принадлежала к элите.
Она была не столько постаревшая, сколько сломленная и спившаяся. Все те люди, кто пил за ее здоровье в хлебосольном симоновском доме, теперь отвернулись от нее. Она узнала и безработицу, и нужду, и унижения.
Числясь в Театре киноактера, каждое утро она звонила диспетчеру и спрашивала, есть ли для нее работа. И каждое утро получала ответ: «Нет, Валечка, для вас работы нет».
Ее дочь вспоминала, что в те годы Серова была ожесточенной, совершенно потерянной, загнанной в угол.
Она умерла в декабре 1975 года. Умерла одна, в пустой квартире, сутки пролежала на полу. Ей было 57 лет. Ни некрологов, ни статей в газетах не последовало – лишь коротенькое извещение в газете «Вечерняя Москва». Панихида была в Театре киноактера.
Народу было немного, все стояли в пальто и ждали, когда начнется гражданская панихида. Вдруг за кулисами включили магнитофон, и зазвучал голос Серовой, исполняющей песню из кинофильма «Жди меня». Мгновенно началась панихида, люди выходили к гробу и говорили – с нежностью, болью, обидой, горечью…
Константин Симонов после развода не общался с бывшей супругой, но в день похорон прислал букет роз. Валентина Серова покоится в Москве на Головинском кладбище.
В 1979 году, за месяц до смерти, Симонов призвал в больницу дочь с просьбой принести остатки серовского архива. Симонов перечитал свои письма к Серовой, и сказал дочери: «Я думал, что все ушло. И вдруг все вернулось ко мне, я все пережил заново, словно это происходит сейчас…» Письма он сжег. Но Маша втайне от отца сняла копии с его писем к матери и сохранила их.