Найти в Дзене

ВЛАДИСЛАВ КРАПИВИН «ЗА ПОЛУДЕННОЙ ЧЕРТОЙ» С. СРЕДНЕ-УРАЛЬСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО. 1981 ГОД. Продолжение

Рис. Е. Стерлиговой. Изображение взято из открытых источников.
Рис. Е. Стерлиговой. Изображение взято из открытых источников.

Первый день новоявленных робинзонов прошел в хлопотах и не оставил места печальным разговорам. К тому же Сергей старался сохранить бодрость в своей маленькой команде. Он рассказывал пацанятам истории о самых разных робинзонах — вымышленных и реальных. В итоге друзья пришли к выводу, что по сравнению с некоторыми из них они не так уж и плохо устроились. И все-таки с Острова нужно было как-то выбираться. Деревья на нем почти не росли, да и жалко было их рубить. Володька и окрепший Василек собирали куски дерева, выброшенные на берег морем. Их было немного и потому решили по ночам костры не жечь, беречь дрова для сигнального костра — вдруг покажется на горизонте корабль.

Не давало покоя Сергею участие во всей этой истории Мастера. Их первая встреча не оставила у Светлого Рыцаря Друга Трубача Спасителя города приятных воспоминаний, хотя Мастер и вылечил Братика. Смущала слишком уж ярая приверженность этого ученого мужа ко всякой мистической чертовщине, вроде Большого Белого Кристалла. Неужели он и теперь ради них решил погубить двух мальчишек? А даже если и не их, ведь капитан Тирс поначалу не собирался оставлять их на Острове. Даже если всего лишь одного пацаненка Сережку, который давно стал Сергеем Витальевичем, то все равно это подло. Как нежданный тычок в спину, когда стоишь на краю обрыва. Нет, месть — это слишком мелко для Звездного Мастера, здесь игра покрупнее.

Сергей решил, что обязательно разберется, сразу, как только выберется с этого проклятого острова. Обо всем этом он размышлял в сумерках, сидя на верхней площадке почти уцелевшей башни. Вдруг он увидел смутный силуэт белых парусов на горизонте. И поначалу не поверил собственным глазам, но руки его действовали сами по себе. Щелкнула заграничная зажигалка, подарок Вари на день рождения, заплясал в порывах морского ветра огонек. Пучок сухой травы мгновенно вспыхнул, занялись щепки, а за ними и дрова. Когда пламя окрепло, Сергей снял куртку и стал ею закрывать и открывать пламя с определенной частотой. Правда, он пользовался земным сводом морских сигналов, но очень надеялся, что на неизвестном судне его поймут. А вдруг это «Морская Царевна»? Ведь если письмо Мастера — это способ заманить его в ловушку, то и случившееся с каравеллой Валерки — ложь.

Паруса не пропали за горизонтом, они явно увеличивались в размерах. Неведомый корабль повернул к острову. Сергей не стал будить мальчишек, которые умаялись за день. Он сидел у гаснущего костра и смотрел на приближающееся судно. Оно бросило якорь на траверзе Острова на рассвете. Сергей нацепил перевязь со шпагой, чтобы выглядеть солиднее и направился на берег. Увы, он уже понял, что это не «Морская Царевна» — силуэт не тот — и корабль этот ему не нравился. Было в нем что-то хищное. С борта спустили шлюпку с матросами и офицером. Шлюпка вышла на мелкую воду и офицер перепрыгнул через борт. Выйдя на берег, он снял шляпу с пером и церемонно раскланялся, представившись капитаном Сигом. Сергей обалдел. Неужели перед ним стоит сам Кривой Сиг? Вот и один глаз у него завязан.

Сергей представился своим здешним именем, Светлый Рыцарь, Друг Трубача, Спасителя Города. Кривой Сиг был сама любезность. Он осведомился какие обстоятельства привели столь высокопоставленное лицо на этот печальный клочок суши? Сергею пришлось солгать. Он сказал, что занимался изысканием следов древности вместе со своими юными племянниками, но шкипер зафрахтованного им судна бросил их. Тогда пиратский капитан пригласил их на борт своего корабля. Выбора у Сергея не было, он спустился в грот, разбудил мальчишек и привел их на берег. Шлюпка перевезла всю компанию, включая котов, на пиратскую каравеллу. Кривой Сиг был столь любезен, что пригласил спасенных в свою каюту и приказал подать роскошный обед. Отощавшие на сухарях и воде — небогатый Володькин улов шел Рыжику и Митьке — лопали от души. Капитан подливал вино единственному взрослому гостю и развлекал его беседой.

Сергей попытался выяснить у Кривого Сига, куда направляется его судно? Тот отвечал уклончиво, сетуя на то, что не имеет возможности доставить спасенных в Город. Светлый Рыцарь не верил в искренность капитана, а тем более — в его заботу о несчастных робинзонах. Была у Кривого Сига какая-то корысть. Через несколько дней показался большой, густонаселенный остров. В его порту было множество кораблей. С криком носились над прибрежными водами стаи морских птиц. Гремели цепи якорей. Деревянные шеи лебедок поднимались на трюмами, вытаскивая из них груз. И здесь проявилось коварство капитана. Он сказал, что желает показать некую диковину, которая находится у него в трюме и когда пассажиры спустились туда, на них набросились дюжие матросы и связали.

Кривой Сиг насмешливо объявил им, что за проезд нужно платить, но сами пленники могут не беспокоиться об этом — за них заплатят покупатели живого товара. Добро пожаловать в Пристань Горьких Слез — столицу берегового братства! Пленники остались в трюме. Они слышали как по палубе бегают матросы, как скрипят лебедки, что-то выгружающие из корабельного трюма, вероятно — награбленное. Потом настал черед и пленников. Их выволокли на палубу, спустили по трапу на причал и куда-то повели. Будь Сергей один, он бы попытался напасть на кого-нибудь из пиратов, вырвать у него клинок, а там трава не расти, но пацанятами он рисковать не мог. Путь по городку был недолог. Пленников привели на рыночную площадь, где продавали рабов. Начался торг.

Больше всего Сергей боялся, что его разлучат с мальчишками, распродав поодиночке. Самого рабства он не боялся. Раба не станут держать все время в цепях, а значит, можно будет попытаться удрать, но только всем вместе. Как ни странно, Кривой Сиг тоже считал, что пленников лучше продать скопом. Торгуясь, он упирал на то, что взрослый — знатный человек в Городе, а эти сорванцы — его лакеи. Они будут охотно слушаться своего господина, помогая тому выполнять приказы их общего хозяина. После ожесточенного торга, некий купец заплатил за всех троих огромную сумму и тут же увел купленных рабов, предварительно велев снять с них цепи и шепнув, что бояться им нечего, он их друг. «Купец» долго вел Сергея, Володьку и Братика по лабиринту улиц Пристани, покуда не привел в большой дом на отшибе. Оставив их в зале с холодным камином, куда-то пропал. Не успели пленники обсудить свое положение, как в комнату вошел... штурман Иту Лариу Дэн.

После радостных воплей, объятий и даже слез, Валерка рассказал, что после того, как «Морская Царевна» пересекла полуденную черту, она попала в шторм, в котором ее изрядно потрепало. Встречное судно взяло каравеллу на буксир и привело в Пристань Горьких Слез. Оказалось, что шкипер этого судна принял «Царевну» за корабль берегового братства. Он же поделился с ее штурманом — а фактически капитаном — смешной, со своей точки зрения, историей о том, как в Городе его нанял какой-то ученый старик, приказав доставить одного мужчину и двух мальчишек на Остров Ржавых Якорей. Выполнив заказ, шкипер сообщил о бедолагах Кривому Сигу и тот обещал поделиться с ним частью выручки от продажи ДВУХ рабов. Почему — двух? Потому что третьего шкипер считал погибшим. Валерка не знал, кто эти трое, но решил дождаться возвращения корабля Кривого Сига.

Когда по Пристани разнеслись слухи, что тот возвращается, штурман велел боцману Виге Астику переодеться здешним купчиной и посетить торжище, если продаваемые в рабство окажутся теми, кого он знает — выкупить за любые деньги. На вопрос взрослого Сергея: откуда у Светлого штурмана деньги, тот рассказал, что еще до полуденной черты они наткнулись на галеот, выброшенный на скалы. В его трюмах было полно золота, а экипаж таинственным образом исчез. С точки зрения Сергея Витальевича — поживиться за счет чужого несчастья не слишком-то порядочно, но он понимал, что на Планете свои законы и со своим уставом в чужой монастырь не лезут. В свою очередь он рассказал о том, что Звездный Мастер заманил его с ребятами в ловушку; о том, что его самого матросы Илли Тирса столкнули с обрыва, но он выжил; о том, как они робинзонили на Острове, а потом оказались в гостеприимном плену пиратского капитана.

На вопрос: «Что дальше?» Валерка ответил странно. Дважды пересекать полуденную черту им нельзя, Братик может не выдержать, ибо он уже однажды обманул предначертание Белого Кристалла. Не стоит дразнить судьбу. Тогда Сергей закричал: «А как же я?! А — Володька?! Мы же не можем остаться здесь навечно! Меня ждет Варя. Скоро я стану отцом. А Володьку — мама!». На это штурман «Морской Царевны» ответил: «Поплывем дальше, к краю мира. Может там удастся открыть переход...». Пока взрослые (ну или почти) разговаривали, пацанята молчали, но теперь заговорил Братик. Он сказал, что сможет еще раз создать переход, как в тот раз, на поле с каменными плитами. Нужен лук, стрела, жемчужина и Володькино заклинание.

Валерка откликнулся, что в сундуке, взятом с потерпевшего крушение корабля, полно жемчуга. Лук купить можно у любого оружейника. Заклинание Володька тоже, наверняка, помнит — тот кивнул — вот только с Крабом проблема. Он остался в небе другого полушария Планеты. Придется подплыть как можно ближе к полуденной черте, когда над горизонтом уже станут различимы некоторые созвездия Северного полушария. Это риск, но пойти на него нужно. Все согласились. «Морская Царевна» уже отремонтирована. Можно пускаться в путь. Однако просто так уйти из порта им не удалось. Кто-то сообразил, что каравелла в ремонтом доке не пиратская. По Пристани поползли слухи. Кривой Сиг, который был своего рода бургомистром пиратской республики, решил лично переговорить с капитаном подозрительного судна.

Капитан «Морской Царевны» был таковым только на бумаге. Его назначили власти Города, потому что мальчишка, даже если он Светлый штурман и Спаситель, не может командовать кораблем. И капитан проболтался. Кривой Сиг не стал поднимать шума. Он задумал захватить каравеллу, вместе с ее грузом, в море. Поэтому «Морскую Царевну» выпустили из порта, но Сиг пустился на своем корабле за ней следом. Он следовал за каравеллой издали, выжидая удобный момент. И напал тогда, когда до полуденной черты осталась одна ночь. Едва Звездный Краб показался над горизонтом, Братик вложил жемчужину в расщеп на кончике древка стрелы. Володька прочитал свое заклинание. И в это время раздался пушечный выстрел. Корабль Сига начал атаку.

У пиратов было преимущество не только в количестве пушек, скорости и маневренности, но в том, что все они были отчаянные головорезы. Экипаж же «Морской Царевны» состоял в основном из рыбаков и матросов каботажного плавания. Артиллерия пиратского судна сбила грот-мачту на каравелле и повредила руль. Потеряв управление, «Морская Царевна» стала легкой добычей. Пираты пошли на абордаж. Завязавшийся было бой быстро угас, так как матросы захваченного корабля побросали оружие. На борт взошел сам Кривой Сиг — как всегда безупречно вежливый и улыбающийся. Он предложил проигравшему экипажу либо перейти на его сторону, либо прогуляться по доске за борт. Все члены экипажа, кроме штурмана и боцмана, согласились влиться в пиратскую команду, а пассажиров никто и не спрашивал.

Пиратский капитан был настолько добр, что приказал не связывать обреченных на смерть. И в тот момент, когда первым на доску вступил Валерка сработало заклинание Володьки. В небе вспыхнула жемчужина и луч ее протянулся через весь океан, как сияющая дорога. Пленники, не забыв и котов, один за другим перебрались через планшир борта и с точки зрения оставшихся, сгинули в море. На самом деле они ушли по лучу, который упирался в вымощенное каменными плитами поля «аэродрома». Здесь героям пришлось попрощаться. Сергея и Володьку ждали дома, а у Валерки и Братика оставались дела в Городе. Нужно было разобраться с предательством Звездного Мастера, который наверняка поддался наущению тех, кто не забыл времена правления Канцлера и считал, что тогда был полный порядок, не то что сейчас. Пути друзей снова разошлись и Четвертая сказка завершилась.

Начало смотрите здесь: