Эти короткие воспоминания о работе с Петром Мироновичем доктор наук, Академик ВАСХНИЛ Виктор Шевелуха написал незадолго до смерти специально для посвящённой 75-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне книги "Республика-партизанка". В этом году её авторский коллектив получил от Президентов наших стран Премию Союзного государства по литературе за 2021-2022 гг.
После грозы
Виктор Степанович ШЕВЕЛУХА
(11.01.1929 – 25.01.2018)
В планы Петра Мироновича Машерова, когда тот пришёл к власти никто не верил. Началось всё с того, что написали Петру Мироновичу 12 или 15 человек выдающихся деятелей аграрной сферы и экономической политики, чтобы он не занимался выдумками. Что ничего из его экономической политики путного не выйдет и что до него были тоже люди, которые хотели сельское хозяйство поднять и повысить уровень жизне обеспечения. Но из этого ничего не получится, потому что в Белоруссии нет плодородных земель, потому что одно, другое, потому что мы не решили ряд других проблем и так далее.
И тогда он пригласил меня на первую беседу, открыл сейф, достал это письмо и положил передо мной. Он его берёг как зеницу ока, чтобы потом, когда наступит момент, можно было оценить вот этот стратегический шаг Петра Мироновича, на который не решалась ни одна личность в Белоруссии. Что возможно поднять урожай зерновых с 7 центров сначала до 16, а затем до 26 центнеров.
Однажды наступил момент, когда он зачитал это письмо на пленуме. Тогда все, кто добился урожая в 23 центнера и шёл на 26, поняли, насколько дальше, глубже и масштабнее видел П. М. Машеров.
Ему нужен был человек, который возглавит аграрный сектор экономики, — учёный, исследователь. И он публично объявил, что ему не нужен секретарь ЦК из политиков. Он смело об этом сказал, хотя они все были партизанами, практиками, достойными людьми, которых надо было ставить на соответствующие посты. Он понимал, что они заслуживают этих постов, но в таком случае республика останется на тех же 7 центнерах, что они ничего нового не принесут. И всё, о чём я сейчас говорю, через меня не только проверялось, но и обеспечивалось.
Из породы "Победитель"
Природа поставила перед нами непреодолимые препятствия сразу же. А мы старались обратить их в свою пользу.
Первое — попробовали на прочность использование торфяников, там всё-таки их было много, процентов 25. Но оказалось, что торфяники требуют обязательного переустройства, а в Белоруссии не было ещё подобного опыта, и поэтому большую часть торфяников довели до такого состояния, что они постепенно сработались. Ежегодно сантиметр-полтора расходовалось в условиях какой-либо интенсивной обработки.
Попытки внедрения новых сортов (кукурузы), которые по планам должны были дать плюсы, не увенчались успехом: на торфяниках посевы полегли, а в низинах, когда наступала весна, появлялись заморозки и морозы, даже до 19 июня, погибали огромные площади и наносили колоссальный урон зерновому и прочему хозяйству.
Также надо было менять саму систему управления. Руководящие посты в то время занимали, конечно, профессионалы — бывшие комиссары, знающие своё дело, но этого было мало. Нужно было, чтобы они прекрасно владели новыми научными разработками, которые были бы понятны даже рядовому работнику.
Пётр Миронович построил свою систему управления таким образом, чтобы мы слушали Москву и выполняли требования Центрального комитета, но в пределах научно допустимых норм, потому что оттуда всякие указания могли поступать.
Звонит заместитель заведующего центральным отделом сельхозкабинета и делает мне предложение, чтобы зерновые на территории Белоруссии составляли не менее 70%, а все остальные культуры — 30%. То есть ответственное лицо из Москвы предлагает мне засеять 70% полей зерновыми культурами, которые не растут на торфяниках, на глинах очень плохо себя чувствуют. Я ещё не был тогда академиком, был профессором, доктором наук. Отвечаю ему:
– Я считаю, что это авантюра.
Тем не менее этот план стали осуществлять, и возглавил это я. И тут очередная прихоть природы: 19 июня грянули морозы и полностью уничтожили посевы озимой ржи. В первую очередь погибли пыльники и завязи — наиболее чувствительные части побегов. Рожь превращается в солому. Таким образом, республика осталась даже без того малого объёма урожая, который был обычно.
Что нужно сделать? Ясно стало, что надо как следует заниматься семеноводством, выведением новых сортов, новых культур, установить связи с Польшей, с Германией, с другими республиками, выйти на новый уровень. Стало ясно, что без профессионалов, без научного подхода, без создания новых биологических ресурсов, новых сортов, новых пород, без укрупнения предприятий, их модернизации продвижения вперёд не будет.
То же относилось и к животноводству: необходимы были помещения, механизация, электрификация. Конечно, на этом на всём училась вся республика, которая доверяла Петру Мироновичу как лидеру. Так что я считаю, что главная черта его деятельности — это стратегия, он стратег.
Мог руководить всей КПСС
Конечно, к стилю работы Машерова присматривались, в том числе и в Центре. Не успеет он выступить с каким-нибудь политическим или экономическим докладом, помощники из Кремля требуют немедленно материалы, потому как на высшем уровне высоко оценивали его вклад как руководителя, как стратега, как профессионала. Вот это всё играло очень большую роль.
Конечно, Пётр Миронович готов был к тому, чтобы чётко и ясно дать добро, если бы ему было предложено руководство всей коммунистической партией России. Он был готов. Но вместе с тем осознавал, какая противоречивая ситуация складывается в престарелом Политбюро. Понимал, что против него накапливается материал, усердно подогреваемый людьми, которые занимают соглашательскую позицию.
Мне тогда было ясно, что дело идёт к тому, что выработанный нами метод будет потихоньку глушиться, потому что люди в Политбюро были уже неспособны управлять таким могучим государством. У меня сложилось твёрдое убеждение в том, что он погиб не собственной смертью, и не случайно, а намеренно. Я высказал свою точку зрения об этом в фильмах.
Выступал на годичной встрече в память о Петре Мироновиче в Белоруссии и сказал, что его убили как фигуру, которая была подготовлена к дальнейшему освоению новых принципов сочетания экономических методов управления с политическими и другими. Я произнёс это как соратник Петра Мироновича. Когда закончилось моё выступление, я сложил бумажки и быстренько уехал в Москву.
Общая оценка моего белорусского периода работы вылилась в белорусский вариант экономической, политической и хозяйственной деятельности государства. Этот документ, «белорусский вариант», я разными способами пропагандировал: передавал, печатал.
Я являюсь председателем центрального совета Общероссийской Организации учёных социалистической ориентации. Этого из меня не вышибешь, да никто и не старается. И в какой-то мере, когда мне присылают приветствия по поводу праздников, сначала один президент, теперь другой, они обращаются ко мне как к эксперту. Это связано с научным подходом. Книга, которую я назвал «Социализм и его возрождение в России», вышла из печати.
Что касается самой сущности мелиорации, её роль для Белоруссии исключительно важна. Мелиорация бывает самой различной: биологической, растениеводческой, гидро-, двойного назначения и так далее. И Пётр Миронович правильно зацепился, потому что в Белоруссии 2/3 земель нуждаются в мелиорации. Необходимо осушение, орошение, удаление камней, добавка органического вещества в почву.
Но если его много, тогда показатель становится ниже, а это значит, что нарастает кислотность почв, и мы не могли выращивать ни ячменя, ни пшеницы, давали резкое снижение и ухудшение качества лён и другие культуры. Поэтому в целом мелиорация для Белоруссии — большое благо. Однако в результате такой мелиорации были допущены некоторые ошибки. Но это были не ошибки Петра Мироновича, а недостаток организации всей работы по мелиорации, а также недостаточное понимание процесса. И поэтому учёные несут за это некоторую меру ответственности.
Фрагмент из изданного ФНКА Белорусов России сборника статей "Республика-Партизанка"
⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐
Сборник статей "Республика-партизанка" издан ФНКА Белорусов России, совместно с Российско-Белорусским деловым советом, Историческим факультетом МГУ имени М. В. Ломоносова и Институтом истории НАНБ. Его авторы, белорусские и российские историки, задались целью подробно рассказать, как воевала с немецкими захватчиками оккупированная Белорусская ССР. Авторский коллектив удостовен премии Союзного государства в области литературы за 2021 год
Фото: wikipedia.org, bigenc.ru, pgd.preslib.org.by
© ФНКА Белорусов России, 2022
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!