Она была женщиной легендарной. О ней слагали саги и её посвящали стихи. Её руки добивался король Олаф Святой. Но судьба рассудила, впрочем как и всегда, по своему.
Родители Ингигерды, король Олаф и королева Эстрид, заключили союз отнюдь не по любви. Олаф прихватил двух красивых девушек, знатную и не очень, как практически военный трофей после набега на земли бодричей - славянского племени, жившего на территории современной Польши. По крайней мере так говорят нам шведские источники. Эстрид была дочерью князя бодричей, и её отец смирился с тем, что она стала женой викинга Олафа, чтобы заключить этим союзом мир. Настоящее имя княжны при этом затерялось в веках, осталось только то, что дали шведы. Кстати, оно значит “звезда”. Кстати, викинг Олаф женился на княжне по всем тогдашним правилам и свою венчанную жену не обижал никогда. Она же, девушка вполне по тем временам образованная, придала шведскому двору определённого шика, и викингам это пришлось по душе.
Старшая дочь Ингигерд родилась в этом браке в 1001 году в маленьком городке Сигтуна, в центральной Швеции. Там же пройдёт и всё её раннее детство.
Она получила прекрасное образование, что было нехарактерно для женщин того времени. Источники того времени - а это в основном саги - рассказывают об Ингигерд невозможное: любимая дочь Олафа изучала Священное Писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей страны, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием - особенно мечом. Все говорящие о ней особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих. В жилах Ингигерды благодаря родителям текло значительное количество славянской крови - шведской была только 1/4. Поэтому славянскими языками девочка владела с раннего детства.
Такую своевольную красавицу готовили к замужеству в соседнюю Норвегию. И жених был ей подстать: Молодой, подающий большие надежды, воин, будущий король Норвегии Олаф.
Молодые люди даже вступили в переписку. Уже была назначена дата свадьбы, но Ингигерд и Олаф так и не стали супругами.
Отец девушки посчитал, что более выгоднее с точки зрения политики выдать дочь замуж за другого человека. Брак этот практически с любой точки зрения был неравным:
-она - дочь короля - он - князь без княжества, под которым качается престол;
-она - молода и красива - он - старше почти на 20 лет, изранен и хром с детства;
-она - полна жизни, любви и надежд - он прагматик, забывший о чувствах.
И Ингигерд покорившись выбору отца ломала себя всю свою замужнюю жизнь и рожала детей нелюбимому мужу, выполняя свой главный державный долг. Кстати, Ингигерд была богатой невестой. У своего отца, сосватавшего её за русского князя, она попросила в дар (вено) Ладожскую волость. Король исполнил желание дочери. Благодаря этому Ладога стала своеобразной нейтральной зоной между скандинавскими странами и Русью.
Эти земли и по сей день именуют Ингерманландией, то есть "землей Ингегерды". А еще, с помощью брака Ярослав Мудрый укрепил свое могущество, получив в приданное за женой и скандинавскую дружину, сыгравшую не последнюю роль в междоусобицах с братьями.
Брак князя Ярослава, которого в последствии назовут Мудрым, и шведской принцессы Ингигерд, принявшей в крещении созвучное имя Ирина, продлился 37 лет. Их обвенчали в Новгороде Великом, и праздник длился несколько суток.
За долгий брак Ирина родила 10 детей - 7 сыновей и 3 дочерей. Много это или нормально по тем временам? Скажем честно, могло быть и больше. Но она не всегда этого желала, а брак был достаточно сложным.
Я не хотела бы просто пересказать то, что знаю об этой женщине. Мне хочется поведать об одной не очень известной её деятельности. Читая учебник, можно увидеть строки о том, что кроме своих 10 детей княгиня Новгородская и Киевская воспитывала и приёмных детей, причём не делая разницы между ними. Можно сказать, что она это делала из милосердия. Но история жестока и ставит всё на места. Милости в её действиях было немного.
Кем были воспитанники Ярослава Мудрого и Ирины?
В 1016 году после завоевания Англии датчанами ко двору Киевского князя привезли перепуганных и не уверенных в наступающем дне сыновей бывшего короля Англии Эдмунда Железнобокого принцев Эдуарда и Эдмунда, которые бежали сначала от отца Ирины короля Швеции Олафа в Ладогу, потом в Новгород, и уже только затем попали на юг Руси к Ярославу и Ирине. Она не только не побоялась их взять к себе, но и пригрозила, что все, кто на них будут покушаться, будут иметь дело с ней лично. Угроза была существенная.
Чуть позже после переворота в Норвегии в Киеве появились бывший король Олаф, который когда-то сватался к Ирине вместе с сыном Магнусом. Мальчик не был ее племянником, но он был внебрачным сыном Олафа. Этого мальчика Олаф признавал своим наследником, так что он тоже считался принцем. Чуть позже Олаф поехал возвращать себе корону, но Ирина настояла на том, чтобы Магнуса он оставил ей - слишком опасно. Киевская княгиня оказалась права. Магнус спокойно вырос до 11 лет среди сыновей Ярослава и позже сумел вернуть себе корону. Самый известный воспитанник Ирины и Ярослава получил прозвище “Добрый”.
Кстати, прежде чем согласится и передать Магнуса послам, Ярослав пошёл поговорить с женой, ибо была она "умнее многих" и советы её русский князь очень ценил.
В Венгрии во времена Ярослава Победивший в борьбе за трон король Иштван изгнал трёх сыновей своего убитого брата. Сначала юноши нашли приют при дворе богемского герцога, затем двинулись в Польшу, где один из братьев, Бела, женился на дочери короля Болеслава Рыксе. Два других продолжили искать место, где не будут чувствовать себя униженными изгнанниками, и в конце концов дошли до Киева. Их звали Андраш и Левенте.
Чувствуете, какой вектор приобретает внешняя политика Киевского князя? Остаётся невостребованным только южное направление - Византия пока достаточно сильна, чтобы не обращать внимания на то, что происходит в далёком Киеве.
Но дети и воспитанники подрастали, и Ирина начала подбирать им вторые половины. Считается, что династические браки - заслуга князя Ярослава. Безусловно! В том мире слово женщины стоило гораздо меньше, чем слово мужчины. И всё же:
-Эдуард Изгнанник, вернулся в Англию вместе с женой, с которой познакомился в Киеве. Историки до сих пор спорят о том, кем она приходилась княжеской чете.
-Принц Харольд, племянник короля Олафа Святого, после долгих лет службы в Византии, чтобы скопить обозначенное вено, женился на старшей дочери Ярослава и Ирины Елизавете и увёз её в Норвегию. Там добрая королева Элесив была прославлена в героических сагах и пользовалась беспредельной любовью народа.
-Один из венгерских принцев - Андраш- женился на второй дочери киевского князя Анастасии, которая после его смерти будет отчаянно бороться за венгерский престол для своего малолетнего сына. Но в средневековье одинокая женщина скорее исчезнет с исторической сцены, чем достигнет цели, не имея за спиной крепкое мужское плечо... Анастасии опереться было не на кого.
-Родившийся первым сын Владимир будет править Новгородом Великим, Построит в городе храм Святой Софии, в котором упокоится его мать. О его браке много сомнений, но западные хроники однозначно называют его жену - Ода, дочь графа Штаденского Леопольда.
Второй сын Ярослава и Ирины - Изяслав ( в крещении Дмитрий) князь Туровский был женат на был женат на Гертруде, дочери польского короля Мешко II Ламберта.
-Третий сын князя Киевского Святослав Черниговский ( в крещении Николай) женился на Девушке по имени Кикилия ( имя явно греческого происхождения), у них родилось четверо сыновей. Но эта женщина прожила мало. А князь женился второй раз на Оде, дочери маркграфа Луитпольда Бабенберга, которая была также родственницей папы Льва IX и императора Генриха III.
-Сын Всеволод женился "на Мономахине": дочери византийского императора Константина IX. История жестока: имени девушки не осталось в нашей истории, но именно её сын будет носить гордое прозвище Мономах, а его потомки начнут первую царскую династию на Руси, которая будет править в городе, который пока ещё даже не основали.
-Смоленскому князю Вячеславу источники жену не назначили. Однако сыновья у него были. А дочь стала потом польской королевой.
-Последний сын Ярослава и Ирины Волынский князь Игорь был женат на Кунигунде, графине Орламюнде, дочери Оттона I Веймарского. Супруги имели 8 детей, но известно о них немного...
-Ну и младшая дочь Ярослава и Ирины - Анна Киевская, ставшая первой просвещённой королевой Франции, вышла первым браком за короля Генриха I. После смерти Генриха Анна разделила с регентом Бодуэном Фландрским опеку над малолетним королём Филиппом I. Но вскоре её имя опять исчезает из государственных актов. Просто Анна вышла второй раз замуж за графа Рауля де Крепи. Брак был скандальным, но счастливым. Анна была очень похожа в этом на свою мать - её тяготил брак без любви.
Русское государство в середине 11 века играло значительную роль в жизни Европы, его авторитет и влияние были как никогда высоки ‒ и в этом была немалая заслуга великой княгини. Вместе с мужем она собирала редкие книги и открывала школы для детей, основывала и принимала активное участие в строительстве монастырей и церквей, помогала ему в законоустроительстве государства. Ее стараниями на славянский язык были переведены важнейшие европейские книги. При ней в Новгороде появились свои "печатные" монеты. В конце концов, Ирина стала советчицей и преданной спутницей жизни великого князя Ярослава Владимировича.
В 1045 году она направилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. А через некоторое время, простившись с князем Ярославом, великая княгиня Ирина приняла в Новгороде монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме. Ирина посчитала, что свой долг правительницы Руси она выполнила полностью. Здесь же, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10 февраля 1056 года.
Имя Ингигерды Олафовны, как правило, упоминается только в связи с деятельностью ее венценосного мужа – князя Ярослава Мудрого. Однако историческая правда и реконструкция событий тысячелетней давности говорят совсем о другом: Ингигерда была реальной властительницей Руси, активно влиявшей на политические процессы. Возможно, Ярослав не вошел бы в историю как «Мудрый», если бы не старания его жены – шведской княжны, воспринявшей Русь как свою новую родину и немало сделавшей для величия восточнославянской империи. (Источник: https://she-win.ru/istoria/406-ingegerd-kniyginj-kievskoy-rusi)
Историки говорят о том, что смерть любимой женщины подкосила князя Ярослава.
Он стал часто оставаться в храме св. Софии, где на стенах были нарисованы они оба с дочерями и сыновьями. На какое-то время притуплялась боль утраты, и старый князь снова представлял молодую красавицу жену, своё дипломатическое сражение за неё, которое он выиграл у молодого и неопытного короля Олафа. И пусть говорят, что некоторые из их детей не от него. Главное, что они будут править Русью.
Шведская принцесса Ингигерд сначала для себя создала легенду о сильном и мудром князе Ярославе, чтобы поверить в то, что её женское счастье всё же не ушло у неё сквозь пальцы. Потом в эту легенду стали верить и другие. А потом вообще забылись неудачи начала княжения Ярослава Владимировича... Она осталась в тени созданной ею же легенды о своём муже. Причисление её к лику православных святых говорит о том, что её роль в строительстве Русского государства всё-таки была достаточно велика, а сама великая княгиня достойна нашей памяти.
Один из её противников сказал, что она "умнее конунга Ярицлейва"...
Что ж - за спиной великого мужчины всегда стоит мудрая женщина. И вряд ли эту народную мудрость нужно оспаривать в случае тридцатилетнего брака князя Киевского Ярослава Владимировича и шведской принцессы Ингигерд, в крещении Ирины, разделившими в этом нелёгком браке мудрость правления строящимся Русским государством.
Шведская королевна Ингигерда ( в крещении Ирина) была выдана замуж за Киевского князя Ярослава Мудрого, великого не только по титулу, но и своими делами. Смелая, предприимчивая, высокообразованная, полная ума и доброты, она была достойной подругой своего великого мужа.
Была матерью семи сыновей и трёх дочерей. Сыновья её прославились в русской истории: один из них - князь Владимир Новгородский, строитель Софийского софора, причислен к лику святых, другой - Всеволод Переяславский, отец Владимира Мономаха, стал родоначальником великих князей и царей московских. Дочери её - королевы Анна Французская, Мария Венгерская и Елизавета Норвежская. Известны слова митрополита Киевского Иллариона, обращённые к Крестителю Руси в день его памяти: "Взгляни на сноху свою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты завещал им, как восхваляют имя Христово"
Основала первый в Киеве женский монастырь во имя св мученицы Ирины. Представилась в Новгороде в 1050 г, приняв постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме.
День памяти празднуется 23 февраля