Найти в Дзене
ПОБЛИЗОСТИ

Адольф Гитлер был первым европейским лидером, запретившим "человеческие зоопарки" в Европе.

Отчего эти развитые, гуманные люди, способные, в общем, на всякое честное, гуманное дело, не имеют человеческого сердечного чувства на личное доброе дело? Отчего эти люди, в своих палатах, митингах и обществах горячо заботящиеся о состоянии безбрачных китайцев в Индии, о распространении христианства и образования в Африке, о составлении обществ исправления всего человечества, не находят в душе своей простого первобытного чувства человека к человеку? Неужели нет этого чувства и место его заняли тщеславие, честолюбие и корысть, руководящие этих людей в их палатах, митингах и обществах? Неужели распространение разумной, себялюбивой ассоциации людей, которую называют цивилизацией, уничтожает и противоречит потребности инстинктивной и любовной ассоциации? И неужели это то равенство, за которое пролито было столько невинной крови и столько совершено преступлений? Неужели народы, как дети, могут быть счастливы одним звуком слова «равенство»? Лев Толстой. Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн
Отчего эти развитые, гуманные люди, способные, в общем, на всякое честное, гуманное дело, не имеют человеческого сердечного чувства на личное доброе дело? Отчего эти люди, в своих палатах, митингах и обществах горячо заботящиеся о состоянии безбрачных китайцев в Индии, о распространении христианства и образования в Африке, о составлении обществ исправления всего человечества, не находят в душе своей простого первобытного чувства человека к человеку? Неужели нет этого чувства и место его заняли тщеславие, честолюбие и корысть, руководящие этих людей в их палатах, митингах и обществах? Неужели распространение разумной, себялюбивой ассоциации людей, которую называют цивилизацией, уничтожает и противоречит потребности инстинктивной и любовной ассоциации? И неужели это то равенство, за которое пролито было столько невинной крови и столько совершено преступлений? Неужели народы, как дети, могут быть счастливы одним звуком слова «равенство»? Лев Толстой. Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн. (1857)

В течение четырех столетий с момента первых открытий, европейские общества развили аппетит к экспонированию экзотических человеческих "образцов", похищенных и отправленных с их родины в Париж, Лондон, Нью-Йорк или Берлин для интереса и удовольствия толпы.

Мало, кто знает, что до недавнего времени существовали места, где публика за деньги смотрела на диковинных живых людей.
Мало, кто знает, что до недавнего времени существовали места, где публика за деньги смотрела на диковинных живых людей.


То, что начиналось как дикое любопытство со стороны бездельников, превратилось в отвратительную европейскую псевдонауку в середине 1800-х годов, когда исследователи искали физические доказательства своей теории рас.


В славные колониальные и послевоенные (2 Мировая) времена, сотни тысяч людей посещали "человеческие зоопарки", созданные в рамках больших международных торговых ярмарок. Здесь они могли наблюдать за целыми деревнями канаков или сенегальцев, заставляя их исполнять военные танцы или религиозные ритуалы перед своими колониальными хозяевами.

Здесь вам не Голливуд! Руководство вермахта по уничтожению "вялых" войск США.1945 год.


Западные общества создали чувство "чужого" по отношению к другим народам, узаконив тем самым своё конечное господство.


Поначалу все было относительно невинно. Одними из первых пленников были четыре гренландца, подаренные датскому двору в 1664 году голландским моряком.

ОмаЙ
ОмаЙ


Еще один известный случай, это Таитянин по имени Омай, который был привезен ко двору короля Георга III в Лондоне исследователем Джозефом Бэнксом (1768).

В своей книге "Эпоха чудес" Ричард Холмс описывает Омаи как "сообразительного, обаятельного и проницательного человека. Его экзотическая красота ... вызывала большое восхищение в обществе, особенно среди наиболее пикантных аристократических дам".

Но, описывая несчастного далее, Холмс добавляет: "неясно, является ли [Омай] компаньоном Бэнкса или его трофеем".


Гость или образец? Если в ранние времена существовала возможность для двусмысленности, когда просвещённые европейские исследователи привозили недочеловеков на потеху благородному обществу, то теперь она исчезла вместе с новой определенностью колониальной эпохи.

Saartjie Baartman
Saartjie Baartman



Самой печальной эмблемой грядущей эпохи была южноафриканская Saartjie Baartman, впоследствии известный как "Венера Готтентотов". Родившаяся около 1780 года, она была привезена в Лондон в 1810 году и выставлена на всеобщее обозрение в крепкой клетке. У нее была генетическая особенность, известная как стеатопигия - чрезвычайно выпуклые ягодицы и удлиненные половые губы, что, очевидно, приводило в восторг завсегдатаев кабаре британской столицы.

Толпы стекались посмотреть на ее большие ягодицы и половые органы.
Толпы стекались посмотреть на ее большие ягодицы и половые органы.

Позже её переправили в Париж, где она была проанализирована начинающими расовыми антропологами. Согласно каталогу выставки, один ученый описал ее как обладательницу "buttocks of a mandrill" (ягодиц обезьяны мандрила, у которых ярко окрашенная задница). Её заставляли показать себя, чтобы удовлетворить извращенное любопытство европейцев и создать образ этих женщин как примитивных и сексуально ненасытных.

Многих людей просто похищали, чтобы экспонировать в зоопарках, кого-то обманывали, обещая работу, но все они должны были изображать дикарей, танцевать и развлекать публику различными трюками.
Многих людей просто похищали, чтобы экспонировать в зоопарках, кого-то обманывали, обещая работу, но все они должны были изображать дикарей, танцевать и развлекать публику различными трюками.

Чарльз Мэтьюз, комик, который жил в Лондоне во время пребывания там Сары, записал свои наблюдения за посетителями, которые приходили посмотреть на нее. «Один ущипнул ее; одругой джентльмен ткнул ее тростью; одна женщина использовала свой зонтик, чтобы удостовериться, что все было, как она называла, «естественным», - писал он.


Когда она умерла в нищете, её мозг, скелет и половые органы оставались в экспозиции парижского музея до 1974 года. В 2002 году ее останки были репатриированы и похоронены в Южной Африке.



«Baartman знаменует собой начало периода описания, измерения и классификации, что вскоре приводит нас к иерархии - идее о том, что существуют меньшие и большие расы», - говорит Сноуп.
Кульминацией этой истории является империалистический полдень конца 19-го и начала 20-го веков.
А эти пятеро индейцев племени Kawesqar, которые были похищены в 1881 году из Чили и переправлены в Европу для показа в человеческом зоопарке. Вскоре они умерли.
А эти пятеро индейцев племени Kawesqar, которые были похищены в 1881 году из Чили и переправлены в Европу для показа в человеческом зоопарке. Вскоре они умерли.



А эти пятеро индейцев племени Kawesqar, которые были похищены в 1881 году из Чили и переправлены в Европу для показа в человеческом зоопарке. Вскоре они умерли.

Чтобы удовлетворить всеобщее любопытство, тысячи представителей коренных народов из Африки, Азии и Америк были привезены в Соединённые Штаты и Европу (часто при сомнительных обстоятельствах), чтобы стать обитателями «человеческих зоопарков».
Чтобы удовлетворить всеобщее любопытство, тысячи представителей коренных народов из Африки, Азии и Америк были привезены в Соединённые Штаты и Европу (часто при сомнительных обстоятельствах), чтобы стать обитателями «человеческих зоопарков».



Европейская публика, питавшаяся идеями протестантских конфессий и культурного превосходства, была возбуждена реконструкциями жизни в колониях, которые стали регулярной частью международных торговых ярмарок.

Главной достопримечательностью парижской Всемирной выставки 1889 года стала «деревня негров». Выставку посетило 28 миллионов.
Главной достопримечательностью парижской Всемирной выставки 1889 года стала «деревня негров». Выставку посетило 28 миллионов.

Предприниматели устраивали передвижные театральные представления с участием индуистских канатоходцев, арабских верблюдоводов, зулусских воинов или охотников из Новой Каледонии. Целые африканские деревни были воссозданы, чтобы позволить европейцам взглянуть на "примитивную" жизнь.

Взгляд на Африку и ее народ, который до сих пор вызывает презрение. Определенный способ на Западе верить в свое превосходство.
Взгляд на Африку и ее народ, который до сих пор вызывает презрение. Определенный способ на Западе верить в свое превосходство.

"Человеки-недочеловеки" из европейских зоопарков умирали десятками. Холод, голод, непривычная пища, стресс от тысяч хохочущих европейцев, неположенное кормление и замкнутое пространство! Администрация строго следила за восстановлением экспозиции и восполняла "убывшие экспонаты"!

В 1958 году в Брюсселе демонстрировали африканскую девочку, которую нарядили в европейское платье и кормили бананами
В 1958 году в Брюсселе демонстрировали африканскую девочку, которую нарядили в европейское платье и кормили бананами

Самым известным импресарио был расист и подонок "Буффало Билл" Коди, чьи шоу "На Диком Западе", по мнению организаторов выставки, были еще одним ярким примером расовых стереотипов. Эта история помогает объяснить, как миллионы людей Запада были вдохновлены верой в неравенство рас

-11



Это были шоу. Публичное развлечение. Деревенские жители из Африки или Индии разыгрывали свою роль, некоторые получали оплату. Существовали барьеры и загородки, между публикой и исполнителями, чтобы усилить понятие обособленности.

Такие зоопарки были дико популярныь в Антверпене, Лондоне, Барселоне, Милане, Нью-Йорке, Варшаве, Гамбурге, каждый из которых посетили от 200 до 300 тысяч человек.
Такие зоопарки были дико популярныь в Антверпене, Лондоне, Барселоне, Милане, Нью-Йорке, Варшаве, Гамбурге, каждый из которых посетили от 200 до 300 тысяч человек.


20 миллионов человек приняли участие во Всемирной выставке 1904 года. Они приехали в Сент-Луис (США), чтобы впервые увидеть электричество, услышать первый телефон и увидеть около 3000 «дикарей» из Африки, Азии и Америки, живущих в «витринах», напоминающих их родные деревни. Зоопарки в США были наиболее распространены между 1870 - х годов и Второй мировой войной.

-13



Эти этнографические выставки почти вымерли после Второй Мировой Войны. Странно, что даже упырь Гитлер запретил их в Германии, в то время, когда другие демократические государства продолжали наслаждаться своим превосходством над неполноценными расами.
После поражения Германии в 1945 году, прогрессивная Европа вернулась к любимым "этнографическим поселениям". Считается, что последний зоопарк провели в Бельгии в 1958 году. В Брюсселе на выставке Экспо, бельгийцы представили «конголезскую деревню вместе с жителями» (негритянскую).


 Х.ф Игрушка.(Пьер Ришар).1976.
Х.ф Игрушка.(Пьер Ришар).1976.


Исследователи утверждают, что "человеческие зоопарки" видели в общей сложности 1,4 миллиарда человек, поэтому они сыграли важную и до сих пор не признанную Европой роль в развитии современного расизма.

Африканцы выставлялись зачастую рядом с обезьянами, чтобы показать, что они ближе к обезьянам, чем к людям. Способ, который сейчас используется по отношению к жителям России. Ота пришлось играть роль дикаря и одно время он жил в клетке с обезьянами, сражался с ними, чтобы заработать пропитание себе и обезьянам.
Африканцы выставлялись зачастую рядом с обезьянами, чтобы показать, что они ближе к обезьянам, чем к людям. Способ, который сейчас используется по отношению к жителям России. Ота пришлось играть роль дикаря и одно время он жил в клетке с обезьянами, сражался с ними, чтобы заработать пропитание себе и обезьянам.

Презрительный взгляд на другие народы, который до сих пор вызывает отвращение. Опробованный способ Запада верить в свое превосходство. Прежде всего, эта история помогает объяснить, почему миллионы людей на Западе верят в свою исключительность.

Зоопарк Сан-Диего, Калифорния, США
Зоопарк Сан-Диего, Калифорния, США
Голые женщины и дети вызывали живой интерес у любознательной европейской и американской публики.
Голые женщины и дети вызывали живой интерес у любознательной европейской и американской публики.

Опыт оборонительных сражений против "вялых" американцев. Учебное руководство вермахта от 1945 г. Ausbildungshinweis Nr. 35 JWest

Император Германии Вильгельм II осматривает негров в зоопарке Гамбурга, 1909 год
Император Германии Вильгельм II осматривает негров в зоопарке Гамбурга, 1909 год
Зоопарк в Базеле, 1930 год, в качестве дикарей – сомалийцы
Зоопарк в Базеле, 1930 год, в качестве дикарей – сомалийцы
Известно, что в Лондонском зоопарке в 1902 году клетку с неграми посмотрели около 800 тысяч человек.
Известно, что в Лондонском зоопарке в 1902 году клетку с неграми посмотрели около 800 тысяч человек.
Американские учёные считали пигмеев полуобезьянами, стоящими на более низкой ступени развития, чем «обычные» чёрные.
Американские учёные считали пигмеев полуобезьянами, стоящими на более низкой ступени развития, чем «обычные» чёрные.
Кто определит мне, что свобода, что деспотизм, что цивилизация, что варварство? И где границы одного и другого?.. Лев Толстой. Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн. (1857)