Отчего эти развитые, гуманные люди, способные, в общем, на всякое честное, гуманное дело, не имеют человеческого сердечного чувства на личное доброе дело? Отчего эти люди, в своих палатах, митингах и обществах горячо заботящиеся о состоянии безбрачных китайцев в Индии, о распространении христианства и образования в Африке, о составлении обществ исправления всего человечества, не находят в душе своей простого первобытного чувства человека к человеку? Неужели нет этого чувства и место его заняли тщеславие, честолюбие и корысть, руководящие этих людей в их палатах, митингах и обществах? Неужели распространение разумной, себялюбивой ассоциации людей, которую называют цивилизацией, уничтожает и противоречит потребности инстинктивной и любовной ассоциации? И неужели это то равенство, за которое пролито было столько невинной крови и столько совершено преступлений? Неужели народы, как дети, могут быть счастливы одним звуком слова «равенство»? Лев Толстой. Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн. (1857)
В течение четырех столетий с момента первых открытий, европейские общества развили аппетит к экспонированию экзотических человеческих "образцов", похищенных и отправленных с их родины в Париж, Лондон, Нью-Йорк или Берлин для интереса и удовольствия толпы.
То, что начиналось как дикое любопытство со стороны бездельников, превратилось в отвратительную европейскую псевдонауку в середине 1800-х годов, когда исследователи искали физические доказательства своей теории рас.
В славные колониальные и послевоенные (2 Мировая) времена, сотни тысяч людей посещали "человеческие зоопарки", созданные в рамках больших международных торговых ярмарок. Здесь они могли наблюдать за целыми деревнями канаков или сенегальцев, заставляя их исполнять военные танцы или религиозные ритуалы перед своими колониальными хозяевами.
Здесь вам не Голливуд! Руководство вермахта по уничтожению "вялых" войск США.1945 год.
Западные общества создали чувство "чужого" по отношению к другим народам, узаконив тем самым своё конечное господство.
Поначалу все было относительно невинно. Одними из первых пленников были четыре гренландца, подаренные датскому двору в 1664 году голландским моряком.
Еще один известный случай, это Таитянин по имени Омай, который был привезен ко двору короля Георга III в Лондоне исследователем Джозефом Бэнксом (1768).
В своей книге "Эпоха чудес" Ричард Холмс описывает Омаи как "сообразительного, обаятельного и проницательного человека. Его экзотическая красота ... вызывала большое восхищение в обществе, особенно среди наиболее пикантных аристократических дам".
Но, описывая несчастного далее, Холмс добавляет: "неясно, является ли [Омай] компаньоном Бэнкса или его трофеем".
Гость или образец? Если в ранние времена существовала возможность для двусмысленности, когда просвещённые европейские исследователи привозили недочеловеков на потеху благородному обществу, то теперь она исчезла вместе с новой определенностью колониальной эпохи.
Самой печальной эмблемой грядущей эпохи была южноафриканская Saartjie Baartman, впоследствии известный как "Венера Готтентотов". Родившаяся около 1780 года, она была привезена в Лондон в 1810 году и выставлена на всеобщее обозрение в крепкой клетке. У нее была генетическая особенность, известная как стеатопигия - чрезвычайно выпуклые ягодицы и удлиненные половые губы, что, очевидно, приводило в восторг завсегдатаев кабаре британской столицы.
Позже её переправили в Париж, где она была проанализирована начинающими расовыми антропологами. Согласно каталогу выставки, один ученый описал ее как обладательницу "buttocks of a mandrill" (ягодиц обезьяны мандрила, у которых ярко окрашенная задница). Её заставляли показать себя, чтобы удовлетворить извращенное любопытство европейцев и создать образ этих женщин как примитивных и сексуально ненасытных.
Чарльз Мэтьюз, комик, который жил в Лондоне во время пребывания там Сары, записал свои наблюдения за посетителями, которые приходили посмотреть на нее. «Один ущипнул ее; одругой джентльмен ткнул ее тростью; одна женщина использовала свой зонтик, чтобы удостовериться, что все было, как она называла, «естественным», - писал он.
Когда она умерла в нищете, её мозг, скелет и половые органы оставались в экспозиции парижского музея до 1974 года. В 2002 году ее останки были репатриированы и похоронены в Южной Африке.
«Baartman знаменует собой начало периода описания, измерения и классификации, что вскоре приводит нас к иерархии - идее о том, что существуют меньшие и большие расы», - говорит Сноуп.
Кульминацией этой истории является империалистический полдень конца 19-го и начала 20-го веков.
А эти пятеро индейцев племени Kawesqar, которые были похищены в 1881 году из Чили и переправлены в Европу для показа в человеческом зоопарке. Вскоре они умерли.
Европейская публика, питавшаяся идеями протестантских конфессий и культурного превосходства, была возбуждена реконструкциями жизни в колониях, которые стали регулярной частью международных торговых ярмарок.
Предприниматели устраивали передвижные театральные представления с участием индуистских канатоходцев, арабских верблюдоводов, зулусских воинов или охотников из Новой Каледонии. Целые африканские деревни были воссозданы, чтобы позволить европейцам взглянуть на "примитивную" жизнь.
"Человеки-недочеловеки" из европейских зоопарков умирали десятками. Холод, голод, непривычная пища, стресс от тысяч хохочущих европейцев, неположенное кормление и замкнутое пространство! Администрация строго следила за восстановлением экспозиции и восполняла "убывшие экспонаты"!
Самым известным импресарио был расист и подонок "Буффало Билл" Коди, чьи шоу "На Диком Западе", по мнению организаторов выставки, были еще одним ярким примером расовых стереотипов. Эта история помогает объяснить, как миллионы людей Запада были вдохновлены верой в неравенство рас
Это были шоу. Публичное развлечение. Деревенские жители из Африки или Индии разыгрывали свою роль, некоторые получали оплату. Существовали барьеры и загородки, между публикой и исполнителями, чтобы усилить понятие обособленности.
20 миллионов человек приняли участие во Всемирной выставке 1904 года. Они приехали в Сент-Луис (США), чтобы впервые увидеть электричество, услышать первый телефон и увидеть около 3000 «дикарей» из Африки, Азии и Америки, живущих в «витринах», напоминающих их родные деревни. Зоопарки в США были наиболее распространены между 1870 - х годов и Второй мировой войной.
Эти этнографические выставки почти вымерли после Второй Мировой Войны. Странно, что даже упырь Гитлер запретил их в Германии, в то время, когда другие демократические государства продолжали наслаждаться своим превосходством над неполноценными расами.
После поражения Германии в 1945 году, прогрессивная Европа вернулась к любимым "этнографическим поселениям". Считается, что последний зоопарк провели в Бельгии в 1958 году. В Брюсселе на выставке Экспо, бельгийцы представили «конголезскую деревню вместе с жителями» (негритянскую).
Исследователи утверждают, что "человеческие зоопарки" видели в общей сложности 1,4 миллиарда человек, поэтому они сыграли важную и до сих пор не признанную Европой роль в развитии современного расизма.
Презрительный взгляд на другие народы, который до сих пор вызывает отвращение. Опробованный способ Запада верить в свое превосходство. Прежде всего, эта история помогает объяснить, почему миллионы людей на Западе верят в свою исключительность.
Опыт оборонительных сражений против "вялых" американцев. Учебное руководство вермахта от 1945 г. Ausbildungshinweis Nr. 35 JWest
Кто определит мне, что свобода, что деспотизм, что цивилизация, что варварство? И где границы одного и другого?.. Лев Толстой. Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн. (1857)