Найти тему
РУСЬ XXI

§ 1. Русь в 6370 – 6415 годы. Как в древности возникло ГОСУДАРСТВО, которое мы СЧИТАЕМ СВОИМ.

Оглавление

Здравствуйте, уважаемый вдумчивый читатель!

Возможно, вы уже обратили внимание на то, что автор канала избегает так называемых “горячих тем”. Это – принципиально. Во-первых, потому что этого добра хватает на других каналах и других платформах. А во-вторых, потому что каждая публикация, по мнению автора, должна кроме описания произошедшего, предлагать читателю ответы на вопросы: «Почему произошло это событие? Что ему предшествовало? И что за ним может последовать?». Очевидно, для того чтобы ответы появились, само́ событие должно “остыть” и, как говорится – отлежаться. А значит, должно пройти какое-то время. То есть, само́ событие должно стать частью истории. Наверное, поэтому на канале так много “истории”

Цикл публикаций под общим заголовком «О ГОСУДАРСТВЕ, которое МЫ СЧИТАЕМ СВОИМ» задумывался с тем, чтобы напомнить о роли личности в истории. Идея была в том, чтобы показать, что российская государственность, в известном нам и всему миру виде, состоялась исключительно благодаря деятельности отдельных исторических личностей, которых мы, вполне заслуженно считаем выдающимися ГОСУДАРСТВЕННИКАМИ. Но, при этом показать, что НИЧЕГО из того, что мы называем историей, НЕ БЫЛО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНО ЗАРАНЕЕ…

То есть, ни у князей древней Руси, ни у царей Руси средневековой, ни у Российских императоров не было книжки «План мероприятий по созданию на Евразийском континенте крупнейшего в мире государства-цивилизации», с которой они могли бы сверять СВОИ предполагаемые или уже совершённые ДЕЯНИЯ. Вместо этого были только ЛИЧНЫЕ АМБИЦИИ, решимость, воля и ресурсы для их достижения. И “государственниками” они стали исключительно в глазах потомков и, исключительно потому что результаты предпринятых ими шагов потомки ОЦЕНИЛИ – ПОЛОЖИТЕЛЬНО…

Не факт, что такой же (положительной) оценки они заслуживали в глазах своих современников. История изобилует примерами негативного отношения современников к деятельности руководителей государства, которое мы считаем своим. Как изобилует она и примерами противодействия их деятельности (убийства, заговоры, измены и т.п.) со стороны тех, кого мы (сегодня) называем – “антигосударственниками” или – врагами государства…

Хочется надеяться, что цикл публикаций «О ГОСУДАРСТВЕ, которое МЫ СЧИТАЕМ СВОИМ», в контексте сегодняшних событий, даст вдумчивому читателю пищу для размышления над тем, как нужно относимся к своему государству. Надеяться, что ещё один взгляд вглубь истории, поможет понять, что государство, которое мы считаем своим – это субъект не столько геополитический, сколько – исторический. То есть, это вектор, берущий начало в глубине веков и уходящий в будущее. Вектор, на котором “нанизаны”: личности, события, география. И, что все, что мы - сегодняшние можем сделать – это постараться ответить СЕБЕ на вопрос: «Кем я хочу стать в глазах своих потомков: государственником или врагом государства?» …

§ 1. Русь в 6370 – 6415 годы. Как в древности возникло ГОСУДАРСТВО, которое мы СЧИТАЕМ СВОИМ.

Зарождение государственности на территориях Среднерусской возвышенности и Восточно – Европейской равнины большинство историков относит ко второй половине IX века. Когда в управление несколькими восточнославянскими племенами (народами) вступил варяжский предводитель – конунг[1] Рюрик. Вот как описывает это событие преподобный Нестор Летописец в «Повести временных лет» – наиболее раннем из дошедших до нас летописных сводов, относящемся к началу XII века.

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».

(Перевод Д.С. Лихачева.)

Иллюстрация к легенде "О призвании варягов"
Иллюстрация к легенде "О призвании варягов"

В изложении Нестора, “призвание варягов” выглядит максимально благостно, как приглашение аниматоров на детский утренник. О том, как ЭТО было на самом деле и было ли вообще, не одно столетие спорят историки. И чем дальше вглубь веков погружаются эти события, тем сложнее разглядеть реальность за красивой легендой. Одно очевидно – до появления в землях словен, кривичей, мери, веси и муромы, варягов, принадлежавших к народности – русь, общественные отношения там строились по родоплеменному принципу, без каких-либо признаков государственности. Если верить летописи, то именно отсутствие разумного государственного управления и неспособность самостоятельно учредить его стали причиной “призвания варягов”:

«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

Что ж, так бывает – до создания государств народы должны ещё дорасти. Варяги - русь – доросли раньше славян…

-2

Являясь органом государственной власти и осуществляя функции государственного управления, князь вместе с силовиками своей варяжской дружины стали гарантами защиты территорий, охраны общественного порядка, преследования уголовных преступников, рассмотрения гражданских споров и исполнения судебных решений. Естественно, содержание такого государственного аппарата стоило денег, поэтому и сам госаппарат, и содержащее его население были заинтересованы в расширении базы налогообложения, то есть в приобретении новых плательщиков дани, или – подданных.

В отличие от ментально близких викингов – свеев и норманнов, практиковавших в это же время обогащение посредством сезонных (летних) набегов на земли дальних и ближних соседей, варяги – русь избрали путь расширения базы налогообложения посредством включения в неё соседних народов вместе с землями. Это было вполне логично, так как ЗЕМЛЯ (в значении – результаты хозяйственной деятельности на ней) в то время была единственным источником материальных благ.

-3

За 17 лет правления (6370 (862) ÷ 6387 (879) г.г.) Рюрик распространил свою власть на земли: дреговичей, радимичей, вятичей (см. карту), сделав их своими подданными, то есть – плательщиками дани. Его приемник Ольгерд (Олег) в 6390 (882) году, расправившись с соплеменниками Аскольдом и Диром, правившими при Рюрике в Киеве, перенёс свою столицу в Киев, тем самым распространив собственную власть на земли полян и северян. Следующие три года варяг – Олег посвятил включению в состав своего государства земель древлян и ведению специальных военных операций в землях уличей и тиверцев…

Расширив за 25 лет территорию своего государства до границ дикой степи (земель половцев и печенегов, подвластных Хазарскому Каганату) – на юго-востоке и до предгорий Карпат – на западе, Олег решил закрепить сложившийся статус-кво нового субъекта международных отношений. Так как международная субъектность в те времена достигалась исключительно силовыми средствами, им был организован военный поход на столицу Византийской империи – Константинополь. Летописец описывает, как это происходило:

«В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000».

Из текста летописи понятно, что Олег привёл под стены Константинополя войско, численностью – не менее 80 тыс. Летописец прямо указывает:

«… а было в каждом корабле по 40 мужей» …
Ладьи с воинами под стенами Царьграда. Иллюстрация в средневековой летописи.
Ладьи с воинами под стенами Царьграда. Иллюстрация в средневековой летописи.

Поход – удался. Увидев жестокие расправы, учинённые воинами Олега над мирным населением и оценив возможные потери в случае вооружённого противодействия его войску, византийские императоры – братья Александр и Лев (Леон) сочли за благо заключить с Олегом мирный договор, который и стал актом признания международной субъектности нового государства.

«Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам копринные», – и было так. И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда»…

Таким образом, за 45 лет, прошедших с момента “призвания варягов”, в землях населённых славянскими и финно-угорскими народами, было создано и получило международное признание новое государство. Отдельного внимания заслуживает выбор государства, на которое решил опереться Олег в вопросе получения международного признания. При том, что в начале X-го века в Европе уже существовали государства, которые можно было бы использовать в качестве субъекта признавшего статус нового государства, выбор Олега пал на Византию, и – не случайно…

Восточная Римская империя (Византия), являлась продолжением Римской империи в её восточных провинциях, которая пережила фрагментацию и падение (в V-м веке) Западной Римской империи и продолжила своё существование в новых границах со столицей в Константинополе. На протяжении большей части своего существования Византия оставалась самой мощной экономической, культурной и военной силой в Европе. Очевидно, мирный договор, заключённый с Византией, ценился намного выше, чем аналогичный документ, подписанный с Венгерским или Польским королевством…

Историки не имеют единого мнения в вопросе о том, был ли Ольгерд (Олег) кровным родственником Рюрика или просто оказался эффективным менеджером, на посту регента при малолетнем князе Ингваре (Игоре). Одно можно утверждать с полной уверенностью – замещая должность князя, Олег проявил себя, как недюжинный государственник, чья деятельность обеспечила несколько поколений Рюриковичей документальным подтверждением того, что их властные полномочия не просто признаны на международном уровне, а признаны главами самого могучего евразийского государства – византийскими императорами. Таким образом, не станет преувеличением утверждение, что основы государственности, заложенные самим Рюриком и его приемником – Олегом определили дальнейший ход российской истории, как самостоятельного независимого государства, тяготеющего к централизованному управлению и имперскому способу государственного устройства…

[1] Ко́нунг — древнегерманский термин для обозначения верховного правителя. В эпоху зрелого средневековья этот термин соответствует понятию король.

Следующая публикация цикла:

§ 2. Русь в 6416 – 6496 годы. Как представители ЭЛИТ участвовали в строительстве древнего ГОСУДАРСТВА, которое мы считаем СВОИМ.
РУСЬ XXI28 ноября 2022