История XVI. ТРИ ГОЛОСА «САДО». Часть 2. ГАСТРОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
После блестящей победы в августе 1981 г. на II Всесоюзном конкурс песен стран Социалистического содружества в Ялте, у «Садо» началась интенсивная гастрольная жизнь сначала во всесоюзном, а потом и в международном масштабе. При этом Кумуш и Мила поступили в Ташкентский театральный институт на заочное отделение факультета «Артист театра драмы и кино», Азиза в Ташкентскую консерваторию, а Владимир продолжил учебу в Ташкентском государственном институте культуры.
В гастрольных поездках «Садо» выступали и в индивидуальных концертах, и в сборных программах. «Гастролировать было непросто, - вспоминает гитарист ансамбля Сергей Алешин. Особенно зимой, во время гастролей по Узбекистану: площадки часто холодные, а концертные костюмы легкие… Многое – музыкальные инструменты, костюмы - приходилось покупать за свой счёт...». Концертной площадкой во время поездок по Узбекистану могли оказаться самые неожиданные места. Как, например, «красный уголок» какого-нибудь предприятия.
Зарубежная концертная деятельность началась 1 июня 1982 г. с поездки в Африку: Мадагаскар, Сейшельские острова, Танзания, Руанда…Экзотика! В наше время Сейшельские острова считаются премиальным курортом и уже тогда они имели такой статус. Были еще Вьетнам, Лаос…
Как правило, выступали в сборных программах. Кроме «Садо» в них участвовали другие музыканты, а также акробаты, иллюзионисты, артисты других жанров. В каждой стране сначала устраивался прием-концерт для советского дипломатического корпуса и специалистов, работавших там. Для местной публики нередко выступали на стадионах, куда зрители приходили семьями. В концертную программу непременно включалась наиболее популярная песня страны, где выступал ансамбль. Гонораров не платили, суточные – 20 долларов. Казалось – мизер. А как вам то, что министр культуры Лаоса получал 8 долларов в месяц?
В Европе ансамбль выступал в основном в Германии, Австрии, Швейцарии и не по одному разу. Им аплодировали в лучших залах. «Подолгу, - говорит Мила, работали в Берлине в крупнейшем концертном зале мира Европы Friedrichstadt-Palast со многими звёздами мировой эстрады. В 1984, 86 гг. дважды выступали в музыкальной передаче телевидения ГДР «Пестрый котел (Ein Kessel Buntes)».
Попурри из песен «Садо», где звучат в том числе «Не смущайся», «Цыганский хор» и арабская «Хилийля», записанные в Берлине.
В Интернете можно найти прозвучавшую в элегантной аранжировке арабскую народную песню и пугачевский «Цыганский хор». Причем «Хор» «Садо» сняли просто с голоса Ильи Резника, как он ее им напел. Однако, если Исполненная в Берлине арабская песня «Хилийля» в репертуаре ансамбля из Узбекистана выглядела вполне органично, вспомним хотя бы арабские песни Батыра Закирова, но о «Цыганском хоре» из Узбекистана сказать такое трудно. Поэтому к следующей поездке в ГДР подготовили исконно узбекский хит «Наманганские яблоки».
"САДО" в Берлине. "Наманганские яблоки" звучат в крупнейшем в Европе концерном зале Friedrichstadt-Palast
Во вторую поездку в ГДР «Садо» после записи для «Пестрого котла» в городе Котбус, совершили месячный гастрольный тур по ГДР, выступали в Ростоке, Лейпциге, Хале, других городах, а также в гарнизонах Группы советских войск в Германии и Национальной народной ГДР. Вместе с ансамблем работал артист-кукольник Андрей Петровец. Его оригинальные репризы давали вокалисткам возможность сменить костюмы и пользовались немалым успехом. В одном из его номеров дойра, например, превращалась в… большую куклу-девушку с глазками, губками, в платьице с пахтой...
В 1985 г. «Садо» приняли участие в двухнедельной культурной программе крупной международной выставки в швейцарском Базеле, где в рамках представления СССР у республики Узбекистан был отдельный стенд. Ансамбль выступал и на стенде, и принял участие в международном гала-концерте. Интересная деталь, Мила тогда только что стала мамой и вместо нее в Швейцарию поехала Наталья Нурмухамедова, еще одна звезда узбекской эстрады, которую за рубежом называли «Леди ироничного джаза».
АФГАНСКИЕ ГАСТРОЛИ
В первой половине 1980-х гг. «Садо» дважды – в 1982 и 1984 гг. - выступали в Афганистане, где в то время шла война. Побывали в Кабуле, Кундузе, Мазари-Шарифе. Обе поездки по две недели.
Жили в вертолетном полку. Передвигались на вертолетах. «В первую поездку, - вспоминает Кумуш Раззакова, нас обстреляли. Возвращались с концерта, летели на двух машинах. В первой аппаратура, во второй ансамбль и сопровождавшие нас военные. Летели ночью, хотя это не положено, но вылет задержался из-за проблем с топливом. Вдруг видим в иллюминатор красные пульсирующие точки. Спросили, что это? Евгений Ширяев, который был с нами, ответил то ли в шутку, то ли всерьез, мол, пилоты окурки выбрасывают в окна вертолета. Мы недоверчиво согласились, так много курят?! Уже когда приземлились, нам все-таки сказали, что это душманы обстреливали трассирующими пулями вертолет с горы. Но не дотянулись».
Другой опасный эпизод был под Мазари-Шарифом в 1984 г., когда душманы обстреляли колонну с ансамблем на земле. Машина с аппаратурой перевернулась, блеснул огонь. Всех музыкантов сопровождавшие их афганские военные затолкали под сиденья. Автобус помчался, вырываясь из-под обстрела. Прорвались. Потом три часа давали концерт на советско-афганском азотно-фосфатном заводе.
В Афганистане у Азизы случилась первая любовь. Это был старший лейтенант Сергей, высокий, сильный парень из Сибири, старший по сопровождавшей ансамбль команде. Его сердце тоже открылось яркой восточной красавице. И произошло то, что произошло.
Потом Сергей приезжал в Ташкент. Просил руки. Хотел увезти в Сибирь. Мама Азизы сказала ей «Решай сама». Азиза отказала сибирскому парню. Почему? В одном из интервью она объяснила это тем, что должна была заботиться о семье, о рано оставшейся без мужа маме, о разведенках-сестрах с детьми. «Я сказала Сергею, что должна подумать. Но пока я думала, он у себя на родине успел жениться».
Мне посчастливилось быть знакомым с мамой Азизы. Это был очень душевный, теплый человек, полный мыслей о дочерях. МАМА!
КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ
Очень драматичный эпизод случился прямо на сцене перед одним из концертов в г. Навои в Доме культуры «Фархад» с Милой Романиди. Она не любила о нем рассказывать, но все-таки поделилась подробностями с «Собеседником» и Газетой. ру.
«В тот вечер уже в концертном костюме я готовилась к саундчеку. Вышла на сцену проверить микрофон. Взяла его правой рукой, левой – металлическую стойку, на которой он держится. Но провод где-то коротнул и меня пробил разряд тока. Мгновенная темнота и я куда-то улетела. Ребята-музыканты рассказывали потом, что все происходило как в фильме ужасов: «Ты повисла над сценой сантиметров на тридцать! У тебя были такие большие глаза на выкате! Это продолжалось секунд двадцать. Полная темнота, я ничего не вижу, набрала воздуха, а вдали тоннель яркий. И потом уже вижу себя, с меня спадают туфли на сцене. Как будто видела себя со стороны и понимала все, что происходит. Помог барабанщик: он был в кроссовках и выбил шнур от микрофона. А бас-гитарист Григорий Пушен, стал делать непрямой массаж сердца. Он знал, как это делается".
Пока оживляли, сломали три ребра. Но главное – запустили сердце. Ребята мне потом говорили: «Когда у тебя из глаз потекли слезы и ты закрыла веки, мы поняли, что тебя оживили!» Помню их крик: «У нее слезы потекли!» Они просили: «Моргай глазами, чтобы мы тебя понимали». А мне было холодно, не чувствовала ни рук, ни ног. После страшного разряда я вообще могла не проснуться. Пролежала месяца два в больнице. Врачи ждали, как отреагирует сердце. Но я вернулась к жизни. Правда, первое время не разговаривала – не могла произнести ни слова».
«ТАШКЕНТСКАЯ ЛЕГЕНДА»
К самым известным песням ансамбля относится написанная в традициях советской эстрады распевная «Счастья первому дому» из тематического винилового альбома ансамбля «Ташкентская легенда», записанного в 1985 г., (до того был выпущен также миньон с несколькими песнями). Удивляет, правда, что на обложке не указаны имена и фамилии исполнителей.
Музыка «Легенды» – тринадцать песен-зонгов, связанных единой идеей - была лейтмотивом одноименного спектакля, поставленного в Академическом театре русской драмы им. М. Горького в Ташкенте. Автор пьесы, известный поэт Лев Ошанин, в основу сюжета положил непростой эпизод в истории любви молодого архитектора Джамала и балерины Гюльчехры, пострадавшей во время ташкентского землетрясения 1966 г. Оно атаковало город за четыре дня до их свадьбы. Жизнеутверждающая «Счастья первому дому» звучит в финале, символизируя восстановление Ташкента после стихийного бедствия. Узбекской столице помогали возродиться все республики СССР, реально превратив город в «звезду Востока».
«ПОЙ, МОЙ ДУТАР!»
Безусловно, самая известная песня ансамбля – «Наманганские яблоки». Реально, очень заводная и очень народная песня. Очень колоритна уже упомянутая лирическая «Не смущайся».
Но по мне, лучшая песня «Садо» - «Сойляр, дутар!» («Пой, мой дутар»), хорошо прозвучавшая на IV Телевизионном конкурсе молодых исполнителей (1984). Музыку к «Дутару» написал Хамракул Шакуров. А вот автором текста был… Хайдар Яхьяев, министр внутренних дел Узбекистана с 1964 по 1979 гг. Это не единственное его стихотворение, положенное на музыку. Впрочем по другой версии автором текста называют поэта Ядгара Абидова. Возможно, это связано с тем, что Яхьяев был арестован по знаменитому "хлопковому делу". По окончании процесса он стал единственным оправданным подозреваемым.
«Дутар» - реальный хит. Очень стильный, по-дискотечному упругий, по-хорошему «западный», по-восточному колоритный. Хорошо снятый. Искрящие золотом платья. Жаль, песня прошла мимо меня, когда я был диск-жокеем, с удовольствием поставил бы в сет. Кроме сцены, «Дутар» прозвучал в уже упомянутой любовной киномелодраме «Невеста из Вуадиля» Али Хамраева.
НЕ "РУССКИЕ АРАБЕСКИ", А «САДО» из УЗБЕКИСТАНА
На пике карьеры, чтобы как-то определить стиль «Садо», их иногда называли в Европе русскими «Арабесками». Но «Садо» никогда не стремились подражать этой известной женской группе. У ансамбля было очень милое собственное лицо. Восточные музыкальные интонации придавали их песням особое очарование. Они прекрасно двигались и каждую песню превращали в пластичный танцевальный спектакль. «Садо» и сегодня замечательно смотрятся в you tube. Их хореография ничуть не устарела.
Сценические костюмы «Садо» достойны особого внимания: яркие, со вкусом и выдумкой сшитые в своем оригинальном стиле… «Костюмером ансамбля была Роза Темирбаева из Узбекконцерта, - рассказывает Кумуш Раззакова. - Сейчас живет в США. Она также одевала «Яллу», «Наво»... Роскошными нарядами тех лет они обязаны ее золотым рукам, ее творчеству и преданности своему делу. Она могла как Золушка сшить для вокалисток за ночь по три комплекта костюмов, а это девять платьев. Привлекала, если надо к этому свою семью. Все вместе пришивали блестки, «драгоценные камни» и другие украшения. Она работала не только с нами, но можно сказать одевала всю эстраду Узбекистана. Некоторые костюмы для нас шили в узбекистанском Доме моделей».
В ЗОНЕ ТУРБУЛЕНТНОСТИ
Во второй половине 1980-х гг. ансамбль вошел в зону турбулентности. Впрочем, тогда уже трясло всю страну. В коллективе начались трения по поводу того, что и как петь дальше, как строить отношения с внешним миром. Страсти разгорались. Одни предлагали активнее следовать новым веяниям, появившимся на эстраде, другие - не забывать об уже сложившихся традициях опоры на национальный колорит. Потребовалось вмешательство ЦК КП УзССР. В аккомпанирующем составе появились новые музыканты. Но споры продолжались. В конечном итоге Владимир Барамыков вместе с Кумуш Раззаковой (они были за сохранение традиций) ушли в ансамбль «Наво», где тогда радикально обновлялся состав. «Садо» возглавил Эдуард Мендельсон. На освободившемся месте Кумуш в «Садо» сменились несколько вокалисток. В ансамбль пришел Ренат Насыров с сольными репризами. Ренат – выпускник театрального института, творческий парень, не только пел, но и хорошо двигался на сцене, стилизуя свой номера под Марселя Марсо и напоминая по энергетике Валерия Леонтьева. Позднее он стал называть себя Рено Миграно. Спустя какое-то время уехал в США. У Азизы завязался интересный проект в Давроном Гаиповым, талантливым гитаристом из Карши, автором песен, создателем группы «Оригинал», первой в Узбекистане ставшей играть в гибридном стиле «диско-рок».
ЗАКАТ «САДО»
В обновленном составе к осени 1987 г. была создана программа из двух частей: «Восточные фрески» и «Музыкальный лабиринт». Я побывал тогда на сдаче программы худсовету, проходившей в информационно-культурном центре «Интуриста», что находился за гостиницей «Узбекистан».
В зале собрались человек пятьдесят, в основном родственники, друзья музыкантов, ну и, худсовет, естественно. Поначалу ироничная соседка пыталась вызвать и у меня чувства скептицизма и недоверия. Но когда прямо из зала на сцену стремительно выбежал новый участник группы Ренат Насыров и закружился в головокружительной песне-танце (балетмейстер-постановщик А. В. Рыженко), соседка только и вздохнула восторженно: «Ах! Молодец!». Потом было много удовлетворения и после других номеров.
Структурно в основу программы лег принцип «нон-стоп». Он помог сохранить напряженную динамику действия и соединить обе части выступления в единое, органичное целое. Порадовало насыщенное, чистое звучание.
Фреска, как известно, один из самых трудоемких видов живописи. Художниками «Садо» оказались весьма умелыми, а по лабиринту музыкальных стилей и направлений во второй части они передвигались уверенно и со знанием дела! В их музыке появились рок-интонации. Порадовали сценический облик музыкантов, их пластика, как всегда со вкусом подобранные костюмы. Художественным руководителем ансамбля на тот момент был Адыл Камалходжаев. Он, в частности, посетовал, что на сдаче программы не оказалось комсомольских работников, которых, естественно, приглашали.
А вот, что сказал член худсовета композитор Владимир Милов: «Меня давно привлекает умение этого коллектива чувствовать пульс новых музыкальных идей и преданность делу. Характерно, что «Садо» уже не один год вполне успешно конкурируют с мужскими коллективами, которые составляют большинство у нас на эстраде. Сейчас, как мне кажется, ансамбль на «подлете» к новым высотам». Ансамбль тогда получил приглашение получил приглашение на рок-фестиваль в Ереване.
Но композитор ошибся. Турбуленция продолжалась, включая проблемы с записью фонограмм, с аппаратурой... Были неурядицы, так сказать, и на внешнем контуре. Как мне рассказывала Азиза в июне 1988 г., их раз за разом обещали обеспечить аппаратурой, но воз так и стоял на месте. Полный комплект пришлось собирать по всей республике.. Мало того, эстрадные власти никак не могли определиться, в какую государственную структуру должен входить коллектив. «Нас прикрепляют то к Узбекконцерту, то к Узгосфилармонии – говорила мне тогда Азиза, и все кивают друг на друга. Вот и сейчас назревает очередная «перестройка». «Перестройка» не случилась. Звезда «Садо» закатилась в 1988 г.
Азиза в передаче "Утренняя почта" (1989)
Читать дальше, третья часть здесь
Ставьте лайки, если понравилось. Пишите комментариях, если есть замечания, дополнения, уточнения и вообще что-то не так.