Найти тему
361 подписчик

Чтобы помнили! Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана

1,4K прочитали

История XVI. ТРИ ГОЛОСА «САДО». Часть 2. ГАСТРОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

История XVI. ТРИ ГОЛОСА «САДО».  Часть 2. ГАСТРОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ После блестящей победы в августе 1981 г.

После блестящей победы в августе 1981 г. на II Всесоюзном конкурс песен стран Социалистического содружества в Ялте, у «Садо» началась интенсивная гастрольная жизнь сначала во всесоюзном, а потом и в международном масштабе. При этом Кумуш и Мила поступили в Ташкентский театральный институт на заочное отделение факультета «Артист театра драмы и кино», Азиза в Ташкентскую консерваторию, а Владимир продолжил учебу в Ташкентском государственном институте культуры.

Ансамбль "Садо" на Чарвакском аодохранилище.. Слева направо. Кумуш Раззакова, Азиза Мухамедова, Мила Романиди, Мунира Аргумбаева, танцовщица (временно выступала с ансамблем). Второй ряд: Алексей Найда (гитара), Серегей Алешин (ударные), Александр Ушаков (гитара), Владимир Барамыков (бас-гитара), Улугбек Махмудов (гитара, рубаб), ?, Ефим Ригер (клавишные).
Ансамбль "Садо" на Чарвакском аодохранилище.. Слева направо. Кумуш Раззакова, Азиза Мухамедова, Мила Романиди, Мунира Аргумбаева, танцовщица (временно выступала с ансамблем). Второй ряд: Алексей Найда (гитара), Серегей Алешин (ударные), Александр Ушаков (гитара), Владимир Барамыков (бас-гитара), Улугбек Махмудов (гитара, рубаб), ?, Ефим Ригер (клавишные).

В гастрольных поездках «Садо» выступали и в индивидуальных концертах, и в сборных программах. «Гастролировать было непросто, - вспоминает гитарист ансамбля Сергей Алешин. Особенно зимой, во время гастролей по Узбекистану: площадки часто холодные, а концертные костюмы легкие… Многое – музыкальные инструменты, костюмы - приходилось покупать за свой счёт...». Концертной площадкой во время поездок по Узбекистану могли оказаться самые неожиданные места. Как, например, «красный уголок» какого-нибудь предприятия.

Выступление в «красном уголке» советской воинской части в Афганистане на фоне портретов членов Политбюро под популярным тогда лозунгом «Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи!»
Выступление в «красном уголке» советской воинской части в Афганистане на фоне портретов членов Политбюро под популярным тогда лозунгом «Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи!»

Зарубежная концертная деятельность началась 1 июня 1982 г. с поездки в Африку: Мадагаскар, Сейшельские острова, Танзания, Руанда…Экзотика! В наше время Сейшельские острова считаются премиальным курортом и уже тогда они имели такой статус. Были еще Вьетнам, Лаос…

Владимир Барамыков и Кумуш Раззакова в окружении школьниц Мадагаскара
Владимир Барамыков и Кумуш Раззакова в окружении школьниц Мадагаскара

Как правило, выступали в сборных программах. Кроме «Садо» в них участвовали другие музыканты, а также акробаты, иллюзионисты, артисты других жанров. В каждой стране сначала устраивался прием-концерт для советского дипломатического корпуса и специалистов, работавших там. Для местной публики нередко выступали на стадионах, куда зрители приходили семьями. В концертную программу непременно включалась наиболее популярная песня страны, где выступал ансамбль. Гонораров не платили, суточные – 20 долларов. Казалось – мизер. А как вам то, что министр культуры Лаоса получал 8 долларов в месяц?

Вена, 1982 г.
Вена, 1982 г.

В Европе ансамбль выступал в основном в Германии, Австрии, Швейцарии и не по одному разу. Им аплодировали в лучших залах. «Подолгу, - говорит Мила, работали в Берлине в крупнейшем концертном зале мира Европы Friedrichstadt-Palast со многими звёздами мировой эстрады. В 1984, 86 гг. дважды выступали в музыкальной передаче телевидения ГДР «Пестрый котел (Ein Kessel Buntes)».

Попурри из песен «Садо», где звучат в том числе «Не смущайся», «Цыганский хор» и арабская «Хилийля», записанные в Берлине.

В Интернете можно найти прозвучавшую в элегантной аранжировке арабскую народную песню и пугачевский «Цыганский хор». Причем «Хор» «Садо» сняли просто с голоса Ильи Резника, как он ее им напел. Однако, если Исполненная в Берлине арабская песня «Хилийля» в репертуаре ансамбля из Узбекистана выглядела вполне органично, вспомним хотя бы арабские песни Батыра Закирова, но о «Цыганском хоре» из Узбекистана сказать такое трудно. Поэтому к следующей поездке в ГДР подготовили исконно узбекский хит «Наманганские яблоки».

"САДО" в Берлине. "Наманганские яблоки" звучат в крупнейшем в Европе концерном зале Friedrichstadt-Palast

Во вторую поездку в ГДР «Садо» после записи для «Пестрого котла» в городе Котбус, совершили месячный гастрольный тур по ГДР, выступали в Ростоке, Лейпциге, Хале, других городах, а также в гарнизонах Группы советских войск в Германии и Национальной народной ГДР. Вместе с ансамблем работал артист-кукольник Андрей Петровец. Его оригинальные репризы давали вокалисткам возможность сменить костюмы и пользовались немалым успехом. В одном из его номеров дойра, например, превращалась в… большую куклу-девушку с глазками, губками, в платьице с пахтой...

ГДР, Потсдам, дворец Цецелиенхоф, где в июле 1945 г. прошла знаменитая Потсдамская конференция, определившая на несколько десятков лет судьбу послевоенной Европы. На среднем плане клумба в виде звезды. Слева направо: Кумуш Раззакова, Азизса Мухамедова, Мила Романиди.
ГДР, Потсдам, дворец Цецелиенхоф, где в июле 1945 г. прошла знаменитая Потсдамская конференция, определившая на несколько десятков лет судьбу послевоенной Европы. На среднем плане клумба в виде звезды. Слева направо: Кумуш Раззакова, Азизса Мухамедова, Мила Романиди.
Выступление в Германии
Выступление в Германии

В 1985 г. «Садо» приняли участие в двухнедельной культурной программе крупной международной выставки в швейцарском Базеле, где в рамках представления СССР у республики Узбекистан был отдельный стенд. Ансамбль выступал и на стенде, и принял участие в международном гала-концерте. Интересная деталь, Мила тогда только что стала мамой и вместо нее в Швейцарию поехала Наталья Нурмухамедова, еще одна звезда узбекской эстрады, которую за рубежом называли «Леди ироничного джаза».

АФГАНСКИЕ ГАСТРОЛИ

В первой половине 1980-х гг. «Садо» дважды – в 1982 и 1984 гг. - выступали в Афганистане, где в то время шла война. Побывали в Кабуле, Кундузе, Мазари-Шарифе. Обе поездки по две недели.

Жили в вертолетном полку. Передвигались на вертолетах. «В первую поездку, - вспоминает Кумуш Раззакова, нас обстреляли. Возвращались с концерта, летели на двух машинах. В первой аппаратура, во второй ансамбль и сопровождавшие нас военные. Летели ночью, хотя это не положено, но вылет задержался из-за проблем с топливом. Вдруг видим в иллюминатор красные пульсирующие точки. Спросили, что это? Евгений Ширяев, который был с нами, ответил то ли в шутку, то ли всерьез, мол, пилоты окурки выбрасывают в окна вертолета. Мы недоверчиво согласились, так много курят?! Уже когда приземлились, нам все-таки сказали, что это душманы обстреливали трассирующими пулями вертолет с горы. Но не дотянулись».

Другой опасный эпизод был под Мазари-Шарифом в 1984 г., когда душманы обстреляли колонну с ансамблем на земле. Машина с аппаратурой перевернулась, блеснул огонь. Всех музыкантов сопровождавшие их афганские военные затолкали под сиденья. Автобус помчался, вырываясь из-под обстрела. Прорвались. Потом три часа давали концерт на советско-афганском азотно-фосфатном заводе.

«Садо» в Афганистане. Возможно офицер рядом с Азизой старший лейтенант Сергей.
«Садо» в Афганистане. Возможно офицер рядом с Азизой старший лейтенант Сергей.

В Афганистане у Азизы случилась первая любовь. Это был старший лейтенант Сергей, высокий, сильный парень из Сибири, старший по сопровождавшей ансамбль команде. Его сердце тоже открылось яркой восточной красавице. И произошло то, что произошло.

Потом Сергей приезжал в Ташкент. Просил руки. Хотел увезти в Сибирь. Мама Азизы сказала ей «Решай сама». Азиза отказала сибирскому парню. Почему? В одном из интервью она объяснила это тем, что должна была заботиться о семье, о рано оставшейся без мужа маме, о разведенках-сестрах с детьми. «Я сказала Сергею, что должна подумать. Но пока я думала, он у себя на родине успел жениться».

Мне посчастливилось быть знакомым с мамой Азизы. Это был очень душевный, теплый человек, полный мыслей о дочерях. МАМА!

КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ

Очень драматичный эпизод случился прямо на сцене перед одним из концертов в г. Навои в Доме культуры «Фархад» с Милой Романиди. Она не любила о нем рассказывать, но все-таки поделилась подробностями с «Собеседником» и Газетой. ру.

«В тот вечер уже в концертном костюме я готовилась к саундчеку. Вышла на сцену проверить микрофон. Взяла его правой рукой, левой – металлическую стойку, на которой он держится. Но провод где-то коротнул и меня пробил разряд тока. Мгновенная темнота и я куда-то улетела. Ребята-музыканты рассказывали потом, что все происходило как в фильме ужасов: «Ты повисла над сценой сантиметров на тридцать! У тебя были такие большие глаза на выкате! Это продолжалось секунд двадцать. Полная темнота, я ничего не вижу, набрала воздуха, а вдали тоннель яркий. И потом уже вижу себя, с меня спадают туфли на сцене. Как будто видела себя со стороны и понимала все, что происходит. Помог барабанщик: он был в кроссовках и выбил шнур от микрофона. А бас-гитарист Григорий Пушен, стал делать непрямой массаж сердца. Он знал, как это делается".

Дом культуры "Фархад", где случилось "короткое замыкание"
Дом культуры "Фархад", где случилось "короткое замыкание"

Пока оживляли, сломали три ребра. Но главное – запустили сердце. Ребята мне потом говорили: «Когда у тебя из глаз потекли слезы и ты закрыла веки, мы поняли, что тебя оживили!» Помню их крик: «У нее слезы потекли!» Они просили: «Моргай глазами, чтобы мы тебя понимали». А мне было холодно, не чувствовала ни рук, ни ног. После страшного разряда я вообще могла не проснуться. Пролежала месяца два в больнице. Врачи ждали, как отреагирует сердце. Но я вернулась к жизни. Правда, первое время не разговаривала – не могла произнести ни слова».

«ТАШКЕНТСКАЯ ЛЕГЕНДА»

К самым известным песням ансамбля относится написанная в традициях советской эстрады распевная «Счастья первому дому» из тематического винилового альбома ансамбля «Ташкентская легенда», записанного в 1985 г., (до того был выпущен также миньон с несколькими песнями). Удивляет, правда, что на обложке не указаны имена и фамилии исполнителей.

История XVI. ТРИ ГОЛОСА «САДО».  Часть 2. ГАСТРОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ После блестящей победы в августе 1981 г.-10

Музыка «Легенды» – тринадцать песен-зонгов, связанных единой идеей - была лейтмотивом одноименного спектакля, поставленного в Академическом театре русской драмы им. М. Горького в Ташкенте. Автор пьесы, известный поэт Лев Ошанин, в основу сюжета положил непростой эпизод в истории любви молодого архитектора Джамала и балерины Гюльчехры, пострадавшей во время ташкентского землетрясения 1966 г. Оно атаковало город за четыре дня до их свадьбы. Жизнеутверждающая «Счастья первому дому» звучит в финале, символизируя восстановление Ташкента после стихийного бедствия. Узбекской столице помогали возродиться все республики СССР, реально превратив город в «звезду Востока».

«ПОЙ, МОЙ ДУТАР!»

Безусловно, самая известная песня ансамбля – «Наманганские яблоки». Реально, очень заводная и очень народная песня. Очень колоритна уже упомянутая лирическая «Не смущайся».

Но по мне, лучшая песня «Садо» - «Сойляр, дутар!» («Пой, мой дутар»), хорошо прозвучавшая на IV Телевизионном конкурсе молодых исполнителей (1984). Музыку к «Дутару» написал Хамракул Шакуров. А вот автором текста был… Хайдар Яхьяев, министр внутренних дел Узбекистана с 1964 по 1979 гг. Это не единственное его стихотворение, положенное на музыку. Впрочем по другой версии автором текста называют поэта Ядгара Абидова. Возможно, это связано с тем, что Яхьяев был арестован по знаменитому "хлопковому делу". По окончании процесса он стал единственным оправданным подозреваемым.

«Дутар» - реальный хит. Очень стильный, по-дискотечному упругий, по-хорошему «западный», по-восточному колоритный. Хорошо снятый. Искрящие золотом платья. Жаль, песня прошла мимо меня, когда я был диск-жокеем, с удовольствием поставил бы в сет. Кроме сцены, «Дутар» прозвучал в уже упомянутой любовной киномелодраме «Невеста из Вуадиля» Али Хамраева.

НЕ "РУССКИЕ АРАБЕСКИ", А «САДО» из УЗБЕКИСТАНА

На пике карьеры, чтобы как-то определить стиль «Садо», их иногда называли в Европе русскими «Арабесками». Но «Садо» никогда не стремились подражать этой известной женской группе. У ансамбля было очень милое собственное лицо. Восточные музыкальные интонации придавали их песням особое очарование. Они прекрасно двигались и каждую песню превращали в пластичный танцевальный спектакль. «Садо» и сегодня замечательно смотрятся в you tube. Их хореография ничуть не устарела.

. «Садо» в фильме «Невеста из Вуадиля»
. «Садо» в фильме «Невеста из Вуадиля»

Сценические костюмы «Садо» достойны особого внимания: яркие, со вкусом и выдумкой сшитые в своем оригинальном стиле… «Костюмером ансамбля была Роза Темирбаева из Узбекконцерта, - рассказывает Кумуш Раззакова. - Сейчас живет в США. Она также одевала «Яллу», «Наво»... Роскошными нарядами тех лет они обязаны ее золотым рукам, ее творчеству и преданности своему делу. Она могла как Золушка сшить для вокалисток за ночь по три комплекта костюмов, а это девять платьев. Привлекала, если надо к этому свою семью. Все вместе пришивали блестки, «драгоценные камни» и другие украшения. Она работала не только с нами, но можно сказать одевала всю эстраду Узбекистана. Некоторые костюмы для нас шили в узбекистанском Доме моделей».

В ЗОНЕ ТУРБУЛЕНТНОСТИ

Во второй половине 1980-х гг. ансамбль вошел в зону турбулентности. Впрочем, тогда уже трясло всю страну. В коллективе начались трения по поводу того, что и как петь дальше, как строить отношения с внешним миром. Страсти разгорались. Одни предлагали активнее следовать новым веяниям, появившимся на эстраде, другие - не забывать об уже сложившихся традициях опоры на национальный колорит. Потребовалось вмешательство ЦК КП УзССР. В аккомпанирующем составе появились новые музыканты. Но споры продолжались. В конечном итоге Владимир Барамыков вместе с Кумуш Раззаковой (они были за сохранение традиций) ушли в ансамбль «Наво», где тогда радикально обновлялся состав. «Садо» возглавил Эдуард Мендельсон. На освободившемся месте Кумуш в «Садо» сменились несколько вокалисток. В ансамбль пришел Ренат Насыров с сольными репризами. Ренат – выпускник театрального института, творческий парень, не только пел, но и хорошо двигался на сцене, стилизуя свой номера под Марселя Марсо и напоминая по энергетике Валерия Леонтьева. Позднее он стал называть себя Рено Миграно. Спустя какое-то время уехал в США. У Азизы завязался интересный проект в Давроном Гаиповым, талантливым гитаристом из Карши, автором песен, создателем группы «Оригинал», первой в Узбекистане ставшей играть в гибридном стиле «диско-рок».

ЗАКАТ «САДО»

В обновленном составе к осени 1987 г. была создана программа из двух частей: «Восточные фрески» и «Музыкальный лабиринт». Я побывал тогда на сдаче программы худсовету, проходившей в информационно-культурном центре «Интуриста», что находился за гостиницей «Узбекистан».

В зале собрались человек пятьдесят, в основном родственники, друзья музыкантов, ну и, худсовет, естественно. Поначалу ироничная соседка пыталась вызвать и у меня чувства скептицизма и недоверия. Но когда прямо из зала на сцену стремительно выбежал новый участник группы Ренат Насыров и закружился в головокружительной песне-танце (балетмейстер-постановщик А. В. Рыженко), соседка только и вздохнула восторженно: «Ах! Молодец!». Потом было много удовлетворения и после других номеров.

Структурно в основу программы лег принцип «нон-стоп». Он помог сохранить напряженную динамику действия и соединить обе части выступления в единое, органичное целое. Порадовало насыщенное, чистое звучание.

Фреска, как известно, один из самых трудоемких видов живописи. Художниками «Садо» оказались весьма умелыми, а по лабиринту музыкальных стилей и направлений во второй части они передвигались уверенно и со знанием дела! В их музыке появились рок-интонации. Порадовали сценический облик музыкантов, их пластика, как всегда со вкусом подобранные костюмы. Художественным руководителем ансамбля на тот момент был Адыл Камалходжаев. Он, в частности, посетовал, что на сдаче программы не оказалось комсомольских работников, которых, естественно, приглашали.

А вот, что сказал член худсовета композитор Владимир Милов: «Меня давно привлекает умение этого коллектива чувствовать пульс новых музыкальных идей и преданность делу. Характерно, что «Садо» уже не один год вполне успешно конкурируют с мужскими коллективами, которые составляют большинство у нас на эстраде. Сейчас, как мне кажется, ансамбль на «подлете» к новым высотам». Ансамбль тогда получил приглашение получил приглашение на рок-фестиваль в Ереване.

Но композитор ошибся. Турбуленция продолжалась, включая проблемы с записью фонограмм, с аппаратурой... Были неурядицы, так сказать, и на внешнем контуре. Как мне рассказывала Азиза в июне 1988 г., их раз за разом обещали обеспечить аппаратурой, но воз так и стоял на месте. Полный комплект пришлось собирать по всей республике.. Мало того, эстрадные власти никак не могли определиться, в какую государственную структуру должен входить коллектив. «Нас прикрепляют то к Узбекконцерту, то к Узгосфилармонии – говорила мне тогда Азиза, и все кивают друг на друга. Вот и сейчас назревает очередная «перестройка». «Перестройка» не случилась. Звезда «Садо» закатилась в 1988 г.

Азиза в передаче "Утренняя почта" (1989)

Читать дальше, третья часть здесь

Ставьте лайки, если понравилось. Пишите комментариях, если есть замечания, дополнения, уточнения и вообще что-то не так.