Многие звукорежиссеры предпочитают во время записи обрабатывать сигнал железными приборами и записывать практически готовый звук. Иногда это заметно ускоряет процесс сведения, а иногда это своего рода творческая задумка и желание звукорежиссера использовать для обработки конкретные устройства. Давайте разбираться, что из себя может представлять сигнальная цепь в таких ситуациях.
Оговоримся, что не всегда обязательно использовать все указанные приборы. В некоторых случаях их может быть меньше или больше, мы лишь говорим о самых часто используемых. И еще – если у вас нет железных приборов, вы можете воссоздать такую же цепь эффектов в виртуальном мире с помощью плагинов.
Своеобразный стандарт по обработке сигнала при записи задали аналоговые студийные консоли. На каждом канале консолей Neve и Solid State Logic можно было найти определенные модули обработки, которые носили название «channel strip». В него входили модули преампа, компрессора, эквалайзера и лимитера. Такая цепь позволяет придать сигналу нужные окрас и динамику уже на этапе записи.
Приняв это за некий стандарт, можно собрать свою цепь обработки из нескольких приборов, каждый из которых будет выполнять свою функцию.
Предусилитель
Первый блок цепи — предусилитель. Предусилители могут быть ламповыми, транзисторными или даже гибридными. Задача предусилителя – довести сигнал с микрофона или инструмента до необходимой для записи громкости. Есть усилители, которые звучат достаточно нейтрально и не вносят заметных изменений в характер звучания микрофона, а есть наоборот – предусилители, которые обладают своей собственной окраской. Каждый сам решает, какой прибор использовать в конкретной ситуации и с конкретным источником.
Давайте рассматривать органы управления на примере. Возьмем предусилитель Neumann V402 – двухканальная трансформаторная модель с ровным звуком.
Ручка Gain контролирует входную громкость, а ручка Master – выходную. При желании можно добавить громкости на входном канале и компенсировать на выходе, чтобы добавить сатурации.
Слева направо:
Кнопка Hi-Z активирует режим с высоким входным сопротивлением на инструментальном входе. Это нужно для более качественной записи электро- и бас-гитар при подключении напрямую в предусилитель.
P48 – кнопка включения фантомного питания. Оно необходимо для конденсаторных и активных ленточных микрофонов.
-20 dB – кнопка для ослабления чувствительности. Может быть полезна при записи громких источников.
Ø – кнопка поворота фазы. Позволяет согласовать фазы микрофонов при многоканальной записи.
Фильтр низких частот – обрезает в сигнале все, что ниже 60 Гц. Часто при сведении эти частоты не нужны, поэтому они обрезаются сразу при записи.
Выход на наушники позволяет мониторить сигнал во время записи. У каждого канала отдельная регулировка громкости.
Посмотреть, какими могут быть предусилители можно на примере других моделей – гибридные Simpleway Vacuum и SPL GoldMike Mk2, транзисторный SPL Crescendo DUO.
Кстати, послушать разницу между предусилителями можно посмотреть в нашем видеоролике ниже:
Компрессор
Компрессор — прибор, работающий с динамикой сигнала. Он сжимает динамический диапазон, уменьшая разницу между самыми тихими и громкими звуками.
Компрессор — один из самых сложных приборов для освоения. Ненатренированное ухо может просто не заметить разницу между компрессией и увеличением громкости. Но компрессия отличается тем, что «вытаскивая» более тихие звуки на передний план, можно выделить его в в миксе. Также компрессор помогает выровнять запись, если, например, вокалист во время исполнения двигается относительно микрофона и громкость сигнала меняется.
Давайте для примера возьмем компрессор KLARK TEKNIK 76-KT. Это копия известного FET-компрессора Universal Audio 1176, который известен своей скоростью и достаточно агрессивным звучанием. Звучание барабанов в классических роковых записях получилось таким мощным и напористым во-многом благодаря нему.
Ручка Threshold определяет уровень, с которого начинает срабатывать компрессор.
Attack определяет время начала работы компрессора — чем меньше параметр Attack, тем быстрее срабатывает компрессор. Сигнал может стать «рваным». Интересный факт, но компрессор 1176 в этом плане особенной, ведь в нем ручка Attack работает наоборот – чтобы компрессор работал быстро, нужно выкрутить ручку на максимум.
Release отвечает за время, в течение которого компрессор возвращается в исходное положение. Чем больше Release, тем более плавной будет работа компрессора.
Иногда Attack или Release могут иметь фиксированное значение, и такую ручку вы не найдете. А иногда эти два параметра могут быть объединены в одну ручку, как например в компрессоре Rupert Neve Designs 535. За режим работы там отмечает ручка Timing.
Ratio – степень сжатия. Определяется как отношение 1:Х. Чем больше значение Х, тем сильнее снижается уровень сигнала.
Компрессоры бывают очень разные по принципу работы и характеру звучания, но общий принцип работы и органы управления у них примерно одинаковые
Эквалайзер
Эквалайзер — это прибор для управления частотами аудиосигнала. В «ченнел стрипах» эквалайзер выполняет функцию коррекции сигнала на этапе записи. Наверняка вы хоть раз в жизни сталкивались с эквалайзерами, поэтому тут будет проще.
Допустим, в арсенале студии есть только один микрофон, СОЮЗ 023 Bomblet. Он обладает определенным характером звучания, многим он кажется недостаточно ярким. Но нам нужно записать артиста, которому как раз нужен яркий микрофон. С помощью эквалайзера мы можем уже на этапе записи скорректировать тембр.
В качестве примера мы возьмем эквалайзер Manley Massive Passive. Это очень серьезный студийный ламповый прибор, но на его примере мы сможем рассмотреть фишки эквалайзера.
Конкретно у Massive Passive есть 4 полосы. То есть мы можем выбрать 4 области в АЧХ сигнала, чтобы воздействовать на него.
У каждой полосы есть своя частота, она указана в верхней части. Например, третья слева полоса отвечает за частоты от 220 Гц до 10 кГц. С помощью тумблера выбираем, что хотим сделать с выбранной областью – вырезать или приподнять (CUT и BOOST). Также можно выбрать тип фильтра – воздействуем на все, что выше/ниже выбранной частоты (SHELF) или лишь на определенную полосу (BAND).
Саму частоту выбираем самой нижней ручкой. Посередине находится ручка BANDWIDTH, то есть ширина фильтра. Мы можем работать широкими мазками или наоборот, воздействовать на узкую полосу частот. В крайних значениях эта ручка работает в разных режимах SHELF.
Над ручкой BANDWIDTH находится ручка GAIN, которой мы выбираем, на сколько децибел мы опускаем или поднимаем выбранную область.
Посмотрите на более простой в исполнении эквалайзер Rupert Neve Designs 551. Всего 3 полосы, выбрать частоту можно только для средних и низких частот. Для высоких доступны только 2 фиксированных значения – 8 кГц и 16 кГц.
Лимитер
Лимитер — это последний блок в нашей цепи. Он не всегда необходим на этапе записи, особенно если правильно выставить уровни, но бывают исключения. Лимитер отвечает за то, чтобы сигнал не преодолевал допустимый уровень и не искажался. При определенных настройках лимитер может сделать звучание более «сочным» и плотным.
По сути, лимитер – это компрессор со степенью сжатия 1:∞. Лимитирование может быть достаточно легкими или наоборот экстремальным. Так можно убрать лишние пики в сигнале и придать ему нужный характер.
На этом все! Это был небольшой гайд по обработке сигнала до его поступления в аудио-интерфейс. Ставьте лайки и оставляйте комментарии, если было полезно!