Найти тему
Плёнки и винил

«Хочется говорить о том, что случается с человеком вне времени»: интервью с лидером группы «МимоНот»

Тёплая душевная музыка, стилистически отсылающая то к рэгги, то к советской бардовской песне, то к софт-року 70-х, – примерно такими ассоциациями встречает слушателя группа «МимоНот». Её творчество вызвало желание пообщаться с автором всех этих песен.

И вот оно: наше интервью с Игорем Лазаревым, вокалистом и фронтменом этой команды. Буду рад, если вас она тоже заинтересует.

Плёнки и винил: Когда я сказал семье, что буду брать интервью у группы «МимоНот», меня спросили: «Кто это?» и «Что играют?» Как мне правильно ответить?

Игорь Лазарев: Это группа, которая поселилась где-то между саундтреками советских мультфильмов и американским джаз-роком и постоянно гоняет туда-сюда со всеми промежуточными остановками.

Или так: это команда из Москвы, которая уже больше десятилетия играет авторскую музыку с изящными аранжировками и литературными текстами. Мы развиваем и переосмысляем традиции западной и отечественной популярной культуры второй половины прошлого века.

ПиВ: В мире, где уже и так много музыки на любой вкус, что такого особенного несёт творчество группы «МимоНот»?

ИЛ: Разных песен сейчас действительно создаётся даже больше, чем достаточно. Но таких, где есть место и джазовой импровизации, и роковому драйву, и цветущей гармонической сложности, и чтобы при этом музыкальная составляющая была в балансе с поэтической, да ещё и на родном языке, – не так уж много.

ПиВ: По вашим песням слышно, что вы (сознательно или нет) избегаете современных тем. Самое актуальное, что удалось заметить, – песня о социальных сетях, которые уже заблокированы на территории РФ. Чем так не нравится современность?

ИЛ: С современностью всё в порядке. Но про неё споют и без нас. Хочется поговорить не о том, что на слуху сегодня, а завтра забудется навсегда, а о том, что случается с человеком вне времени. Неважно, в 70-х годах ХХ века или в 20-х XXI-го.

ПиВ: Тексты вообще интересные: хватает и душевности, и иронии, и созвучий, и точных рифм. Кто на вас влияет в поэтическом плане?

ИЛ: Спасибо! Прежде всего это весь корпус советской песенной поэзии – от Роберта Рождественского до Юрия Энтина. Это и авторы-исполнители, барды, «поэты с гитарой», влияния которых, если пишешь что-то не совсем односложное, никак не избежать. Это и русский рок, который отчасти жил в той же поэтической традиции. Даже русский рэп, бывает, подскажет какую-то неизбитую рифму или размер. Но прежде всего – Рождественский и люди из этой плеяды.

-2

ПиВ: Поскольку музыка явно ориентирована на образцы из прошлого, вам наверняка часто говорят: «Это же похоже на...» Как вы на такое реагируете?

ИЛ: Это совсем не обидно. Сравнение с высокими образцами – даже скорее комплимент. Ведь музыка, с которой нас сравнивают или с которой себя сравниваем мы сами, – это музыка ручной работы, её делать не так-то просто, даже с ремесленной точки зрения. И если сравнивают, значит, у нас получилось «на уровне».

ПиВ: У вас есть песни с интересными историями создания?

ИЛ: Очень много песен написано в поездах. Когда едешь по рельсам из точки А в точку Б, у тебя куча времени и возможностей, чтобы подумать и закончить какие-то черновики. Или начать что-то новое.

Бывает, недостающая строчка догоняет тебя под душем или в какой-то ещё менее подходящий момент. Например, как-то я так впечатлился лекцией по философии творчества, что сразу начал писать «Несуществующий блюз» по её мотивам. А лекцию так и не дослушал.

ПиВ: Вы все музыканты 24/7 или днём ходите на обычные работы?

ИЛ: Двое из нас параллельно работают в других сферах, а остальные – только музыканты. Наша пианистка Аня, которая сейчас профессиональный музыкант, начинала как врач-генетик. Я – программист с «корочкой» по эстрадно-джазовому вокалу, физик-лирик, как раньше говорили. Кларнетистка Маша днём трудится в сфере образования. А басист Федя и барабанщик Дима никогда ничем кроме музыки не занимались, насколько мне известно.

-3

ПиВ: Как далеко от Москвы доводилось уезжать с концертами?

ИЛ: Самое далёкое от Москвы место, куда мы забирались полным составом, – фестиваль «Джаз на родном языке» в Рыбинске. Чуть ближе – Ярославль. Ещё как-то раз доехали до Сочи, поднялись в горы и сыграли там в конкурсе «Усадьбы Джаз». Если же вспомнить, куда со своими песнями доезжал я сам – то от Краснодарского края на юге до Санкт-Петербурга на севере, от Байкала на востоке до Киева на западе. Это гораздо проще с организационной точки зрения. Но надеюсь, что когда-нибудь и с группой получится повторить эти маршруты и добавить новые.

ПиВ: Есть ли у группы какая-то самая амбициозная цель?

ИЛ: Хочется, чтобы эту музыку слушало на порядок больше людей. Чтобы мы могли собирать тысячные залы. Я знаю, что людей, которые ценят весь этот «ламповый» вайб, достаточно много. В этом канале, например :) Вот хотелось бы когда-то всех их собрать и на наших концертах.

ПиВ: У вас совсем недавно вышел новый ЕР. Есть уже какие-то отклики, оценки от слушателей?

ИЛ: Да, я храню все отзывы на наши концерты и релизы. Складываю их в специальную папочку :) Про последний EP «Инстаграм» я собрал их не меньше пары сотен. И когда наступают дни тягостных раздумий о судьбе, о творчестве и о музыке, я открываю эту папочку, и она меня спасает.

ПиВ: Впереди концерты. Чем будете удивлять зрителей?

ИЛ: Давно планируем концерт с песнями из советских мультиков в наших авторских аранжировках и этими же мультиками на большом экране. А пока приглашаем вас 25 ноября в «Гиперион» на презентацию миниальбома «52 Гц» в Москве. Сыграем не только этот EP, но и вообще все новинки, что успели записать за последние пару лет.

-4

Если вас заинтересовало творчество группы «МимоНот», можете подписаться на её странички в соцсетях: ВКонтакте, Ютюб. А если понравилось интервью с Игорем Лазаревым, то не забудьте нажать на палец вверх. Комментарии тоже приветствуются: наш сегодняшний гость их увидит и по возможности ответит.