Найти тему
Северный горизонт

Как уничтожили самый северный трамвай в мире

Оглавление

Сегодня самая северная трамвайная система в мире находится в Тронхейме, Норвегия. Линия протяжённостью 8,8 километров состоит из 5 вагонов, которые ходят по единственному маршруту с 1893 года.

Однако Тронхеймский трамвай стал рекордсменом совсем недавно. Вплоть до 2004 звание города с "самым северным трамваем" удерживал Архангельск. Здесь он перевозил пассажиров почти 90 лет, но по поручению местной администрации был закрыт в 2004 году.

Немного истории

Архангельский трамвай запустили в 1916-ом. В первый день на нём торжественно проехали чиновники и купцы, а уже на следующее утро он стал доступен и простым горожанам. Трамвай ходил по широкой колее противоположно уличному движению - в общем, был сделан по последнему слову техники. Всего было закуплено 20 деревянных вагонов: 17 пассажирских, 2 платформы и 1 снегоочиститель.

-2

На момент открытия существовала лишь одна линия - от улицы Архиерейской до Общины Красного Креста. Впоследствии, достроили ветку до Соломбалы (ныне историческая часть города).

Уже с первых дней трамвай стал невероятно популярным среди местных жителей и начал приносить в казну огромные деньги. После первой недели средний доход нового общественного транспорта составлял порядка 1000 рублей в день (примерно 1 млн рублей, если соотносить с сегодняшним курсом).

Ещё на архангельском трамвае успели поработать англичане. После октябрьской революции в город прибыли интервенты, по сути захватившие власть. Машинисты отказывались выходить на смены, пытаясь противостоять новоявленному начальству. Их пытались вести на работу силой, но это было малоэффективно. В итоге американским и английским военным пришлось самостоятельно водить трамваи, чтобы обеспечить бесперебойную работу общественного транспорта.

Трамвай после бомбардировки города
Трамвай после бомбардировки города

В период Советской власти, трамвайная сеть постепенно развивалась. Парк пополнялся новыми вагонами, строились новые линии. В Великую Отечественную архангельский трамвай использовали для перевозки армейских грузов, что облегчало производство оружия и ремонт техники.

Уничтожение трамвая

К сожалению, в начале 2000-ых власти Архангельска решили уничтожить трамвай. Аргументу в пользу этого были стандартные: чинить пути и обновлять состав - дорого; трамваи шумные и портят асфальт; маршруты убыточны. Но, по словам местных жителей, главная причина проста: тогдашний мэр города Нилов продвигал интересы автобусных перевозчиков и попросту хотел устранить конкурирующий вид транспорта. Эта версия подтверждается появлением в Архангельске множества ПАЗиков на смену троллейбусов и трамваев.

-4

Началось всё с ремонта Кузнечевского моста, по которому запретили проезжать тяжёлому транспорту, прежде всего, трамваям. Это привело к закрытию маршрутов, проходивших через эту часть города.

После этого принялись за центральные районы. Мэр объявил, что трамвай мешает жителям и портит дороги, а потому его следует немедленно закрыть. Чтобы успокоить взволновавшуюся общественность, людям пообещали пустить новые троллейбусы по старым маршрутам, однако никто их так и не увидел. Последний трамвай прошёл по Троицкому проспекту 11 мая 2003 года.

-5

Осталась последняя линяя, соединявшая рабочие посёлки лесозаводов с центром. Но денег для её финансирования уже не было. Поэтому вскоре последний маршрут тоже пришлось закрыть.

Так, трамвайное движение в Архангельске полностью прекратилось 21 июля 2004 года. Содержание парка было признано убыточным, а пути разобраны. Всё что осталось от трамвая сегодня - депо, в котором находится мебельный магазин и фрагменты рельс, встречающиеся на улицах города.

Как это часто бывает, комфорт пассажиров и историческое наследие было принесено в жертву ради получения сиюминутной выгоды.