Найти тему
Бегущие под Небом

Трасса Иртыш. Описание дороги от Новосибирска до Тюмени. 2022г.

Оглавление

В 2022 году мы проехали маршрутом от Владивостока до Санкт-Петербурга. Геоэкспедицию от Тихого океана до Атлантического назвали "От Петра до Петра". Описание всей дороги от Владивостока до Санкт-Петербурга мы поделили на трассы. Большинство главных трасс России называются по водным объектам, в районе которых трассы и проложены. Наш маршрут "От Петра до Петра" проходил через трассы Уссури, Амур, Байкал, Енисей, Сибирь, Иртыш, Волга, Нева.

Трасса Иртыш - это дорога от Новосибирска через Омск до Челябинска. Нумерация километров идет в обратную сторону. Протяженность - около полутора тысяч километров. Мы ехали этой трассой от Новосибирска до Омска, затем свернули на северо-запад в сторону Тюмени.

На наш взгляд, отрезок Новосибирск-Омск - самый скучный, занудный и неинтересный участок маршрута от Владивостока до Санкт-Петербурга. Трасса почти не имеет поворотов, спусков и подъемов. Пологий рельеф Западной Сибири вселяет в водителя тоску и сонливость.

Трасса летом 2022г.
Трасса летом 2022г.

Современное состояние. Лето 2022 года.

Асфальтовая дорога существует. Хороший асфальт действительно лежит на всем протяжении.

Летом из-за ремонтов полотна на трассе можно встать. В отличие от трассы Сибирь, где мы стояли часами, здесь, на Иртыше, пробки были небольшие. Несколько раз мы стояли в пробках минут по сорок. Самая большая проблема - это ремонт мостов над железной дорогой. Главная железная дорога страны - ТрансСиб здесь все так же пересекается с главной автомобильной дорогой страны, но уже мостами. Эти мосты каждый год ремонтируют, из-за чего и образуются пробки.

Пробки из-за ремонта мостов
Пробки из-за ремонта мостов

Трасса прямая, и все такая же медленная. Трафик большой, найти окно между машинами, чтобы обогнать фуру в туристический сезон - крайне не просто. Поэтому в основном машины едут колоннами за фурами со скоростью 70-80 км/ч. Постоянно вылезают на встречную полосу в надежде на окно во встречном потоке.

Дальнобойщикам в нашей стране искусственно занижают скорость. Дальнобойщики - это короли дорог. С точки зрения экономики, федеральные трассы делают для фур и их грузов. А правила дорожного движения тормозят процесс доставки грузов по дорогам страны, где расстояния измеряются тысячами километров.

Классический вид из окна автомобиля на Западную Сибирь  вселяет тоску
Классический вид из окна автомобиля на Западную Сибирь вселяет тоску

600 километров от Омска до Новосибирска прямой, однополосной в каждую сторону дороги по Барабинской низменности - это испытание водителя на стойкость. Самое главное, чтобы вам за рулем было не скучно. Здесь очень важны попутчики или музыка, которую вы подберете. Дальнобойщики берут попутчиков в дорогу с одной целью - чтобы те не давали заснуть водителю. Именно на этом негласном правиле и держится весь автостоп. Качественный автостопщик будет всю дорогу развлекать водителя своими байками. Взаимная выгода для обоих. Одному доехать бесплатно, другому не заснуть по дороге. И наверно здесь, в западной Сибири каждый дальнобойщик особенно желает взять к себе в попутчики разговорчивого напарника.

На трассе под Ишимом
На трассе под Ишимом

О музыке

В каждую геоэкспедицию мы подбираем новый географический плейлист. Подбираем его простым образом - вводим в поисковик музыки во вконтакте название всех городов, субъектов, территорий, по которым поедем. На удивление, ВК выдает колоссальное количество песен практически по любому городу. Чтобы не попала совсем непристойная нашему уху композиция, музыку бегло прослушиваем еще дома. По пять-семь секунд на песню. Все что не вызвало моментального отрицания добавляет в свою музыку контакта, а затем сайтом https://kissvk.com скачиваем песни на флешку.
На каждую поездку мы подбираем по несколько сотен песен. То, что в дороге не понравилось, потом удаляем. Папке с песнями даем название текущего года. Когда едешь по мосту на остров Русский и в машине играет песня про Владивосток - это не передаваемое ощущение.

Аудиокнига Владимира Арсеньева - правильно подобранная музыка в экспедицияю на Дальний Восток
Аудиокнига Владимира Арсеньева - правильно подобранная музыка в экспедицияю на Дальний Восток

По приезде домой папку с песнями подредактируем. Уберем все лишнее, добавим что-то случайно услышанное в поездке. В следующем году создадим новую папку нового года. За 10 лет автомобильных путешествий у нас набралось десять папок (на самом деле больше) музыки на разные географические территории. Все эти папки на одной флешке играют по кругу. И когда где-нибудь под Омском включается песня про Лиинахамари, это значит, что включилась папка 2021 года, в котором мы ездили в геоэкспедицию "Чрез борей к океану" - на самую северную материковую точку Европейской части России. Нахлынывают воспоминания, сразу появляется тема для разговора о нюансах прошлых путешествий.

В эти же папки года добавляются песни понравившиеся в том году, не обязательно в поездке. По нашему мнению, помимо географических, туристических песен, для дороги очень хорошо подходят Гребенщиков, Машина Времени, ДДТ. Для дальних перегонов можно подключать аудиокниги или, скачанные заранее, передачи и лекции.
В нашем случае у нас есть еще и радио Аленка ФМ и Арсений Сергеевич, который всегда что-нибудь нам расскажет, или потребует. Конечно, если не спит.

Арсений Сергеевич прячется
Арсений Сергеевич прячется

Немного о насекомых

Комары очень любят кушать. Кого найдут, того и скушают. Но в Сибири комары не страшные. Здесь больше страшен гнус. Он не только мельтешит перед глазами, залетая везде (уши, нос) и сосет кровь, но и выедает кусочки кожи. А еще его здесь много. Очень много. Днем, на жаре более 30 градусов, гнус отсутствует, но как только стемнеет, он может прилететь к отдыхающим путникам очень быстро. Если быть точными, то с гнусом как повезет. Если будет дуть ветер, его можно и не заметить, а если ветра нет, и рядом болото, которое в Западной Сибири составляет основу ландшафта, то лучше из машины не выходить.

Заметка о сравнении 2016 и 2022 года: на дороге насекомых стало меньше. Эффект лобового стекла действует. Мы ездили этой дорогой шесть лет назад, стекло покрывалось тонким слоем насекомых значительно быстрее. Тем не менее, запаситесь омывателем. Хорошим, проверенным омывателем. Насекомые абы какой жидкостью не отдираются.

Классические леса Западной Сибири
Классические леса Западной Сибири

Инфраструктура

Заправки есть. Самое большое расстояние между заправками мы насчитали в 70 километров. Всего 70 километров. Этот, самый длинный отрезок, как раз
вдоль озера Чаны.

Кстати, местами здесь уже работает сервис яндекс-заправка.

92й - 44 рубля. 95й - 47 рублей.
92й - 44 рубля. 95й - 47 рублей.

Сервисные службы в основном у крупных городов: Новосибирск, Омск, Барабинск.

Шиномонтаж Апель-Шин у выезда из Новосибирска.
Шиномонтаж Апель-Шин у выезда из Новосибирска.

Связь есть, волнами, но в целом есть. Кафе немного. Но тоже присутствуют.

Мосты в хорошем состоянии, если после ремонта. В отличии от трасс Амур и Байкал, здесь даже стык моста и дороги не выбивает подвеску. Ремонты мостов делают не зря.
Детские площадки. Вот с ними беда. Достойных детских площадок вдоль трассы мы не нашли. На карте они есть, но при первом взгляде на них из машины - мы решали даже не останавливаться.

Достопримечательности у дороги

Помимо собственно городов, которые либо напрямую соединяет, либо касается трасса: Новосибирск и Омск, сама по себе трасса - это скучная прямая линия красоты берез и бескрайней лесостепи. Наверное, лучше всего ехать по этой дороге весной, когда степь покрывается разноцветьем, и запахи трав радуют всех кроме аллергиков.

Перечисляем примечательности от Новосибирска в сторону Омска

Прямо у выезда из Новосибирска, под аэропортом Толмачево вас может встретить самолет Ту -154М. К нему можно попасть, если на окраине Новосибирска, в городке Обь свернуть с кругового движения в сторону аэропорта. Одна минута от трассы и вы увидите этого красавца. Дорога к аэропорту изгибается, и кажется, что самолет стоит прямо на дороге.

Чулым. Городок у трассы. Доказательств того, что он стал прототипом Чулимска из пьесы Вампилова мы не нашли. Но вообще городок подходит под описание.

Под Чулымом мы обнаружили парк. Новый парк, в котором мы надеялись погулять с ребенком. Новый парк МЖК (масложировой комбинат?) представляет собой лес, обнесенный забором. Просто красивые длинноногие сибирские березы обнесенные забором. В середине "парка" березы вырубили и территорию покрыли щебенкой. Все.

Из всего благоустройства парка - забор и щебенка вместо вырубленных деревьев. Согласно паспорту объекта, формирование "комфортной городской среды" должно было окончится через три недели после нашего приезда. Но работы не велись, техники не было. Ощущение, что парка жители Чулым так и не дождутся.

Озеро Чаны

Это высыхающее, потому и соленое, озеро считается самым крупным соленым озером России. Если не брать Каспий. Каспий не надо рассматривать, поскольку России принадлежит меньше половины озера-моря.
До озера Чаны от трассы примерно 50 километров, но даже в машине, на трассе, в пятидесяти километрах от озера чувствуется запах соли. Озерной, болотистой соли. Во все стороны на десятки, сотни километров болотистая лесостепь, в середине которой разорванным блюдцем лежит огромное мелководное озеро. В сторону озера Чаны и в обратную сторону от трассы постоянно отходят дорожки прорезанные прямо по степи. Эти дорожки, как бы выкошенные в дикой высокой траве, будто покрыты белым инеем. Только это не иней, это та самая соль. Ветром соль выдувается и оседает на поверхности. В свое время именно из-за соли проект освоения целинных земель оказался неудачным.

На самом деле, территория озера Чаны это огромная цепочка, даже сетка озер. Озер здесь сотни, и их количество постоянно растет. Воды становится меньше, мелкие участки превращаются в сушу, озера делятся на кусочки с новыми названиями. В советское время чтобы предотвратить высыхание озера даже построили плотину, чтобы отделить мелководную часть озера, на которой было самое большое испарение воды от глубокой. Идея сработала. Основная часть озера стала даже чуть глубже. Но мелководная часть озера высохла полностью.

Где-то там, озеро Чаны
Где-то там, озеро Чаны

Кстати, на этих берегах триста лет назад Семен Ремезов нашел мамонта. "Богомерзкого бегемота", индрика-зверя, которого вроде бы даже отправили в Петербург, где остов мамонта потом и сгорел.
Мамонтов в этих местах действительно находили много. Еще один мамонт под кодовым именем Матильда был найден школьниками в 1940 году у села Вахрушево в пятидесяти километрах от Новосибирска. Сейчас Матильду можно увидеть в Новосибирском краеведческом музее. Уже за Омском, в селе Абаткое стоит гигантский мамонт. О нем мы расскажем в следующем посте.

Под городком Татарск вид бесконечной заболоченной лесостепи прерывает небольшая церквушка. Точнее Часовня во имя Гурия и Варсонофия Казанских. Часовня не примечательна ничем, кроме как тем, что это почти единственное заметное строение на всей дороге. Рядом с часовней есть кафе с неожиданным названием "У часовни".

У поселка с по-настоящему интересным названием Кормиловка дорога раздваивается. Кому в Омск не нужно, тот может ехать дальше по трассе. Кто хочет попасть в центр Омска или в его северную часть - здесь может свернуть и поехать северной дорогой. Яндекс утверждал, что северной дорогой на пять минут быстрее можно доехать до центра Омска. Мы все же поехали по трассе.


О том, как
в Омске Островок украл у нас деньги читайте здесь.

После Омска у автопутешественников появляется аж три варианта пути на запад:

1. По самой трассе Иртыш через Казахстан. Это кажется странным, но именная российская трасса ведет через территорию другой страны. Так короче. Этот путь мы рекомендуем тем, кто хочет побывать в Казахстане. Мы путешествовали через Петропавловск в 2016 году, и нам очень понравилось. У этого пути есть лишь одна проблема: граница. Вам придется простоять на границе по паре часов, купить казахскую страховку (прямо перед границей). Еще придется общаться с не особо вежливыми пограничниками.

Для проезда границы достаточно Российского паспорта. Из плюсов путешествия в Казахстан - это дешевый бензин и возможность купить очень вкусный казахский шоколад. Про сам Петропавловск мы напишем отдельно.

2. Кахахстанский участок трассы можно объехать не покидая пределов России. Дорога через Ишим, которая ведет на Тюмень. После Ишима можно будет вернуться на трассу Иртыш в местечке Макушино. Дорога длиннее, и в интернете считается хуже качеством. Не проверяли.

3. Трасса на Тюмень - Екатеринбург. Этой дорогой поехали мы в 2022 году. О ней, о самых северных в мире пеликанах и о Ялуторовской слободе читайте в следующем посте.

Омск-Тюмень

Формально этот участок уже не относится к трассе Иртыш, но часто можно встретить иное мнение. Расстояние между городами примерно 650 километров. При большом желании можно проехать за один длинный день.

Мы же рекомендуем разделить этот путь на два дня и посмотреть следующие места:

Герб Крутинки
Герб Крутинки

Крутинка

Крутинка известна среди орнитологов всего мира. Именно сюда долетают самые северные кудрявые пеликаны в мире. И на гербе поселка поэтому красуется пеликан.
Кудрявые пеликаны отличаются размером и окрасом от розовых пеликанов, обычно их можно встретить на Балканском полуострове, в Монголии, в низовьях Дуная, в Украине, в низовьях Днепра, в Крыму. Зимуют же пеликаны в юго-восточном Китае, в северо-западной Индии, по берегам Персидского залива, по южно-каспийскому побережью, в Ираке и в Египте. А здесь – Омская область. Сибирь. Зимой суровые холода, летом невыносимая жара и мошка.
Первых пеликанов в этих краях местные охотоведы увидели середине 80-х годов, когда эти экзотические птицы впервые появились на Крутинских озерах.
Как считают экологи, произошло это из-за того, что озеро Зайсан в Восточном Казахстане было подтоплено. С тех мест более 35 лет назад и прилетели пеликаны-разведчики. Прилетели и остались.
Сейчас птицы чувствуют себя здесь, как дома. На настоящий момент численность омской популяции кудрявого пеликана достигает 400 особей. С целью защиты южных гостей территории Крутинских озер был присвоен статус природного заказника регионального значения «Пеликаньи острова», а Крутинкий район взял себе в герб Кудрявого пеликана.

Здесь на берегу озера ИК можно поставить палатку, кстати, вдоль трассы это сделать крайне проблематично. Поэтому озеро ИК отлично подходит для путешественников. Пеликанов вы скорее всего не увидите, но шансы все же есть.

Абатское

Село Абатское называют палеонтологической столицей тюменской области и Сибири. Исследователи обнаружили на территории Абатского района останки 18 видов животных, обитавших здесь несколько тысяч лет назад. Считается, что звери тонули в заболоченных поймах, попадали в грязевые ловушки, из которых уже не выбрались. Кости доисторических животных из Абатского района представлены во многих музейных собраниях России. Благодаря таким находкам геральдика Абатского района с 2011 года содержит образ мамонтов - самых крупных доисторических животных, обитавших в этих местах 40 тыс. лет тому назад.

В западной части поселка, прямо у трассы стоит мамонт. Свежий, только что покрашенный мамонт.

Ишим

Непримечательный городок Ишим. Википедия утверждает, что здесь находился на общедоступной территории памятник сталину, но мы его не нашли. А еще здесь неподалеку в свое время родился П.П. Ершов. Тот, кто согласно официальной версии написал Конька-Горбунка. Поэтому в самом Ишиме находится музей Ершова и его сказки.

Под Ишимом дороги расходятся. Для тех, кто объезжал Казахстан, трасса Иртыш продолжается как бы на юго-запад, в сторону Макушино и Кургана. Мы же в 2022 году поехали на северо-запад в Тюмень. По пути заглянув в город Ялуторовск.

Ялуторовск

Городок Ялуторовск известен тем, что здесь родился меценат Савва Мамонтов, и тем, что туда в своё время сослали Декабристов, в том числе Пущина и Муравьева-Апостола.
Туристу же будет интересно заглянуть на пару часов в Ялуторовскую Слободу. Инсталляция старинного быта. Добрые сотрудники и ощущения лета гарантированы )

В самом Ялуторовске нужно быть осторожным. Во-первых там много молодежи, которая не знает чем себя занять, во-вторых покушать после 16 часов "вечера" там практически негде.

От Ялутровска уже недалеко до Тюмени. О Тюмени читайте отдельно.

У Ялуторовска еще можно свернуть на небольшую дорогу к Кургану или попробовать проехать к Ханты-Мансийску
У Ялуторовска еще можно свернуть на небольшую дорогу к Кургану или попробовать проехать к Ханты-Мансийску

Владивосток - Санкт-Петербург на кей-каре

Описание трасс:

Трасса "Амур". Описание дороги от Хабаровска до Читы

Трасса "Байкал". Описание дороги от Читы до Иркутска

Трасса "Уссури". Описание дороги от Владивостока до Хабаровска

Трасса "Сибирь". Описание дороги от Иркутска до Новосибирска

Трасса "Енисей". Описание дороги от Красноярска до Абакана

Трасса "Иртыш". Описание дороги от Новосибирска до Тюмени

Наш Хастлер

Казахский вкусный шоколад!
Казахский вкусный шоколад!