Найти тему
Бешеная канарейка

Так ли страшен чёрт, как его малюют?

Ну, вот! Очередная речь нашего президента и всё тот же до боли знакомый нарратив о том, как «несправедлив и губителен для человечества миропорядок, основанный на западных ценностях».

Отечественные СМИ кишат тезисами и заголовками:

«Россия стоит перед рисками негативного заимствования западных ценностей», «Мы попали под тлетворное влияние Запада», «Традиционные ценности и жизненные практики уступают ме­сто «новой нормальности», «Западное общество погрязло в социокультурном аморализме», «Запад погрузился в потребительский гедонизм и антисоциальную толерантность», «Обнаженная Европа: к чему привела пропаганда толерант­ности». Ну, и в качестве вишенки на этом торте – «В Украине в ресторанах стали предлагаться блюда с на­званиями: «печень сепаратиста» и «жареный колорад».

Ужас! И эта туда же!

Пропаганда нетрадиционной сексуальной ориентации и сексуальных извращений, легализация однополых браков, легитимация права на смерть, некрофилизация детского сознания…

Складывается ощущение, что в стране объявлен конкурс на лучшую страшилку об «ужасном» «загнивающем» Западе и его не менее «ужасном» «аморальном, бездуховном и безнравственном» обществе!

И вот наш народ, весь такой «белый и пушистый», в основной массе своей взращенный на идее вечного противостояния Запада и Востока, очередной раз с ужасом обращает свой взгляд в сторону света, противоположную востоку и перпендикулярную северу и югу. И кажется, что нет ничего страшнее, чем этот «западный гегемон» с его неисчерпаемым желанием навязать всему миру свои «сатанинские» ценности и «порочный» образ жизни.

Но так ли это на самом деле? Что представляют из себя эти самые «западные ценности»? Действительно ли, они так чужды нашему брату? И так ли страшен чёрт, как его малюют?

Недавно мне попалась на глаза статья русского мыслителя, социолога, писателя и публициста Александра Зиновьева, который десятки лет работал в сфере методологии науки, в сфере исследования социальных отношений, прежде всего советского общества, затем западного и постсоветского. В статье «Запад. Феномен западнизма» для ответа на вопрос, что же такое Запад, автор с разных сторон показывает картину жизни западного общества и проводит глубокий анализ происходящих там событий. При этом он параллельно рассматривает отношения между Западом и Востоком, СССР и США, коммунизмом и капитализмом.

Мысли Зиновьева с одной стороны утвердили меня в моих умозаключениях о бессмысленности и нежизнеспособности идеи навязывания российскому обществу чьих-либо ценностей (ниже объясню, почему), с другой стороны его некоторые выводы заставили меня содрогнуться.

Например, слова о ближайшем будущем нашей страны:

«Система власти и управления, которая в России существует, скомбинирована из остатков советской системы, из подражания западной системе, кое-что взяли из воображаемого прошлого России. Получился социальный урод. Но это не значит, что он скоро умрёт. Любая уродливая социальная система может существовать много-много лет, но вот будет ли она успешной? Сможет ли Россия подняться? Обеспечит ли Россия суверенитет в мире? По моим наблюдениям - нет. Эта власть уже не справляется с теми проблемами, которые возникли в России. Остановить деградацию России она не в состоянии. На вершине советского, а затем российского руководства оказались интеллектуальные кретины… Россия, в конце концов, будет дезинтегрирована. Во всяком случае, она только, может быть, называться будет Россией, но это уже не будет национальное русское государство. Это неизбежно».

Первое, что приходит на ум: «Не может быть! В это невозможно поверить!» Но подвергать сомнению утверждение столь авторитетного специалиста как-то сложно.

Вернёмся к вопросу о ценностях. Безусловно, проблема экспансии западных ценностей на другие общества существует и существует очень давно. Точно также как существует проблема иерархии ценностей людей, населяющих абсолютно две разные цивилизации – Восток и Запад, различия между которыми обнаруживаются в самом характере их развития.

Нет смысла отрицать тот факт, что каждая страна уникальна, каждый народ особенный, точно также как каждый человек индивидуален. У каждой страны, государства, цивилизации своя история, своя культура, своя система ценностей и свои приоритеты развития.

Испокон веков восточная цивилизация поднима­лась по ступенькам своего развития плавно и медленно, постепенно приспо­сабливаясь к новым явлениям жизни и бережно сохра­няя установившиеся традиции.

Западная цивилизация, напротив, двигалась вперед азартно и стремительно, активно преобразуя действительность, решительно отбрасывая все отжившее и ненуж­ное и покоряя все новые и новые вершины прогресса.

Разное отношение к окружающему миру, к другим народам, к самим себе, разная основа мировоззрения, иное ядро мотивации жизненной активности, разная жизненная концепция и "философия жизни". Как говорится, каждому своё!

Следует заметить, что историческая судьба западной цивилизации сложилась гораздо успешнее остальных. И по мере того, как она развивалась, демонстрируя в первую очередь своё экономическое превосходство и демократичность общественного устройства, всё мировое сообщество постепенно подводилось к мысли о том, что именно западная система ценностных ориентаций, успешно себя зарекомендовавшая в процессе развития западного общества, может претендовать на роль универсальных общечеловеческих ценностей.

Естественно, что такое заявление Запада в первую очередь вызвало большое сопротивление у восточных культур, что привело к возникновениям различного рода конфликтов и противостоянию, которое длится уже много лет и становится лишь жёстче и непреклоннее.

Иначе складывались отношения Запада и России. Имея многовековую историю, наша страна до сих пор не может определиться с выбором пути своего развития. Говорят, аж с ХV столетия всё выбирает-выбирает, а выбрать так и не может.

То идёт каким-то своим самобытным путём, то вдруг видит в качестве эталона развития Европу и начинает распахивать все окна и двери, то решает вдруг интегрироваться в западное пространство, не гнушаясь ни его ценностями, ни идеалами, а наевшись ими до тошноты, вновь вспоминает о национальном суверенитете, об особом пути и об утраченных в погоне за лучшей жизнью «духовных скрепах».

Так и мечется бедная Россия-матушка из одной крайности в другую, оставаясь «вечно догоняющей» то Запад, то Восток, то Юг с Севером.

«Особого» пути так и не сложилось, а вокруг путей будущего развития России по-прежнему идут нескончаемые дискуссии.

И самое интересное, что именно тот, кто громче всех сегодня кричит об исключительной роли России в истории мировой цивилизации и о каком-то особом пути её развития, 20 лет назад, имея все шансы для создания поистине великой державы с гражданским обществом, успешной экономикой, достойным местом на мировой арене и со своим особым путём развития, сделал из России не что иное, как сырьевой придаток мирового сообщества.

Вы только задумайтесь, наша огромная страна, владеющая в достаточном количестве практически всеми видами природных ресурсов и территорией для сельскохозяйственной деятельности, по воле одного, судя по всему, не очень умного человека, была вынуждена встроиться в мировые производственные цепочки в самой незавидной роли сырьевого придатка. Вот и весь наш «особый» путь!

Аксиологи утверждают, что люди выбирают свой путь, исходя из собственного набора ценностей. Если мы до сих пор так и не определились, куда, с кем и зачем хотим идти дальше, каким видим наше будущее и будущее своей страны, то невольно возникают сомнения в том, а всё ли хорошо с нашими национальными ценностями?

Читаю «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации»: «традиционные российские духовно-нравственные ценности - приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины».

Кстати, в новоиспечённом документе под названием «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» к вышеупомянутому перечню добавились ещё патриотизм и гражданственность.

Начинаю рассуждать: «Приоритет духовного над материальным. Вы серьёзно? Красиво, конечно, сказано, но нереально!» Может, я ошибаюсь?

Нахожу статью преподавателя факультета прикладной политологии ВШЭ Ирины Соболевой о результатах международного исследования ценностных предпочтений и духовных ориентиров граждан разных стран, проведённого в 2014 году. Респондентам предлагалось расставить приоритеты между предлагаемыми ценностями. Ценности были такие: власть, богатство, достижения, самостоятельность, комфортность и традиции. Каковы же выводы? Наши соотечественники чаще всего на первое место ставили власть и богатство! А по пониманию ценности каких-либо иных личных достижений мы на пятом месте. Самостоятельность, комфортность и независимость ценят только треть россиян, а традиции вообще плетутся в хвосте.

Уверена, что такого наши идеологи не ожидали. Я прямо слышу их ответочку: «Это всё негативное влияние Запада! Власть и богатство – это чуждые нам ориентиры, не свойственные российским гражданам!». Ну, ок!

Открываю статью Зиновьева, написанную в 1993 году, читаю:

«В России в течение более семидесяти лет пытались привить лю­дям идеальную систему ценностей, используя всю мощь государства и идеологического аппарата, причем не без оснований. Коммунистическое общество на самом деле принесло миллионам людей образ жизни, который по­служил реальной основой для системы высших ценно­стей, можно сказать — сверхценностей, превосходящих в представлении их проповедников те ценности, ко­торые они объявили мещанскими и низменными (ма­териальными).
Эти ценности, например, суть следую­щие: образование и возможность улучшать жизненную позицию за счет личных способностей, героического труда и достойного поведения в коллективе; овладение культурой, знаниями и профессией, а также завоевание уважения и почета в своем окружении; служение народу и стране; самопожертвование ради интересов кол­лектива; самоограничение.
Появилось много последователей этой системы идеальных ценностей. Благодаря им были совершены бесчисленные подвиги. Сложился слой образованных и творческих личностей, которые не стремились к материальному благополучию и к карье­ре. Они довольствовались малым, предпочитая ценно­сти идеального, духовного, морального порядка. Но попытка воспитать нового образцового человека в массовых масштабах, то есть в масштабах многомиллионного общества, кончилась провалом.
Реальность со­ветского общества оказалась сильнее намерений влас­тей и идеологов. Большинство людей воспринимало навязываемую сверху систему идеальных ценностей по­верхностно и формально, лишь для видимости, а сис­тема ценностей, навязываемая людям самим опытом их жизни и официально считавшаяся «пережитками прошлого», «родимыми пятнами капитализма», глубо­ко проникала в их души».

Вот вам и приоритет духовного над материальным! Оказывается, мы всё это уже проходили. Выходит, не так и чужды нам так яростно осуждаемые российскими идеологами западные ценности материального благосостояния, карьеры, достижения власти и славы, стремления к комфорту и благополучию? Духовные ценности это, конечно, замечательно. Но не духом единым сыт современный россиянин.

Смотрим дальше по списку - "защита человеческой жизни, прав и свобод человека". Что? Какие права? Какие свободы? Открываю первую попавшуюся статью некоего В. Пастухова, российского политолога, публициста и юриста. Читаю:

«В России наступил период растерзанного правосудия и торжества правового нигилизма во всех возможных его проявлениях».

Нахожу вторую статью, третью - всё примерно то же самое:

«У русской цивилизации очередной приступ острой правовой недостаточности» и так далее и тому подобное с яркими примерами, выводами и фактами.

Трудно не согласиться, когда лента российских новостей сегодня напоминает какую-то полицейскую хронику - аресты людей и аресты имущества, аресты виновных и аресты невиновных, аресты тех, кто только что сам арестовывал, и аресты тех, кто протестовал против этих арестов, аресты тех, кто шёл мимо, и тех, кто смотрел на идущих мимо. Защита человеческой жизни, прав и свобод человека во всей красе!

Что ещё нам предлагается в качестве ценностей? Гуманизм, милосердие и справедливость! Бог, с вами! О чём вы? Какой гуманизм? Какое милосердие и справедливость? Где? В обществе, которое кричит: «Долой хохлов!»? Уважаемые, милосердие и гуманизм так не работают! Не хочу никого обижать, уверена, что есть в нашей стране люди, для которых человечность и сострадание не пустые слова, но до тех пор, пока наша власть будет игнорировать ценность человеческой жизни, человека как личность, не уважать его достоинства и не стремиться к благу человека как цели общественного прогресса (не на бумаге, не в липовых стратегиях и программах, а в жизни), то не о каких ценностях гуманизма и милосердия речи быть не может!

Про патриотизм и служение Отечеству - отдельный разговор. Это ценности, которые сегодня, на мой взгляд, отзываются в сердцах россиян особой болью.

А вот про гражданственность есть смысл сказать пару слов. Важнейшим вопросом, от которого зависит гражданское самосознание, чувство сопричастности с народом своей страны и государством, является отношение к самому государству.

Приведу цифры одного из социологических опросов, проведённых в 2019 году известным аналитическим центром. Опрошено было 1616 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ.

На вопрос: «Как Вы считаете, совпадают ли сейчас в России интересы власти и общества?» «Определённо, да» ответили 3% респондентов, «Скорее, да» - 22%, «Скорее, нет» - 42 %, «Определённо, нет» - 30 %.

На вопрос «Почему вы считаете, что сейчас в России интересы власти и общества не совпадают?» 53% респондентов ответили, что «власти живут за счет населения, их мало волнует, как живет народ», 16% сказали, что «у власти и населения всегда разные интересы и цели», 19% отметили, что «нет “обратной связи” между теми, кто принимает политические решения наверху и населением», а 11% граждан посетовали, что «интересы власти и общества совпадают только в критические периоды, когда стране грозит смертельная опасность».

Выводы, как говорится, делайте сами! Но, если важнейшим фактором, влияющим на развитие гражданственности, выступает доверие личности к государству и его институтам, то в данном случае доверием-то и не пахнет! Откуда ж тогда гражданственности взяться?

Вот и получается, что как-то не очень коррелируют такие ценности с реальной действительностью! Как бы нам не хотелось, но как-то не очень тянут они на традиционные ценности российского народа, если для этого самого народа вся их ценность и традиционность, как говорится, вилами по воде писаны?

А мы всё за Запад переживаем. Негодуем, что наша молодёжь заимствует их ценности. Их ли? И заимствует ли? Разве молодые люди не осваивают окружающий их мир, автоматически усваивая его таким, каков он есть и насколько позволяют способности и воспитание? Осваивают! Да, ещё как! И это - во-первых!

А во-вторых, в современной России за последние 30 лет выросло и сформировалось новое поколение россиян.

Психологи и социологи выделяют некоторые общие черты, характерные для так называемой «современной личности молодого россиянина»: индивидуализм; склонность к мобильности и риску; ценность разнообразного трудового опыта; высокий престиж работы в негосударственных (внебюджетных) структурах; рыночный карьеризм; потребление, ставшее одной из основных форм активности и превратившееся в способ самопрезентации и самостроительства; доминирование материальных ценностей над идеологическими; восприятие профессионального статуса, качественного высшего образования, материального благополучия как маркеров социального успеха, а денег — как прямого эквивалента свободы и независимости.

Для молодых россиян западная культура — музыка, фильмы, книги, модная одежда — уже давно стала неотъемлемой частью их жизни, составной частью их идентичности. Она не кажется им инородной, представляющей угрозу, как это может казаться россиянам старшего поколения.

Где здесь приоритет духовного над материальным? Где коллективизм? Где служение Отечеству? И я ни в коем случае не берусь критиковать это поколение и осуждать. Они такие, какими их воспитали родители, педагоги, общество и государство.

Я лишь хочу постараться понять, почему люди, составляющие все эти стратегии и программы, издающие указы и приказы, утверждающие списки ценностей для российского народа и инструкции по воплощению их в жизнь, не хотят оторвать свой зад от своих мягких кресел, спуститься с небес на землю и поинтересоваться, чем на самом деле сегодня живёт российский народ, что для него важно и дорого, какие поистине традиционные российские ценности он хочет сохранить для себя и своих детей, а какие, может, привнести в свою систему ценностных ориентаций, позаимствовав у других народов и культур. Это называется диалогом власти и народа! Это именно то, чего нам так сегодня не хватает!

И об этом сегодня надо было бы попереживать! А не о том, как живёт западное общество!

Пожалуй, пора прекратить уже столько внимания уделять Западу, его проблемам и недостаткам! Ну, какое нам дело до его загнивания? Почему наше внимание сегодня так усердно пытаются направить на проблему развивающихся в западном обществе сексуальных перверсий? Почему мы должны переживать за его дегуманизацию и аморализацию? Сколько можно рассуждать о «больной западной демократии» и «безграничной толерантности»? Это ИХ проблемы! Пусть ОНИ их решают!

Может, пришло время заняться более насущными делами в своей стране? Тем более что, дел у нас выше крыши!

Как сказал Зиновьев:

«Никто так нас не гнетет и не разрушает, как мы сами и наше собственное государство. Ни от кого мы не пострадали так сильно в нашей истории, как от самих себя».

А что касается навязывания нам мысли о «тлетворном влиянии Запада», то светлые умы давно доказали, что западная составляющая постсоветизма просто несовместима с человеческим материалом, естественными условиями и историческими традициями России.

Так что спите спокойно, дорогие россияне! Не так страшен чёрт, как его малюют! Если, мы имеем в виду Запад…