Найти тему
Краски и пиксели

Сказочный стиль Ивана Билибина

Иван Билибин (1876 —1942) создал эталон детской книжной иллюстрации, посвятив своё творчество сказочным сюжетам и русской культуре. Его рисунки и театральные работы вдохновляют и восхищают по-прежнему. Давайте и мы погрузимся в мир волшебных иллюстраций и узнаем несколько фактов из жизни мастера.

Как и положено будущему художнику, Иван Билибин рисовал с детских лет. Первые рисунки Иван посвящал природе. Интерес к живописи появился во многом благодаря родителям, любителям искусства, которые каждый раз с большим трепетом ждали передвижную выставку картин. Поэтому неудивительно, что Иван и его младший брат Александр знали имена известных художников также хорошо, как названия «деревьев собственного сада».

Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане», 1905
Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане», 1905

В Рисовальной Школе общества поощрения художеств Иван на всю жизнь запомнил меткие поучения своего первого наставника Яна Ционглинского: «Кричите, свистите и рычите от восторга к искусству!», «Помните, что художник не должен быть ни лакеем, ни обезьяной!».

Любовь к искусству всегда загоралась в глазах будущего художника. В феврале 1899 года он был невероятно ошеломлён, когда побывал на выставке в Академии художеств. Там Иван Билибин впервые увидел монументальных «Богатырей» Виктора Васнецова и эскизы костюмов и декораций к опере Римского-Корсакова «Снегурочка».

Иллюстрация к «Сказке об Иване Царевиче, Жар-Птице и Сером Волке», 1899
Иллюстрация к «Сказке об Иване Царевиче, Жар-Птице и Сером Волке», 1899

Позже Билибин едет к друзьям в Тверскую губернию, в деревушку Ёгна, где он знакомится с исконно русским бытом и наслаждается красотой русской природы. Так под впечатлением от выставки и поездки в деревню появились акварельные иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» и «Царевне-лягушке».

Впервые иллюстрации Ивана Билибина были напечатаны в книгах русских народных сказок, изданных типографией Экспедиции заготовления государственных бумаг. Всего было выпущено 6 книг: «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», «Царевна-лягушка», «Пёрышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна» и сборник с двумя сказками («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и «Белая уточка»).

Иллюстрация к сказке «Белая уточка», 1902 год
Иллюстрация к сказке «Белая уточка», 1902 год

Книги сказок принесли Билибину большую популярность. У него появились поклонники и подражатели. В чём же своеобразие сказочных рисунков Билибина? Художник по-новому взглянул на книжную иллюстрацию. Внешняя простота на самом деле скрывает кропотливую работу, за ней кроется синтез разных видов искусства, присущий эпохе модерна, вдохновение русскими лубочными картинами, японскими гравюрами и работами английских художников (Обри Бёрдслея и Уильяма Морриса).

Фрагмент и иллюстрация «Сказка о золотом петушке»
Фрагмент и иллюстрация «Сказка о золотом петушке»

Как работал иллюстратор? Сначала Билибин рисовал эскиз, который он набрасывал на кальку, где и дорисовывал мельчайшие детали, а затем переносил рисунок на лист ватмана с помощью остро подрезанной кисти. Художник находил интересные ракурсы и приёмы, обрамлял рисунок в декоративную рамку с витиеватыми узорами в русском стиле. Иллюстрации в рамках одной сказки он понимал как законченные произведения, которые должны быть стилистически связаны – от обложки до финальной иллюстрации.

Иллюстрация к сказке «Пёрышко Финиста Ясна Сокола», 1900
Иллюстрация к сказке «Пёрышко Финиста Ясна Сокола», 1900

Интересно, что Билибин был своего рода математиком. Каждый день рисовал по 5 квадратных сантиметров. И за рамки режима не выходил. А за чёткие, ровные линии и симметричные узоры друзья-художники дали ему почти сказочное прозвище «Иван — железная рука».

Талант иллюстратора, создававшего сказочные рисунки, пригодился в театре. У Билибина получалось придумывать такое оформление сцены, которое бы мгновенно переносило зрителя в воображаемую вселенную. Он создавал эскизы декораций и костюмов к операм «Снегурочка», «Золотой петушок», «Садко», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и к многим другим известным постановкам.

Эскиз декорации к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и пречистой деве Февронии», 1929
Эскиз декорации к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и пречистой деве Февронии», 1929
Например, о работах Ивана Билибина для оперы «Руслан и Людмила» в журнале «Обозрение театров» писали так: «Сочетание красок, ослепительная в самой мягкости своей их гамма, порождают впечатление редкой гармонии и переносят восхищённого зрителя в настоящее волшебное царство».

Иван Билибин рисовал не только иллюстрации и эскизы декораций. Он придумывал афиши, создавал открытки, разрабатывал шрифты, рисовал карикатуры. Кстати, за одну из них, в журнале «Жупел», где художник изобразил осла с символом дома Романовых - грифонами, его даже арестовали (но, к счастью, вскоре отпустили).

Афиша русского балета в Монте-Карло, 1930
Афиша русского балета в Монте-Карло, 1930

Кстати, это весьма иронично звучит, зная тот факт, что именно Билибин нарисовал эмблему нового государства после Февральской революции в 1917 году. Для этого он использовал изображение двуглавого орла времён царя Ивана III. Сказочная птица была изображена без символов власти, по кругу была сделана надпись «Временное правительство». Эмблема красовалась на денежных знаках, в печати и на официальных бумагах. А с 1992 года – это символ Банка России.

Иллюстрация к сказке «Илья Муромец и Соловей-разбойник», 1940
Иллюстрация к сказке «Илья Муромец и Соловей-разбойник», 1940

После 1917 года, когда общество в России раскололось на два лагеря, Билибин оказался среди тех, кто душой и сердцем не поддерживал социалистическую революцию. Он чувствовал, что не мог больше оставаться в стране, которая становилась чужой.

В 1920 году художник волею судьбы оказался в Египте, где открыл свою мастерскую и получал заказы на портреты и декоративные панно. Билибин изучал египтологию, искусство Ближнего Востока, много путешествовал. Через четыре года художник уезжает в Александрию, а оттуда – в Париж. Во Франции художник возобновляет работу над иллюстрациями. Например, он взялся за оформление книги Ганса Христиана Андерсена «Русалочка», а затем стал получать заказы от французских и немецких издательств.

Иллюстрация к сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка», 1937
Иллюстрация к сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка», 1937

Художник вернулся на Родину в 30-е годы. Иван Яковлевич готовился к персональной выставке, которой не суждено было состояться - началась Великая Отечественная война. В эти годы он жил в блокадном Ленинграде, где и провёл свои последние дни в кругу близких людей.

Создатель удивительных сказочных миров наотрез отказался от эвакуации, заявив, что «из крепости не бегут, её защищают». Друзья-художники вспоминали, что Билибин поражал силой духа. Несмотря на сильное истощение, он продолжал неустанно работать. А друзей от грустных мыслей отвлекал увлекательными историями о путешествиях.

Иллюстрация к сказке «Марья Моревна», 1900
Иллюстрация к сказке «Марья Моревна», 1900
Иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», 1901
Иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», 1901
Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», 1900
Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», 1900
-14
-15
-16
Иллюстрация к сказке «Ковёр-самолёт», 1934
Иллюстрация к сказке «Ковёр-самолёт», 1934
Изгнание хана Батыги. Иллюстрация к сборнику былин для книги Н.В. Водовозова «Слово о стольном Киеве и о русских богатырях», 1941
Изгнание хана Батыги. Иллюстрация к сборнику былин для книги Н.В. Водовозова «Слово о стольном Киеве и о русских богатырях», 1941

#иванбилибин #иллюстратор #русскоеискусство #книжнаяиллюстрация #русскиенародныесказки #книжнаяграфика #иванцаревич #царевналягушка #сказкиПушкина