Найти в Дзене
У нас в провинции

Как мы с сестрой общались с мошенниками

(из свободных источников для иллюстрации)
(из свободных источников для иллюстрации)

О телефонных мошенниках написано много, но доверчивость наших граждан не знает границ. Не надо думать, что уж меня-то никто не разведет на деньги! Мошенники очень изобретательны, и имеют в активе «убедительные» ответы на все наши «проницательные» вопросы. Как подтверждение сказанному – две истории о личном опыте общения с подобным контингентом. Одна из них приключилась со мной…

Звонки от неизвестных абонентов, как и всем нам, поступают часто. Обычно после первых же фраз говорю спасибо и кладу трубку. Когда предлагают нажать какую-то цифру, ничего не нажимаю, просто отключаюсь. Но в тот день все получилось иначе.

Мой телефонный номер Сбербанку известен – и как клиента - физического лица, и как бухгалтера нашего учреждения. В тот день мы получали зарплату, поэтому звонок из банка сразу же встревожил: а вдруг что-то не так с бухгалтерскими документами?

Оказалось, что-то не так со мною лично. Нежный девичий голосок сообщил, что некто Маркин (далее – имя-отчество) из Калужской области пытается оформить кредит, используя мои персональные данные. Она – служащая Сбербанка и хочет удостовериться, что с этой операцией все в порядке.

- Вы подавали заявку на получение кредита?

- Нет.

- Вы знаете этого человека?

- Нет.

- Вы когда последний раз входили в свой личный кабинет?

- В пятницу.

Я спокойно отвечала на вопросы, потому что они пока что не представляли никакой опасности для моих финансов. Далее девушка спросила, есть ли у меня карта банка.

- Есть, - ответила я, - но никаких цифр я Вам не назову.

- И не надо, - мило отвечала девушка. – Вы никому не должны их говорить. У Вас есть какие-либо предположения, кто и как мог узнать Ваши персональные данные?

- Понятия не имею.

- Вспомните, пожалуйста, это очень важно.

- Назовите мое имя.

Назвала

- Да, - немного удивившись, подтвердила я и продолжила с некоторым нажимом: – И вот я, Татьяна Г......., говорю Вам, что никакую заявку на оформление кредита не подавала, никакого Маркина не знаю. Отмените операцию, и все! Что Вы еще от меня хотите? Зачем мне что-то вспоминать?

- Я действую по регламенту банка. Поймите, нам нужно установить виновное лицо. Только тогда банк сможет вернуть Вам деньги, если их уже успели украсть мошенники.

- Кстати, почему Вы звоните не с номера 900?

- Вы читали договор при получении карты? Номер службы безопасности записан на обороте. Вам выдавали карту прямо в руки или в конверте?

- По-моему, без конверта, - заколебалась я.

- Так вот, это нарушение! Должны были выдать в конверте. Вспомните, не заводила ли сотрудница банка каких-либо посторонних разговоров с Вами?

- Знаете, я сейчас пойду прямо в банк и лично все выясню! – пригрозила я.

- И что Вы им скажете? – вкрадчиво убеждала девушка. – Разве кто-то признается, что хотел оформить на Вас кредит?! Лучше помогите нам поймать нарушителей. По какому адресу находится Ваш банк?

Я подумала, что адрес банка не является военной тайной, и назвала.

- Сейчас Вам придет смс с 5-значным кодом. Никому не называйте этих цифр, даже мне. Только нашему сотруднику из службы безопасности. Он встретит Вас в помещении банка.

- Как я его узнаю? – я действительно решилась дойти до банка и посмотреть, что будет дальше.

- Я Вам все сообщу, - уклончиво ответила девушка.

Услыхав, что я собираюсь в банк, коллеги зашикали на меня, чтоб положила трубку, но я не спешила. Была уверена, что не совершу ошибки. Все поправимо, если не сообщать никаких цифр и не подчиняться чужой воле.

И тут прокололась девушка:

- Назовите примерно, сколько у вас денег на карте?

- Никаких цифр я Вам называть не буду! – отчеканила я. - И вообще мне это все не нравится! Вы слишком много говорите!

- Это в Ваших интересах! – жалобно канючила девушка.

- До свидания! Я пойду в полицию! – заявила я.

- До свидания, - с вежливым сожалением ответила девушка, не выходя из своей роли.

Коллеги строили предположения, как могли бы развиваться события дальше. Никакой жулик в помещении банка ко мне бы не подошел – это ясно, потому что там камеры. Скорее всего, мне могли позвонить по дороге, извиниться за опоздание, предложить подойти к банкомату и самостоятельно выполнить ряд операций, «чтобы обезопасить средства на карте». После чего мои денежки молниеносно списались бы со счета.

А вот история моей сестры, изложенная для нашей газеты письменно (от первого лица):

- Добрый день, Екатерина ...... ! – незнакомый женский учтивый голос, слегка тревожный.

- Здравствуйте! – недоумеваю, кто бы это мог быть и знает мое имя-отчество.

- Вы делали распоряжение по движению своих средств на счете в Сбербанке 25сентября?

- Нет! Какие распоряжения?

- Дело в том, что в наше отделение Сбербанка обратился некий Панин Евгений Петрович с доверенностью от Вас о снятии Ваших средств со счета в связи с тем, что Вы попали в больницу и Вам срочно нужны деньги…

Задыхаюсь от возмущения и наглости неведомого Евгения Петровича. Эффект усиливают мягко:

- Он утверждает, что приходится Вам племянником.

Раздумываю всего пару секунд. А ловкий голос наседает твердо и быстро в нужном направлении.

- Не давали распоряжения? Вы вовсе не в больнице? У Вас нет такого племянника?... Вспомните, пожалуйста, кому Вы в последний раз передавали свои паспортные данные? Это очень важно – поможет выявить утечку информации.

Мой мозг еще тянется и верит в добропорядочность людей.

- Да никому я не передавала… Ой, Передавала… В администрацию Щербинского кладбища… недавно.

- Вы делали копию документа или указали данные в заявлении?

- Брось трубку! – заорал муж из соседней комнаты. – Это развод!

Довольно громко кричал. Возможно, она услышала, а может, и нет, потому что в трубке невозмутимо раздалось (такой шаг и предвидел мой муж):

- Давайте сверим Ваши паспортные данные и данные, указанные в доверенности…

И тут я как проснулась:

- Назовите, пожалуйста, номер Отделения сбербанка, из которого Вы звоните.

Голос в трубке непоколебим:

- Москва, отделение 0956, улица 1812 года, дом 8. Здесь у Вас открыт счет.

Тут можно было бросить трубку – поставить жирную точку. Да, в этом отделении имелась моя сберкнижка – лет 20 назад. Давно сняла все деньги. А вдруг я там чего забыла, на книжечке из 2000-х?

Мое молчание трубка тут же использовала:

- Гражданин Панин просит снять с Вашего счета сто тысяч рублей.

- Да? А Вы в курсе, что счет давно закрыт? – брякнула я в пустоту, потому что выскочивший из комнаты муж выхватил у меня трубку из рук.

Вот такие истории с нами приключились. И все хорошо, что хорошо кончается. Никому не советуем искушать судьбу и вступать в долгие переговоры с мошенниками. Во всех малопонятных ситуациях просто прерывайте разговор.