Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Аляска, жесть! Мрачный детективный триллер на основе реальных событий.

("Мерзлая земля", The Frozen Ground, 2012, США)

Скажите честно: что вы ожидаете от фильма с приклеенным к нему стикером «на основе реальных событий»? Уверен, нечто в духе «Выжившего», «Рок-волны», «Гангстера», «Операции «Арго», «Домино», «Анаболиков», «Ледяного», «Дня патриотов»… Ну и других фильмов, что захватывающе перекладывают на художественный лад документальные истории. А также с огоньком и задором, пусть даже некоторые, а то и многие факты в них будут приукрашены.
Ибо, как говаривал старик Вольтер: «Все жанры хороши, кроме скучного». Добавляя при этом, что «скука - не жанр». И, кабы он не скончался задолго до премьеры «
Мерзлой земли», я бы точно решил, что последние слова он адресовал именно ей.

Судя по "мимике" верхней губы, Николас Кейдж косплеит Сталлоне из "Кобры". Разве что про спичку в зубах он почему-то забыл.
Судя по "мимике" верхней губы, Николас Кейдж косплеит Сталлоне из "Кобры". Разве что про спичку в зубах он почему-то забыл.

О качестве и интересности «Мерзлой земли» можно судить уже по тому факту, что ее режиссер/сценарист Скотт Уокер так и остался дебютантом, не сняв больше ни одной картины, даже короткометражки. Даже в «захолустных» сериалах, и то он ни разу не засветился. Хотя, в принципе, до уровня «трудолюбивый рядовой ремесленник» его творчество вполне дотягивает.

Увы, но не дотягивает оно до того градуса интересности, на котором принято показывать истории о ловле маньяков. Тем паче не рядовых, а нашумевших. Таких, как, например, Роберт Хансен, он же Butcher Baker, бесчинствовавший в Анкоридже (Аляска) все 70-е и начало 80-х. И успевший за это время расправиться, предположительно, с 21 женщиной, пускай официально он обвинялся лишь в 17 убийствах. После чего Хансен – заядлый охотник, - грузил тела жертв в свой маленький самолетик и увозил «на дальний кордон», где их и прятал.
А гонялся за ним детектив Гленн Флоут, коего, правда, Уокер переименовал в своем фильме в Джека Хэлкомба. Видимо, прототип был чересчур скромным мужиком. Или же просто не хотел «светить» свое имя на весь белый свет, опасаясь привлечь к себе внимание маньяков, охотящихся на охотников на маньяков.

Казалось бы, вот же он, отличный сюжет, где можно развернуться и раскрыть характеры персонажей, пусть даже за счет кое-каких художественных допущений.
Ан нет – Скотт Уокер не таков! И, похоже, писал он свой сценарий, просто взяв полицейский протокол и разбавив его текст простенькими диалогами (лайфхак, сценаристы!).
Иными словами, вас ждет целых два часа несусветной тоски. И желание ухватить местных героев за грудки, дабы прокричать им в угрюмые лица «Да шевелитесь вы, в конце-то концов!» будет посещать вас очень часто.
Честное пионерское - не всякое плохое кино вызывает у меня радость своим заслуженным кассовым провалом. Но вот на прокатной могилке «
Мерзлой земли» аж хочется отплясывать чечетку и орать «Так тебе и надо!».

Вот и пойми на этой Аляске, едет ли мужик просто на охоту, или же удовлетворять свои маньячные потребности.
Вот и пойми на этой Аляске, едет ли мужик просто на охоту, или же удовлетворять свои маньячные потребности.

События в этой истории – тоже череда абсолютно банальных ситуаций, что только могут возникать при расследовании «маниакальных» убийств.
"История поимки самого одиозного маньяка Аляски!" – гласит один из слоганов фильма. И кто же он такой на поверку, этот Роберт Хансен (Джон Кьюсак)? Да самый обычный насильник-мокрушник, которому всего-навсего постоянно фартило. Надругался над жертвой, пристрелил ее, закопал тело в лесу, повторил по мере того, как снова зачешется в паху – вот и вся его больная фантазия. А в перерывах между злодеяниями эта местечковая «страшила» лишь сопит и таращится на нас с экрана мутными глазками. И никакого высокого маниакального искусства в духе
Ганнибала Лектера или Декстера Моргана. Все зверства Хансена – типичная тупая «бытовуха», снимать про которую кино – ну не знаю, не знаю.

Персонаж Николаса Кейджа, тот самый коп Хэлкомб, тоже не демонстрирует каких-то особых детективных хитростей.
Всё, что он делает - выполняет обычные «розыскные мероприятия», основанные на показаниях одной из жертв. Той, которая изловчилась скрыться от Хансена, когда он уже изнасиловал ее и запихивал в самолет; повезло бедолажке – не то слово.

Под стать всей этой скуке и мутный светофильтр – красно-коричневый в городских сценах и серо-синий на природе, - через который пропустили изображение фильма. И который вроде бы обязан усугублять мрачность, но на практике усугубляет лишь уныние сюжета.
По той же причине нам даже красотами Аляски насладиться не дадут – не время любоваться пейзажами, маньяки бегают на дворе! Любуйтесь пока э-э-э… вон тем серым валуном и вон той лесной опушкой, затянутой туманом. Этого хватит, дабы вы поняли, что действие происходит на Аляске, и на большее губу не раскатывайте!
Короче, всё - тушите свет! А, впрочем, Скотт Уокер и без нас давно его здесь потушил.

- Ой, спасибо вам, Николас, за автограф! Ой, а что это ниже написано? "Помогите! Звоните 911! Продюсеры фильмов категории "Ц" взяли меня в заложники...".
- Ой, спасибо вам, Николас, за автограф! Ой, а что это ниже написано? "Помогите! Звоните 911! Продюсеры фильмов категории "Ц" взяли меня в заложники...".

***

В общем, если вам вдруг нечего делать, и вы решили на досуге составить список наиболее тоскливых фильмов "по реальным событиям" – «Мерзлая земля» рискует оказаться там одной из первых. Даже не знаю, для чего может сгодиться эта вялая, унылая двухчасовая тягомотина. В качестве снотворного? Ну это будет всё равно, что засыпать под концерт волынок, или жужжание бормашины.
Непонятно, зачем вообще такое снимать? Затем, чтобы почтить память маньячных жертв, чьи фотоснимки демонстрируют на финальных титрах? Блин, а не проще ли было снять о них телевизионную «документалку», если на то пошло? Ибо когда мне предлагают за мои же деньги – напомню, что «
Мерзлая земля» крутилась в кинотеатрах и продавалась на DVD, - кого-либо помянуть, я вправе надеяться, что на поминках мне нальют что-нибудь крепкое, а не затхлую воду.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг (16+):