Найти в Дзене
Театр «Мастерская»

В бесноватом царстве - в бесноватом государстве...

Театр «Мастерская», спектакль «Петруша, сын ли ты мой или нет?» по роману «Бесы» Достоевского, режиссер Роман Габриа Русское дельарте имени Петруши комедией масок отнюдь не является, скорее, походит на ее пародию – своеобразное игрище святош и бесноватых. Действие начинается с появления умерщвленного однокрылого существа. В этом безжизненном сером пространстве-коробке нет места ни для веры, ни для надежды, их полностью вычистили. Поп – праздношатающийся семинарист (Кристина Куца) здесь поет соловьем песни чертовские. Пятерка-зайтейников-массовиков-революционеров (Липутин – Арина Лыкова; Шигалев – Никита Капралов; Эркель – Ричард Ардашин; Шатов – Владимир Карпов; Кириллов – Дмитрий Миков) помимо Шатова и Кириллова, облечены в маски, один краше другого. Липутин с вытаращенной челюстью – слишком много говорил, теперь пусть мучается, Шигалев с ушами немыслимых размеров – позавидовал бы любой Чебурашка, Эркель – вылитый Сирано с огромным носом, но без трагедии. Все эти веселые ребята встр

Театр «Мастерская», спектакль «Петруша, сын ли ты мой или нет?» по роману «Бесы» Достоевского, режиссер Роман Габриа

Русское дельарте имени Петруши комедией масок отнюдь не является, скорее, походит на ее пародию – своеобразное игрище святош и бесноватых. Действие начинается с появления умерщвленного однокрылого существа. В этом безжизненном сером пространстве-коробке нет места ни для веры, ни для надежды, их полностью вычистили. Поп – праздношатающийся семинарист (Кристина Куца) здесь поет соловьем песни чертовские. Пятерка-зайтейников-массовиков-революционеров (Липутин – Арина Лыкова; Шигалев – Никита Капралов; Эркель – Ричард Ардашин; Шатов – Владимир Карпов; Кириллов – Дмитрий Миков) помимо Шатова и Кириллова, облечены в маски, один краше другого. Липутин с вытаращенной челюстью – слишком много говорил, теперь пусть мучается, Шигалев с ушами немыслимых размеров – позавидовал бы любой Чебурашка, Эркель – вылитый Сирано с огромным носом, но без трагедии. Все эти веселые ребята встречают зрителей интерактивом с живой фотосъемкой прямо из зала. Главный по импровизации здесь Шигалев. Я бы назвала его ярым богоборцем и защитником темной империи. Как только поп произнесет: «Лампочка в дырке», его тут же попросят удалиться. В дырке на потолке действительно есть лампочка, но не попу об этом говорить.

Автор фото: Варвара Баскова-Карпова
Автор фото: Варвара Баскова-Карпова

В «Бесах» Достоевского Габриа, главным образом, интересуют отношения Петруши с его отцом. В общем-то, все происходящие на сцене события воспринимаются как отголоски воспоминаний в помутившемся сознании Петруши. В спектакле оно расколото на три части (Марина Даминева, Илья Колецкий, Глеб Савчук), каждая из них богохульничает как может. Верховенский – Илья Колецкий – предстает в изысканных ботиночках на каблуке. Говорит он, то и дело перемежаясь с английским, подчеркивая свою непричастность ко всей русской культуре. Всласть ему и послать своего отца, Степана Трофимовича (Арсений Семенов), который, как и его друг Антон Лаврентьевич (Ксения Морозова), в маске замшелового старика. Отжившие и не имеющие значения ценности кроются за их плечами. С ними-то и борется Петруша. Другая его ипостась – Глеб Савчук – рад бы поиграть с бесенком (Фома Бызгу). Маленькому революционеру в обличье гориллы все равно, кого убивать, уничтожать или истреблять. Его всего лишь нужно выдрессировать, этим-то и занимается Верховенский. Злобная сатира на современную и не очень жизнь. Третья ипостась – Марина Даминева – раздевает Эркеля догола и полностью овладевает не только его телом, но и душой. Главное здесь – правильная лесть и ловкая манипуляция. Доходит до того, что Петруша сам приходит на «лечение» к священнику, мол, галлюцинации у меня, разум помутился. В существование бесов он поверил, только в «личных». С этим и ушел во тьму.

Автор фото: Варвара Баскова-Карпова
Автор фото: Варвара Баскова-Карпова

Пока зрители сопоставляют три ипостаси Верховенского, офицер Андрей Антонович фон Блюм (Кирилл Гордлеев) ведет допрос-расследование убийства Шатова. Липутин попал под облаву и от грозной плети законопорядка ему уже не спастись. После увлекательных увертюр он таки отправился на казнь. Пел гимн, снимал грим, ждал палача и был отброшен в закулисье.

Автор фото: Варвара Баскова-Карпова
Автор фото: Варвара Баскова-Карпова

Революция не состоялась, общество рухнуло, ангел не взлетел, бесы не истребились, пытки продолжаются. В этот раз насилие изощренное, сугубо психическое, обращенное на самого себя. Жертвой стал Степан Трофимович, место умерщвления – кровать-дыба, поднятая вверх. В великих муках, галлюцинируя, вместо друга он видит сына, Петрушу, и ведает ему тайну своего мироздания – учение об искусстве преклонения перед великим. Но Петруша преклоняться не научен. Так чей же он сын в самом деле?

Автор: Серафима Чеснокова