Клод Моне был художником, совершившим революцию в живописи XIX века. Он вписал свое имя в историю как основатель французского импрессионизма и самый последовательный представитель этого течения. Картины Клода Моне восхищали современников чистотой красок, а его пейзажи и сейчас кажутся живыми и мерцающими.
И сегодня мы с Вами познакомимся с одним из самых знаменитых шедевров творца, с картиной «Впечатление. Восход солнца».
Картину Клода Моне критиковали за небрежность линий, общую незаконченность. Особо язвительные критики даже сравнивали полотно с обоями. Один из рецензентов с издевкой назвал художника, писавшего в такой стремительной манере особо «впечатлительным». Моне нисколько не обиделся и продолжил писать свои странные картины, а такое направление в живописи с тех пор получило название «импрессионизм», что в буквальном переводе с французского значит впечатление.
Как ни странно, обидное прозвище художникам пришлось по душе. С тех пор они стали называть себя «импрессионистами». При этом пейзаж Клода Моне, давший путёвку в жизнь этому названию, долгое время оставался в тени других его работ. Мастер и сам не рассчитывал на успех. «Я просто писал, стараясь успеть за ускользающим светом. Для меня это была очередная работа, которую не удастся продать» — признавался он.
Картину «Впечатление. Восход солнца», с первоначальным незатейливым названием «Море», Моне написал в 1872 году во время недолгого пребывания в родном Гавре. В то утро он вскочил с постели, подбежал к окну адмиралтейской гостиницы, прихватив мольберт и кисти. Сразу начал покрывать холст широкими размашистыми мазками. Ведь при восходе освещение меняется каждое мгновение. Тут нельзя медлить, надо быстро прописывать каждый оттенок.
Моне работал крупными быстрыми мазками, которые зрителям сначала показались неряшливыми. Публика, привыкшая к правильной академической живописи, восприняла работу как незаконченный этюд. Но подобная техника позволила художнику ухватить и передать свои эмоции от разгорающегося рассвета, добавила произведению динамизма.
А теперь давайте рассмотрим полотно поближе.
На холсте изображён Гаврский порт в тот момент, когда стремительно меняется пейзаж, и пробуждается природа. Солнце поднимается из утренней мглы навстречу зрителю. Оно ворвалось ярким оранжевым шаром в сумрак ночи, окрасило небо и воду в тёплый розоватый цвет, отбросило колеблющуюся оранжево-красную дорожку на поверхности залива. Прекрасная водная стихия показана сливающейся с небом, между ними нет резкой границы, они изображены неяркими красками. Мягкие тона служат фоном для всех остальных элементов. Море словно пробуждается навстречу новому дню. Синие и зелёные оттенки воды в тусклом свете передают всё его величие, мощь и силу в безмолвном спокойствии. Тёмно-зелёными пятнами выделяются лодки на воде, всё окутано влажным туманом — призраки портовых кранов, размытые очертания берега, морские суда. Ещё мгновение и бледные тени ускользнут, предметы приобретут привычную отчётливость.
На переднем плане изображены 2 лодки. Их отражения размыты и неясны. Ещё окончательно не рассвело, а рыбаки уже вышли на промысел. Они не могут позволить себе спать до обеда: необходимо кормить себя и свои семьи.
Глядя на картину, зрители словно слышат скрип вёсел и видят их движение в лёгком утреннем тумане. Фигуры самих рыбаков, плывущих на лодках, а точнее, их не очень ясные силуэты, словно тени, исполнены почти совсем чёрными тонами. Кажется, что лодки вот-вот «догонят» солнечные лучи, так красиво отражённые в воде.
Художнику удалось запечатлеть на холсте сиюминутные ощущения, наполненные шорохом волн у причала, запахами пробуждающегося порта и перламутровыми бликами на воде.
Импрессионисты пытались найти как можно больше художественных приемов, способных передать реальный мир во всей его живости и изменчивости. Им приходилось писать быстро и в строго определенное время, чтобы добиться одинакового расположения бликов и теней, а солнечный свет был их главным инструментом.
Все работы великого Клода Моне словно пропитаны положительной энергетикой. Они несут свет и добро в души людей. Красоты природы, которые художник так искусно переносил на холст, словно способствуют внутреннему очищению. Глядя на них, зрители понимают и чувствуют, что люди могут жить счастливо только в гармонии с окружающим миром.
Великие творения этого гениального художника получили заслуженное признание только ближе к середине ХХ века. Его пейзаж «Впечатление. Восход солнца» стал одной из жемчужин парижского музея Мармоттан-Моне. Но в 1985 г. картина была похищена. Продать его воры не смогли и бросили великое произведение искусства в пустующем заброшенном доме. Впоследствии картина вернулась в музей.
«Впечатление. Восходящее солнце» – это завораживающая, невероятно душевная картина. Она зрителя не просвещает, не наставляет, а просто даря эстетическое наслаждение, позволяет ему забыться, расслабиться и набраться сил перед новым днём, который знаменует своим появлением упоительный восход солнца Моне.
А какие эмоции картина вызывает у вас?