Почти всё, что мы знаем об Иване Филатове, мы знаем из писем его внучки Александры Кутасиной. В 1950-х она уехала из Ижевского в Севастополь, но позже первый директор сельского музея Циолковского Анатолий Коваль сумел выяснить её адрес, и музей поддерживал с ней связь. А в начале 2000-х учительница восьмилетней школы Евгения Гулина и её ученики взялись за биографию Филатова — и расспросили Кутасину о её дедушке. Александре Николаевне в то время было уже под 80 лет, и эта переписка оказалась бесценно своевременной. Сейчас бы мы просто не смогли узнать о жизни фотографа в таких подробностях.
Иван Филатов родился 17 (30) сентября 1860 года в семье Степана Михайловича и Матрёны Алексеевны Филатовых. Александра Кутасина писала, что это была семья потомственных кузнецов и даже бабушка Ивана по отцу, Пелагея, занималась кузнечным делом. А дедушка по матери, Алексей, в молодости служил лакеем у помещика Демидова в Петербурге. Бабушки, дедушки и родители Ивана Степановича были непосредственными участниками грандиозного самовыкупа ижевских крестьян в свободные хлебопашцы в 1832–1865 годах.
Иван Филатов окончил церковно-приходскую школу и по совершеннолетию отправился работать на завод в Коломну. Там случилась «авария», Ивану перебило ногу, он вернулся в родное село, а когда вылечился — устроился служащим на железнодорожную станции Грязи (Липецкая область). Там он, как пишет внучка, «познакомился с одним аристократом», увлёкся самообразованием, живописью, музыкой, фотографией.
По всей видимости, на родину Филатов вернулся к 1890-м годам и некоторое время фотографировал в уездном городе (на отдельных снимках есть штампик фотостудии Филатова с пометкой «г. Спасск»). В 1893 году Иван Степанович женился на спасчанке Александре Ивановне Дружининой. В 1895 году у них родилась дочь Мария, а в 1902-м — Екатерина.
Если верить выписке из Росреестра, дом на Средней улице в Ижевском, который мы сейчас восстанавливаем, Филатов построил в 1900 году. В журнале поверки торгово-промышленных предприятий и личных занятий жителей Ижевского за этот год уже значится фотостудия Ивана Филатова. (К слову, там указано, что в Ижевском в то время работал ещё один фотограф — Емельян Коротышев.)
Первая историческая фотография дома датирована 1902 годом. На ней видно, что белёными были только аттик на крыше, очелья и наличники окон из профилированной штукатурки, в палисаднике за типовой ижевской оградой были высажены три липы, а на крыльце была вывеска — ФОТОГРАФIЯ. Всё это мы восстановим в ходе реставрации.
Во время Первой русской революции Иван Степанович был членом «кружка прогрессистов», которые требовали и добивались реформ на селе. Он открыл клуб самообразования, основал библиотеку при чайной общества трезвости. Односельчане считали Филатова образованнейшим человеком своего времени.
В 1916 году умерла Александра Ивановна, и Филатов остался с дочерьми. В 1921 году Мария вышла замуж за Николая Кутасина (1894–1939). В 1923 году у Кутасиных родилась дочь Александра, а в 1924 году — сын Владимир, внуки Ивана Филатова. По воспоминаниям Александры Николаевны,
«дедушка был мастер на все руки: и слесарь, и токарь, и столяр, и часовой мастер. Он прекрасно рисовал, играл на разных музыкальных инструментах, занимался садоводством, выписывал новые сорта фруктов и цветов. <…> Когда мы жили вместе с дедушкой, он много занимался с нами, детьми, учил рисовать, играть на цитре, рассказывал много всего интересного и очень много способствовал нашему воспитанию».
Иван Филатов снимал портреты, сельские праздники, собрания, похороны, пейзажи, оставил много снимков сельской застройки. В последние годы ему помогал фотограф-любитель Иван Мысев. Когда Филатов умер от сердечного приступа в августе 1937 года, Мысев взял неотпечатанные негативы, но осенью был репрессирован по сфальсифицированному обвинению и погиб в лагере в 1942 году. Однако негативы сохранились у его сестры Марии, которая впоследствии передала их в открывшийся в 1967 году музей Циолковского.
Таким образом, идея создать музей возникла из трёх вводных.
Первая — невероятное фотографическое наследие, дошедшее до нас на отпечатках и стеклянных негативах. Высокое художественное качество фотографий Филатова оценили несколько ведущих фоторепортёров России, в том числе лауреаты самого престижного конкурса в области фотожурналистики World Press Photo.
Вторая вводная — сохранившийся кирпичный особняк Филатова и амбар, в котором он хранил фотографии.
И третье — личность самого фотографа. Его судьба тесно связана с социально-политическими особенностями Ижевского. Ижевские крестьяне всегда были очень автономны. В XVI веке местные бортники самостоятельно, без участия барина, делили угодья с соседним монастырём. Как минимум за 150 лет до Советского Союза (а возможно, что и раньше) село управлялось крестьянским советом из шести человек, пятерых из которых выбирали на мирских сходах. Этот опыт самоуправления, вероятно, повлиял на смелое решение выкупиться у помещика за 30 лет до отмены крепостного права.
Иван Филатов стал продуктом этой самостоятельности и её выразителем. Его деды, бабки и родители были участниками выкупа. Он сам себя сделал, нашёл ремесло по своему таланту и оказался востребован, открыл фотостудию, где перефотографировал едва ли не всю волость. На своих снимках Иван Филатов сохранил для нас Ижевское конца XIX – первой трети XX веков, в том числе празднование Дня независимости, то есть дня выкупа у помещика.
Наш проект предполагает открытие постоянной экспозиции фотографий, воссоздание фотопавильона (с мастер-классами по съёмке на стеклянные фотопластины и их проявке), организацию выставочного пространства для местных фотографов, художников, мастеров и мастериц декоративно-прикладного искусства, создание культурно-антропологической лаборатории для школьников, в рамках которой они могли бы заниматься атрибутированием фотографий и восстанавливать детали событий, которые на них запечатлены.
Мы хотим, чтобы Музей вольной фотографии Ивана Филатова стал частью большого туристического проекта, привлёк гостей, побудил односельчан открывать маленькие бизнесы (чайные, блинные, сувенирные) и сдавать пустующие и зарастающие сором родительские домики в аренду туристам. Словом, мы хотим, чтобы музей помог нашему сельскому сообществу хоть немножко вернуть ту самостоятельность, которой славились наши предки.