Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Самый длинный перелет в моей жизни.

Cергей Трикачев Моей жене Оле и всей нашей семье, с любовью                                и признательностью. Далекое, бывает и близким.                                                                    Вы помните, что с вами случилось 40 лет назад, 10 ноября 1982 года? Я провел опрос среди близких и дальних. Нет, многие из вас тогда еще не родились, а те, кто родился, помнят как сейчас. С ними-то ничего не случилось, а вот Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев приказал долго жить. /из текста https://www.mk.ru/social/2022/11/15/serial-brezhnev-pokhozh-na-anekdot-sdelannyy-s-lyubovyu.html / Ноябрь 1982 года, оказался для меня не совсем обычным месяцем. Первого  ноября, написал заявление на очередной отпуск, с моей подачи начинавшийся 15 ноября. Поскольку задолженность по отпускам была большая, около 80 рабочих дней, да и загруженность в работе по осени стала не высокая, то командир отряда без всяких преткновений подписал мн
Оглавление

Cергей Трикачев

Моей жене Оле и всей нашей семье, с любовью                                и признательностью. Далекое, бывает и близким.                                                                   

Вы помните, что с вами случилось 40 лет назад, 10 ноября 1982 года? Я провел опрос среди близких и дальних. Нет, многие из вас тогда еще не родились, а те, кто родился, помнят как сейчас. С ними-то ничего не случилось, а вот Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев приказал долго жить. /из текста https://www.mk.ru/social/2022/11/15/serial-brezhnev-pokhozh-na-anekdot-sdelannyy-s-lyubovyu.html /

Ноябрь 1982 года, оказался для меня не совсем обычным месяцем. Первого  ноября, написал заявление на очередной отпуск, с моей подачи начинавшийся 15 ноября. Поскольку задолженность по отпускам была большая, около 80 рабочих дней, да и загруженность в работе по осени стала не высокая, то командир отряда без всяких преткновений подписал мне рапорт. Отнес его в планово-экономический отдел, для начисления отпускных. Конечно причина для отпуска, была более серьезная.

На 27 ноября, была назначена моя собственная свадьба, на моей малой родине городе Алапаевске. Дело ответственное и событийное, как для меня, так и для моих многочисленных друзей, которые уже много лет пребывали в состоянии семейной жизни, а многие уже обзавелись детишками. Из близкого круга друзей, я один был в холостяцком состоянии и пребывая в отпуска, тлетворно влиял на их еще неокрепшие семейные узы. Мало того, сторонний опыт создания молодых семей, у меня был приличный. Начиная с 1973 года, я восемь или девять раз был свидетелем на свадьбах и все мои друзья с восторгом отнеслись к этому мероприятию, считая его естественным продолжением жизни человеческой. Как говорилось в тексте одной из популярных песенок, фразы из которой в определенное время стали моей шутливой отговоркой от этого процесса, звучали примерно так ........"Пора прибиться к берегу, да волны не дают !" Казалось бы оставалось пару недель и впереди отпуск с историческим причалом. Числа до 13 ноября, можно было спокойно поработать, почти под полную сан норму и с хорошей средней зарплатой отбыть на отдых. 

Анвар Харисович Зиятдинов, заместитель командира 350 летного отряда МК ОАО.
Анвар Харисович Зиятдинов, заместитель командира 350 летного отряда МК ОАО.

Но ... уже второго  ноября, как бы между делом, в коридоре меня встретил заместитель командира летного отряда, Анвар Харисович Зиятдинов и дал вводную: - Сергей, мы вчера вечером решили, что ваш экипаж, сразу после ноябрьских праздников, должен перегнать из Кременчуга, наш Мыс Каменский борт № 25752, находящийся во временной эксплуатации в Кременчугском летном училище. Он был выделен им, как шефская помощь от Тюменского управления, для выполнения учебно-тренировочных полетов на учебном аэродроме сроком  на полгода. Сейчас настала пора, вернуть его обратно!! Так что  завтра собирайтесь на предварительную подготовку в составе экипажа. В перегон с вами полетит штурман эскадрильи Сергей Панькин. После пройдете и штурманскую подготовку,  сделаете расчет маршрута и вперед......."За родину и в облака!"

Видя моё изумленное лицо, опередил и освободил меня от вопросов: - Да не волнуйся, до 15 ноября еще успеешь вернуться после перегона, а может и подлетнуть!

В голове у меня закрутились сомнения, если учесть, что 7-8 ноября праздничные дни и выпадают из календаря, то такая уверенность на мой взгляд была преждевременной. Но в целом казалось, что все реально и уже назавтра мы сидели в штурманской и готовились в перегону.

Экипаж наш был слетанный, закрепленный, в течение долгого времени летающий "в одной упряжке", под руководством командира Василия Самойловича Кириченко, вторым пилотом был Александр Стефанюк, с которым мы начинали вместе, сразу после ввода в строй молодого командира. Штурман эскадрильи Сергей Панькин со вторым пилотом готовили карты по маршруту, упаковывая их в штурманский портфель.

Третьего ноября прошли предварительную, затем собеседование с замполитом летного отряда и практически были готовы к отлету в командировку.

Поскольку через четыре дня начиналось празднование Октябрьских революционных праздников, созрела мысль вылететь пораньше, посетить каждому члену экипажа свои родные места и  8  ноября собраться в Кременчуге. Начальство было совершенно не против этого и мы срочно оформив служебные краснополосые билеты, получив некоторый аванс в кассе, разлетелись в разные стороны. Я вылетел на Урал в Свердловск, командир в Запорожье, ну а остальные тоже, кому как было удобнее провести Праздники.  

Слева: Командир вертолета Кириченко Василий Самойлович.
Слева: Командир вертолета Кириченко Василий Самойлович.

Под вечер четвертого ноября я попутным самолетом Ан-12 вылетел на Тюмень, далее на поезд и утром уже прибыл в Свердловск. Далее на самолете Ан-2 пассажирским рейсом с аэропорта МВЛ /Местные Воздушные Линии/ Уктус и через 50 минут  я прибыл в Алапаевск.

Моя невеста урожденная свердловчанка после окончания медицинского института работала в местном роддоме. Практически 5 и 6 ноября прошли в хлопотах по организации свадебного мероприятия, в основном в согласованиях с родителями. Там оказалось все не так просто. В основном из-за поиска помещения или зала для проведения свадьбы. Практически все заведения были заранее забронированы под разные мероприятия. Наверное впервые моя мама была вынуждена обратиться к директору ДОКа /Дерево Обрабатывающего Комбината/ Ершову для того чтобы он посодействовал в аренде кафе под названием "Ёлочка", находящегося в его ведении для проведения нашей свадьбы. Просто он хорошо и много лет знал моего деда Алексея Васильевича Шергина, как директора Березовского леспромхоза /по народному -Лесобиржи/ и удовлетворил наше желание.

Конечно, я так и не "вкусил "прелести организации нашей свадьбы, переложив их на плечи родителей и родителей невесты, впрочем сия участь постигла и мою будущую жену. Кстати мы с ней особо и не настаивали на организацию данного мероприятия, но спорить с родителями просто не стали. Свадьба, так свадьба!!! Гулять, так гулять !!!

Когда этот вопрос был снят с повестки я со спокойной душой седьмого ноября  вылетел на Киев, там благополучно пересел на самолет Ан-24 и добрался до Кировограда. Оставалось совсем немного, только переместиться на вокзал и сесть в поезд до Кременчуга. Какой то безумец-водитель подхватил меня на такси и так дал газу, что я почувствовал перегрузку вдавливающую меня в сиденье! Может моя форма так повлияла на его манеру езды, что  он решил преподать мне  искусство вождения? Сразу вспомнилось, как такой же "герой" на полном газу, в Нижнем Тагиле правым колесом сбил бетонную урну, от удара которой колесо отвалилось, а вместо колеса под крылом застучала, вставшая на его место круглая верхушка - конус этой урны. Благо это было недалеко от вокзала и я бросив водителю три рубля, безмолвно удалился из этого очага безумства. Но в данном случае повезло гораздо больше и мы благополучно прибыли на вокзал. Расплатившись я купил билет на самый ближайший проходящий поезд до Кременчуга и через некоторое время уже усаживался на нижнее боковое сидение в плакартном вагоне. Немного прикимарил, наклонившись на откидной столик.

Через некоторое время, почувствовал, как на меня что то капает. Приподнялся с сидения и увидел на средней полке, спящего ребенка. Стало понятно, откуда происходит это действо. Разбудил спящую в отсеке купе молодую женщину и сказал ей об этом. Она хлопоча и извиняясь, переместила ребенка к себе на полку. Да, подумал я, железная дорога преподносит свои неоспоримые преимущества при поездках, правда иногда очень сомнительного свойства. Через некоторое время, проводник объявил о подъезде к Кременчугу. Выйдя и вдохнув свежего воздуха, я взял такси и поехал к гостинице, в которой была назначена встреча нашего экипажа.      

Стефанюк Александр Ильич - второй пилот  Ми-8.
Стефанюк Александр Ильич - второй пилот Ми-8.

Командир и второй пилот, уже были на месте, оставалось дождаться штурмана, прибытие которого тоже не заставила нас долго ждать. Взяли такси и переместились на территорию учебного аэродрома Кременчугского училища. Командир ушел в диспетчерскую и поставил вертолет в план, на контрольный облет при принятии вертолета из временной  эксплуатации летной службы училища, на утро 10 ноября.  

Где то в голове промелькнула мысль - А не встретится ли мне, мой однокурсник, Коля Иванов, который распределился в Кременчугское летное училище - техником. В конце третьего курса в Выборг, приезжал их представитель и на встрече в училищном клубе, очень информативно рассказывал о кузнице летного состава - Кременчугском летном училище, единственном в стране вертолетном училище Гражданской авиации. Про переход на практическое обучение будущих пилотов с вертолета Ми-4 на новую технику, вертолет Ми-8. В этот период наш выпуск техников-механиков потока Ми-8 и Ми-1, составлял около двухсот курсантов. Примерно такое же количество, выпускалось техниками на вертолетном потоке Ми-4 и Ми-2, и немного поменьше на смешанном выпуске Ми-4 и Ан-2. Так что при выпуске, "восьмерочники" были очень востребованы во всех предприятиях Аэрофлота. Наступало время перехода всех предприятий на современную реактивную технику! Окунувшись в среду находящихся на территории аэродрома курсантов, бросилось в глаз множество иностранных слушателей, особенно афганцев, которые видимо массово обучались в училище по специальности - Летная эксплуатация воздушных судов, в нашем случае – вертолетов. 

Вертолет № 25752 , выпуска 1974 года
Вертолет № 25752 , выпуска 1974 года

Вертолет Ми-8 № 25752, был вторым вертолетом из полученных в 1974 году Мыс Каменским предприятием бортов Ми-8. Первым пригнали из Казани борт № 25748 и имели они зеленую окраску, после него уже прибыл борт № 25810 в Аэрофлотовском "бело-голубом" исполнении. Вертолеты этой серии имели шарнирно-маятниковую подвеску и топливные  баки  "малой емкости", левый подвесной-745 литров, правый-680. С дополнительным внутренним баком с 915-тью  литрами, полная заправка составляла 2 780 литров или 2 200 кг.Что было совершенно не практично в эксплуатации, хотя лучшее мы познали, только в конце 1975, начале 1976 года, когда завод начал выпускать вертолеты с увеличенными баками, с полной заправкой 3 500 литров. Но такова была реальность и от этого было не уйти!

Наши техники Алексей Шмонин и Гена Горбачев  уже принимали  вертолет  от технической бригады училища, загрузили сумки со всеми документами в части наличия всех формуляров и других документов. В течение всего девятого числа после посещения и работы в штурманской прокатились по городу и вернулись в гостиницу. После транспортных скитаний по разным городам с множественными пересадками всех участников этого перегона надо было и отдохнуть.

Утро 10 ноября не предвещало никаких изменений в наших планах. Мы спокойно облетали принятый борт в течение часа покружив в зоне и сделав несколько заходов на учебный аэродром и поставили его на стоянку. Замечаний по работе матчасти не было, да и что могло произойти при бережной эксплуатации, без особых надрывов при выполнении учебных полетов. После полной заправки вертолета до 2 700 литров я спокойно выписал требование и в разговоре с заправщиком услышал, что по их ГСМовским каналам в стране наступают перебои с поставкой керосина... Конечно, если бы на вертолете была установлена еще одно бочка на 915 литров было бы по спокойнее на таком маршруте, но увы. Приходилось исходить из того что было в наличие. Собственно этой информации не придал никакого особого значения... слухи, есть слухи...

В это время к вертолету подошла женщина и спросив меня о принадлежности борта, попросила передать на Каменный второму пилоту Сергею Швитину и его жене небольшую посылочку корзину с подарками. Представилась она тещей работавшего у нас молодого второго пилота. Ну почему бы и не передать, как никак "Кременчуг - город невест гражданских вертолетчиков Аэрофлота!" Поставив корзинку за левый дополнительный бак и выслушав короткое напутствие вместе с техниками пошли в служебное здание.

Василий Самойлович, уже поставил вертолет в план на утро 11 ноября по маршруту Кременчуг-Харьков-Воронеж-Тамбов.  Штурман и второй пилот, еще раз перепроверили свои расчеты, посмотрели карты. Позднее  дал телеграмму своей невесте о предстоящем вылете с Кременчуга по маршруту Харьков-Воронеж. А вечером 10 ноября, сидя в гостинице дожидались концерта ко Дню милиции по Центральному телевидению. К сожалению его так и не было, программу заменили и шел какой то художественный фильм. Да собственно заменили и заменили, мысли были направлены на предстоящий перелет. Получалось, что расстояние примерно в 550 километров, можем спокойно пролететь с дозаправкой в Воронеже и проскочить даже до Тамбова.  Так что 11 ноября начинался наш славный ноябрьский перегон, на место постоянного базирования.

Погода была на редкость теплая и солнечная. Ну что еще оставалось как при таком редком маршруте  посмотреть сверху на красоты Украины и её городов в осеннем одеянии. 

Трикачев Сергей Васильевич-бортмеханик вертолета Ми-8.
Трикачев Сергей Васильевич-бортмеханик вертолета Ми-8.

Утро 11 ноября не вносило в наш распорядок никаких особых изменений. Проведя утренний моцион, подхватили спортивные сумки частично загруженные снедью для более комфортного перелета. Накануне прошлись по магазинам и немного затарились продуктами. Благо даже после севера не говоря о материковских магазинах ассортимент продуктов особенно в колбасных отделах просто впечатлял, особенно в республиках... а мы же  были в Украине однако.

Страна СССР жила своей трудовой направленной на развитый социализм жизнью. Правда еще  7 ноября на параде мы все видели кремлевских старцев и что бросалось в глаза. Стоящие на трибунах члены Политбюро и члены военного руководства когда отдавали честь проходящим колоннам уже практически не могли сгибать руку в локте. Казалось, что  чем выше по партийной иерархии находились данные руководители, тем дальше от головного убора была их ладонь. Нашему поколению видевшему в недавнем прошлом стоящих на Мавзолее маршала Буденного, Малиновского, Тимошенко, Ворошилова, Баграмяна наверное в то время не приходило в голову присматриваться к этим жестам. Все было естественно, правдиво, искренне. Что ликующий народ, что отеческие жесты нашего руководства. Позднее на наших глазах были построены города Надым, Нижневартовск, Мегион, получил новое дыхание город Сургут. Велась огромнейшая работа по строительству Нового Уренгоя, Ноябрьска,Когалыма, Нефтеюганска, не говоря о сильнейшем развитии Гражданской авиации Тюменской области. Практически во всех городах и поселках Тюменского севера были построены аэропорты. На всех месторождениях, больших и малых работала авиация ПАНХ /Применение Авиации Народного Хозяйства/.

Слова из песни "Нам сверху видно всё,  ты так и знай!!" Были пророческими для экипажей вертолетов действительно наблюдавшими сверху все эти стройки. И не только на наших глазах, но с нашим участием на Ямале работали Нефтеразведочные экспедиции, на Мысу Каменном-Ямальская, Харасавее-Карская, Тадибе-Яхе - Гыданская, разворачивалась Тамбейская в строящемся поселке Сабетта в 1978-79 году, с раскаткой грунтовой полосы. А ранее в  1976 начинались изыскания по строительству аэропорта в Ямбурге, на Гыданском полуострове.  Вообще то некогда было анализировать "эпоху застоя", надо было просто работать ! И представители всех республик, вносили вклад  в общее дело. Но в продолжении начатого и возвращаясь с истории, в реальное время...

(Продолжение следует).

 

Предыдущая часть:

Продолжение:

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Василий Ершов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен