Найти тему

Отец и сын Мясоедовы

«Дорога во ржи» (1881) Государственная Третьяковская галерея
«Дорога во ржи» (1881) Государственная Третьяковская галерея

Абсолютное большинство художников-передвижников были выходцами из народа – дети крестьян, небогатых мещан, скромных чиновников, мелких купцов. На их фоне Григорий Григорьевич Мясоедов заметно выделялся – представитель древнего дворянского рода, помещик. К сожалению, было у него и другое отличие – сложный и неуживчивый характер, который изрядно осложнял ему жизнь и в итоге обрек на одиночество. Не удивительно, что единственный сын стал полной противоположностью отца.

Григорий Григорьевич Мясоедов родился в 1834 году в селе Паньково Тульской губернии. С детства он любил читать и рисовать, а отец этот интерес поощрял. Мясоедов учился в Орловской гимназии, где рисование преподавал художник И. А. Волков, однако не доучился и поступил в Императорскую Академию художеств. О своей юности Мясоедов вспоминал так: «Жил я, как и большинство студентов Академии художеств, на Васильевском острове в бедной комнате. Источником существования моего была работа на кондитерскую, где пеклись пряники, – я с товарищем раскрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам – эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины. Зарабатывали на обед и ухаживали за булочницей, которая нам казалась не менее прекрасной, чем Форнарина Рафаэлю. Обедали на Неве, на барке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла и за восемь копеек – с кашей на масле». Суровый ученический быт не мешал творческим успехам.

«Поздравление молодых в доме помещика» (1861) Государственная Третьяковская галерея
«Поздравление молодых в доме помещика» (1861) Государственная Третьяковская галерея

В 1861 году за полотно «Поздравление молодых в доме помещика» Мясоедов получил малую золотую медаль. Во времена крепостного права даже частная жизнь крестьян контролировалась помещиками. Они давали разрешение на брак, они же могли его и запретить. В данном случае молодоженам повезло, семья помещика не стала препятствовать их счастью, разрешение было получено до этого, а посещение помещика и его поздравления – это уже последующий визит вежливости и формальность. Часть одежды девушки черного цвета, это было обычным делом. Крестьянский свадебный наряд в то врем не был белым. Праздничность ему добавляли элементы красного цвета.

«Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862) Всероссийский музей А.С. Пушкина
«Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862) Всероссийский музей А.С. Пушкина

В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи и получил большую золотую медаль за «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе». Эта медаль давала право на пенсионерскую поездку за границу. Мясоедов посетил Францию, Италию, Испанию, Германию, Бельгию, Швейцарию. В это время были созданы картины «Похоронный праздник у цыган в Испании», «Франческа да-Римини и Паоло да-Полента» (из Данте). В 1869 году художник вернулся в Россию и начал работу над картиной «Заклинания», за которую в 1870 году получил звание академика АХ.

«Смотрины невесты»  (2-я пол. XIX в.) Русский музей
«Смотрины невесты» (2-я пол. XIX в.) Русский музей

Мясоедов является одним из создателей Товарищества передвижных художественных выставок и одним из бессменных членов его правления. Значительная часть картин живописца посвящена народному быту и взаимоотношениям власти и крестьянства.

«Чтение Положения 19 февраля 1861 года» (1873)  Государственная Третьяковская галерея
«Чтение Положения 19 февраля 1861 года» (1873) Государственная Третьяковская галерея
«Земство обедает» (1872)  Государственная Третьяковская галерея
«Земство обедает» (1872) Государственная Третьяковская галерея

Большой успех имела картина «Земство обедает». Другое менее известное название – «Уездное земское собрание в обеденное время». Земства появились не так давно и призваны были заниматься вопросами местного самоуправления. Власти у них было недостаточно для решения глобальных проблем. Обычно, говоря об этой картине, утверждают, что она построена на контрасте между бедностью крестьян и богатством господ, но на деле на «Размышления у парадного подъезда» в духе Некрасова драма на картине не дотягивает. Финансировались земства не так уж щедро, и решали они вопросы сугубо утилитарные, вроде открытия школы в деревне, поддержания в приличном состоянии местных дорог, вакцинации населения и т.д. На все это могло не хватать финансирования. Часто разбирались финансовые споры вроде сбора недоимок, оценки стоимости земли и собственности, облагаемой налогом. Зарплата у чиновников была не такая уж большая, а забот много. Большая их часть жила скромно. В земствах должны были быть представители разных сословий. Уездное собрание проходило раз в год и длилось несколько дней. Дворянская часть обедает в здании, крестьяне пристроились на улице.

«Страдная пора (Косцы)» (1887) Русский музей
«Страдная пора (Косцы)» (1887) Русский музей

С конца 1880-х Мясоедов жил в Полтаве, а лето часто проводил в Крыму. В своем имении он занимается садом и парком и даже выпустил брошюру по садоводству. Из-за раскола среди передвижников он стал меньше уделять внимания товариществу. Некогда монолитная организация с четкими принципами работы негласно разделилась на «старожилов» и более молодых членов, которым было тесно в узких рамках социальной проблематики и картин «на злобу дня». Старшему поколению часто не нравились новые веяния в искусстве. Это привело к оттоку молодежи. Естественно, все это расстраивало отца-основателя. К тому же из-за сложного характера Мясоедова уважали, но часто не любили.

«Автопортрет»
«Автопортрет»

Д. Я. Минченков в книге «Воспоминания о передвижниках» описал коллегу так: «Мясоедов любил музыку, разбирался в ней и сам играл на скрипке или, участвуя в квартете товарищей-передвижников, – на альте. Любимыми композиторами его были классики: Гайдн, Моцарт, Бетховен, Глинка. Где бы ни жил Мясоедов -- всюду пристраивался к музыкальному кружку… В обществе Мясоедов был остроумным, находчивым, интересным, но в то же время едким в крайней своей откровенности, а часто озлобленным. В глаза говорил непозволительные по житейским правилам вещи. И надо было знать и понимать его, чтобы не чувствовать себя оскорбленным при некоторых разговорах с ним. "Все мы лжем и обманываем друг друга во всех мелочах нашей жизни, и когда я говорю правду, то, что чувствую, на меня сердятся, обижаются", – говорил Мясоедов. Презирал он так называемое высшее общество… Несмотря на неделикатность, переходящую в дерзкую откровенность, Мясоедова любило дамское общество. А Григорий Григорьевич сознавался, что всегда останется неравнодушным к женщинам, но, добавлял они, "только к красивым". За ним ухаживали, и он не оставался в долгу – вел живой разговор, и в то же время часто глаза его прищуривались, рот искривлялся в саркастическую улыбку, как бы говорившую: "Знаю все хорошо, постиг вас, миленькие"… Спутником его жизни стало одиночество. "Это парадоксально, а я так и говорю: мы вдвоем с моим одиночеством имеем комнату на Васильевском острове в деревянном домике, – говорил Мясоедов. – Здравствуй, мое одиночество, пойдем со мной в гости, мое одиночество"».

И. Е. Репин
 «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»  (1885) Государственная Третьяковская галерея
И. Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885) Государственная Третьяковская галерея

Примечательно, что Иван Грозный, убивший сына, писался Репиным именно с Мясоедова. Это можно даже назвать иронией судьбы. При таком сложном характере, даже пользуясь успехом у женщин, Мясоедов не обзавелся семьей. С единственным сыном отношения у него были откровенно плохие. Когда у него родился внебрачный ребенок от прислуги, он фактически забрал его у матери, но и сам отцовской любовью одарить не смог. Ходили слухи, что он в детстве сына регулярно поколачивал. Хотя в то время отношение к подобному рукоприкладству было более лояльное, чем сейчас, но в дворянской среде это было уже относительной редкостью. До 18 лет Иван Григорьевич Мясоедов был уверен, что знаменитый художник – просто его опекун. При этом отец хотел сделать из него художника. Иван закончил знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем и Академию художеств. Помимо живописи Иван увлекался гравюрой. В Академии он увлекся спортом, в том числе тяжелой атлетикой.

Иван Мясоедов в образе Диониса
Иван Мясоедов в образе Диониса

Его однокурсник художник Кузьма Петров-Водкин так вспоминал об Мясоедове-младшем так: «Курилка была нашим местом сборищ, отдыха и развлечений. Только Иван Мясоедов мог доплевывать до потолка и даже убивать на нем муху. В те дни он уже свертывал узлом кочерги истопников, на расстоянии всей курилки тушил свечу, спертым дыханием выбивал серебряный рубль из стакана. Красивый был юноша, в особенности при игре мускулов. Он любил свое тело, и одно удовольствие было порисовать с него — так он нарядно подносил каждый свой мускул». В Европе он, как сказали бы сейчас, участвовал в соревнованиях бодибилдеров (хотя тогда такого слова, конечно, еще не использовалось). В России он выступал в качестве борца и силача в цирковых представлениях. Музыку он не любил. Как не трудно догадаться, отец, дворянин старой «закваски», подобным поведением отпрыска был возмущен. А когда в 1911 году Мясоедов-старший умирал, Иван включил его любимую музыку и рисовал его предсмертные портреты.

-11

Оставшиеся после почившего отца картины он то ли сжег, то ли распродал за копейки. Среди проданного оказалось полотно с символичным названием «Сам с собою, или Игра в шахматы». Его купил известный шахматист.

«Сам с собою, или Игра в шахматы» (1907) Музей шахмат, Москва
«Сам с собою, или Игра в шахматы» (1907) Музей шахмат, Москва

Примечательно, что дальнейшая жизнь Ивана Мясоедова могла бы потянуть на настоящий авантюрный роман. В отличие от отца, часто менявшего женщин, Иван оказался в этом вопросе менее ветренным. Еще в 1912 году он познакомился с итальянской танцовщицей Мальвиной Верничи, и она стала спутницей всей его оставшейся жизни.

И. Г. Мясоедов "Мальвиной Верничи"
И. Г. Мясоедов "Мальвиной Верничи"

Во время Гражданской войны он присоединился к армии Деникина, попал в плен, был приговорен к расстрелу, но смог бежать, голыми руками выломав решетки. Затем он с семьей эмигрировал в Европу, где успел пожить во многих странах, и при этом дважды попадал в тюрьму как фальшивомонетчик. Талант гравера он использовал таким неожиданным способом. Картины его тоже неплохо продавались, но до успеха отца ему было далеко. В конце жизни семья перебралась в Аргентину, где он вскоре скончался в возрасте 71 года.

И. Г. Мясоедов с Мальвиной Верничи, дочерью Изабеллой и внуками
И. Г. Мясоедов с Мальвиной Верничи, дочерью Изабеллой и внуками
И. Г. Мясоедов «Прощание с Павленками»
И. Г. Мясоедов «Прощание с Павленками»

этот материал также можно увидеть на моем канале тут

#картина #живопись #искусство #художник #история