Абсолютное большинство художников-передвижников были выходцами из народа – дети крестьян, небогатых мещан, скромных чиновников, мелких купцов. На их фоне Григорий Григорьевич Мясоедов заметно выделялся – представитель древнего дворянского рода, помещик. К сожалению, было у него и другое отличие – сложный и неуживчивый характер, который изрядно осложнял ему жизнь и в итоге обрек на одиночество. Не удивительно, что единственный сын стал полной противоположностью отца.
Григорий Григорьевич Мясоедов родился в 1834 году в селе Паньково Тульской губернии. С детства он любил читать и рисовать, а отец этот интерес поощрял. Мясоедов учился в Орловской гимназии, где рисование преподавал художник И. А. Волков, однако не доучился и поступил в Императорскую Академию художеств. О своей юности Мясоедов вспоминал так: «Жил я, как и большинство студентов Академии художеств, на Васильевском острове в бедной комнате. Источником существования моего была работа на кондитерскую, где пеклись пряники, – я с товарищем раскрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам – эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины. Зарабатывали на обед и ухаживали за булочницей, которая нам казалась не менее прекрасной, чем Форнарина Рафаэлю. Обедали на Неве, на барке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла и за восемь копеек – с кашей на масле». Суровый ученический быт не мешал творческим успехам.
В 1861 году за полотно «Поздравление молодых в доме помещика» Мясоедов получил малую золотую медаль. Во времена крепостного права даже частная жизнь крестьян контролировалась помещиками. Они давали разрешение на брак, они же могли его и запретить. В данном случае молодоженам повезло, семья помещика не стала препятствовать их счастью, разрешение было получено до этого, а посещение помещика и его поздравления – это уже последующий визит вежливости и формальность. Часть одежды девушки черного цвета, это было обычным делом. Крестьянский свадебный наряд в то врем не был белым. Праздничность ему добавляли элементы красного цвета.
В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи и получил большую золотую медаль за «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе». Эта медаль давала право на пенсионерскую поездку за границу. Мясоедов посетил Францию, Италию, Испанию, Германию, Бельгию, Швейцарию. В это время были созданы картины «Похоронный праздник у цыган в Испании», «Франческа да-Римини и Паоло да-Полента» (из Данте). В 1869 году художник вернулся в Россию и начал работу над картиной «Заклинания», за которую в 1870 году получил звание академика АХ.
Мясоедов является одним из создателей Товарищества передвижных художественных выставок и одним из бессменных членов его правления. Значительная часть картин живописца посвящена народному быту и взаимоотношениям власти и крестьянства.
Большой успех имела картина «Земство обедает». Другое менее известное название – «Уездное земское собрание в обеденное время». Земства появились не так давно и призваны были заниматься вопросами местного самоуправления. Власти у них было недостаточно для решения глобальных проблем. Обычно, говоря об этой картине, утверждают, что она построена на контрасте между бедностью крестьян и богатством господ, но на деле на «Размышления у парадного подъезда» в духе Некрасова драма на картине не дотягивает. Финансировались земства не так уж щедро, и решали они вопросы сугубо утилитарные, вроде открытия школы в деревне, поддержания в приличном состоянии местных дорог, вакцинации населения и т.д. На все это могло не хватать финансирования. Часто разбирались финансовые споры вроде сбора недоимок, оценки стоимости земли и собственности, облагаемой налогом. Зарплата у чиновников была не такая уж большая, а забот много. Большая их часть жила скромно. В земствах должны были быть представители разных сословий. Уездное собрание проходило раз в год и длилось несколько дней. Дворянская часть обедает в здании, крестьяне пристроились на улице.
С конца 1880-х Мясоедов жил в Полтаве, а лето часто проводил в Крыму. В своем имении он занимается садом и парком и даже выпустил брошюру по садоводству. Из-за раскола среди передвижников он стал меньше уделять внимания товариществу. Некогда монолитная организация с четкими принципами работы негласно разделилась на «старожилов» и более молодых членов, которым было тесно в узких рамках социальной проблематики и картин «на злобу дня». Старшему поколению часто не нравились новые веяния в искусстве. Это привело к оттоку молодежи. Естественно, все это расстраивало отца-основателя. К тому же из-за сложного характера Мясоедова уважали, но часто не любили.
Д. Я. Минченков в книге «Воспоминания о передвижниках» описал коллегу так: «Мясоедов любил музыку, разбирался в ней и сам играл на скрипке или, участвуя в квартете товарищей-передвижников, – на альте. Любимыми композиторами его были классики: Гайдн, Моцарт, Бетховен, Глинка. Где бы ни жил Мясоедов -- всюду пристраивался к музыкальному кружку… В обществе Мясоедов был остроумным, находчивым, интересным, но в то же время едким в крайней своей откровенности, а часто озлобленным. В глаза говорил непозволительные по житейским правилам вещи. И надо было знать и понимать его, чтобы не чувствовать себя оскорбленным при некоторых разговорах с ним. "Все мы лжем и обманываем друг друга во всех мелочах нашей жизни, и когда я говорю правду, то, что чувствую, на меня сердятся, обижаются", – говорил Мясоедов. Презирал он так называемое высшее общество… Несмотря на неделикатность, переходящую в дерзкую откровенность, Мясоедова любило дамское общество. А Григорий Григорьевич сознавался, что всегда останется неравнодушным к женщинам, но, добавлял они, "только к красивым". За ним ухаживали, и он не оставался в долгу – вел живой разговор, и в то же время часто глаза его прищуривались, рот искривлялся в саркастическую улыбку, как бы говорившую: "Знаю все хорошо, постиг вас, миленькие"… Спутником его жизни стало одиночество. "Это парадоксально, а я так и говорю: мы вдвоем с моим одиночеством имеем комнату на Васильевском острове в деревянном домике, – говорил Мясоедов. – Здравствуй, мое одиночество, пойдем со мной в гости, мое одиночество"».
Примечательно, что Иван Грозный, убивший сына, писался Репиным именно с Мясоедова. Это можно даже назвать иронией судьбы. При таком сложном характере, даже пользуясь успехом у женщин, Мясоедов не обзавелся семьей. С единственным сыном отношения у него были откровенно плохие. Когда у него родился внебрачный ребенок от прислуги, он фактически забрал его у матери, но и сам отцовской любовью одарить не смог. Ходили слухи, что он в детстве сына регулярно поколачивал. Хотя в то время отношение к подобному рукоприкладству было более лояльное, чем сейчас, но в дворянской среде это было уже относительной редкостью. До 18 лет Иван Григорьевич Мясоедов был уверен, что знаменитый художник – просто его опекун. При этом отец хотел сделать из него художника. Иван закончил знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем и Академию художеств. Помимо живописи Иван увлекался гравюрой. В Академии он увлекся спортом, в том числе тяжелой атлетикой.
Его однокурсник художник Кузьма Петров-Водкин так вспоминал об Мясоедове-младшем так: «Курилка была нашим местом сборищ, отдыха и развлечений. Только Иван Мясоедов мог доплевывать до потолка и даже убивать на нем муху. В те дни он уже свертывал узлом кочерги истопников, на расстоянии всей курилки тушил свечу, спертым дыханием выбивал серебряный рубль из стакана. Красивый был юноша, в особенности при игре мускулов. Он любил свое тело, и одно удовольствие было порисовать с него — так он нарядно подносил каждый свой мускул». В Европе он, как сказали бы сейчас, участвовал в соревнованиях бодибилдеров (хотя тогда такого слова, конечно, еще не использовалось). В России он выступал в качестве борца и силача в цирковых представлениях. Музыку он не любил. Как не трудно догадаться, отец, дворянин старой «закваски», подобным поведением отпрыска был возмущен. А когда в 1911 году Мясоедов-старший умирал, Иван включил его любимую музыку и рисовал его предсмертные портреты.
Оставшиеся после почившего отца картины он то ли сжег, то ли распродал за копейки. Среди проданного оказалось полотно с символичным названием «Сам с собою, или Игра в шахматы». Его купил известный шахматист.
Примечательно, что дальнейшая жизнь Ивана Мясоедова могла бы потянуть на настоящий авантюрный роман. В отличие от отца, часто менявшего женщин, Иван оказался в этом вопросе менее ветренным. Еще в 1912 году он познакомился с итальянской танцовщицей Мальвиной Верничи, и она стала спутницей всей его оставшейся жизни.
Во время Гражданской войны он присоединился к армии Деникина, попал в плен, был приговорен к расстрелу, но смог бежать, голыми руками выломав решетки. Затем он с семьей эмигрировал в Европу, где успел пожить во многих странах, и при этом дважды попадал в тюрьму как фальшивомонетчик. Талант гравера он использовал таким неожиданным способом. Картины его тоже неплохо продавались, но до успеха отца ему было далеко. В конце жизни семья перебралась в Аргентину, где он вскоре скончался в возрасте 71 года.
этот материал также можно увидеть на моем канале тут
#картина #живопись #искусство #художник #история