Ребенок сидит и крутит верёвочку перед глазами, и занят этим большую часть времени - скорее всего речь он не понимает. Играющий ребенок - ребенок хорошо понимающий речь. Даже если никак это не демонстрирует.
Ладно, я все поняла) Подождем про постулаты, давайте про ведущую деятельность. Предметную, игровую, учебную и так далее. Начнем все же не с буржуйских теорий, а с самых что ни на есть наших, родных. Теория ведущей деятельности выдвинута Выготским, развита Леонтьевым и Элькониным, на том стоит вся отечественная возрастная психология. Насчёт неотечественной не знаю, вальдорф во всяком случае точно стоит на том же, только называет по-другому. Итак, начнем с периодизации, которая у всех от зубов отскакивает, а потом будем разбираться.
С рождения до года - эмоциональное общение.
С года до трех - предметная деятельность
С трех до семи - игровая
С семи до 11 - учебно-познавательная
С 11 до 15 - интимно-личностное общение
С 15 до 17 - учебно-профессиональная
Вот периодизация, что когда возникает. Можно немножко подкорректировать, например предметная деятельность у ребенка возникает раньше года, да и игровая раньше трёх, но это детали. Для удобства пусть так и будет - один год, три года.
Лично мой любимый пункт пять. Интимно-личностное общение подростков. А вы думали, они у вас учиться в школу ходят? Да-да, конечно)
Ну что, давайте разбираться, что же это за ведущая деятельность такая. Сразу пятиминутка рекламы - очень много о ведущей деятельности будет в моей книге, которую я сдаю издательству в январе. Когда выпустит, не знаю, когда-нибудь выпустит. Ещё пятиминутка рекламы - на моем сайте есть вебинар под названием "Нестандартная диагностика", в котором я раскрываю кое-какой секрет, с этой самой ведущей деятельностью связанный. Рассказываю, как можно диагностировать ребенка, который с вами на контакт не идёт и задания не выполняет. Через ведущую деятельность. Все, пятиминутка закончилась, едем дальше.
Что такое вообще эта самая ведущая деятельность. Я люблю ее сравнивать со стволом дерева. Нет ствола - нет веток и листьев. Какой ствол - такие и ветки, и листья, и плоды. Ствол - ведущая деятельность, ветки - все психические процессы и личностные образования. Внимание, память, мышление, речь, воля, эмоции, коммуникация и так далее. Все это вырастает из ведущей деятельности.
Ещё можно сравнить с шапкой профиля в соцсетях. Вы пишете о себе то, что вас определяет как личность, то, что вы хотите о себе сообщить миру. Я жена и мама. Я юрист. Я студент. Но то, что вы жена и мать, не отменяет того, что параллельно вы юрист. И то, что вы жена и мать, совершенно не мешает вам осуществлять эмоциональное общение с мужем и детьми, предметные действия, натирая на тёрке морковь, учебные, повышая квалификацию, и игровые, рубясь в настолки с ребенком. А то вы в комментариях начали в лёгком ужасе действия ребенка классифицировать, тогда как действия - не равно деятельность. Действия мы с вами совершаем самые разные. Ведущая же деятельность - скорее мировоззрение. То, что нас определяет. То, что нас лепит, как человека. И в каждом возрастном периоде она своя. А у детей с особенностями в развитии периоды будут другими, тоже у каждого своими. Последовательность будет та же, но временные промежутки изменятся.
Что же такое важное "вырастает" в каждом периоде. Рассмотрю сейчас только свою епархию, речь. Потому что именно про эту область развития могу рассуждать наиболее аргументированно, объяснив, как это работает. У развития речи тоже есть своя периодизация. Коммуникация - понимание - речь активная - речь письменная. И эта периодизация к ведущей деятельности имеет отношение самое прямое. Вот прямо так параллели и проводите. Эмоциональное общение = коммуникация. Предметная деятельность = понимание. Игровая деятельность = активная речь. Учебная = письменная. С первым и последним пунктами обычно всем все понятно. Общается - коммуницирует, в школу пошел - читать и писать научился. Кстати учебная деятельность вовсе не равно школа, но об этом позже. Каким же образом предметная деятельность связана с пониманием речи, а игровая - с активной речью?
Почему я написала в предыдущей статье, что если ребенок играет, значит он понимает речь? Почему ребенок приходит на консультацию, и я могу просто по одному лишь наблюдению за его взаимодействием с игрушками уже делать выводы о состоянии его речи и мыслительных функций?
Итак предметная деятельность. Примерно в 10 месяцев ребенок, активно и самостоятельно перемещающийся по дому ползком и шагом, открывает для себя захватывающий мир предметов. Он открывал его и раньше, но по-другому. Раньше он предметами - манипулировал. Неважно что в руках, ложка, погремушка, ботинок. Все это можно пощупать, сунуть в рот, бросить. И ложку, и погремушку, и ботинок. С момента, когда предмет начинает подсказывать малышу действие с ним, начинается предметная деятельность. Мяч бросать, кастрюлю закрыть крышкой, лопатой копать. И с этого же момента начинается понимание речи. Пока все бросать, щупать и в рот - неважно, как называются все эти предметы. Какая разница. Как только действия становятся разными - становится важно их назвать. И действия, и сами предметы. Кто называть будет? Мама, либо другой близкий взрослый. Таким образом предыдущая ведущая деятельность - эмоциональное с этим взрослым общение, становится базой для следующей, и для новых приобретений психики. Понимания речи и наглядно-действенного мышления.
Если ребенок любого возраста сидит и крутит верёвочку перед глазами, и занят этим большую часть времени - скорее всего речь он не понимает, и его мышление находится на уровне догодовалом.
Следующая деятельность, игровая. Действия - освоены. На их базе начинают появляться образы и формироваться понятия, расширяться кругозор. Редко кто из нас с вами когда-либо трогал живого льва, однако образ льва и понятие о льве у нас с вами сформировано. Мы знаем, что он мягкий и теплый на ощупь, никогда его не трогая, что он опасный, никогда не столкнувшись с ним. Так работает наглядно-образное мышление. На базе многократного знакомства с аналогичными объектами, мы выводим понятия. Лев большой и теплый, ракета гладкая, планета Земля круглая. Именно поэтому крайне глупое занятие - показывать годовалому малышу картинки со львом. Понятия так не формируются. Действия - формирователи образов, образы - двигатели игры. Карандаш в игре становится градусником, опираясь на образ - длинный. Игрушечное животное оживает, несмотря на несоответствие по размеру и неподвижность. И все игровые предметы обретают звук. Даже если ребенок играет один. А уж если с кем-то! Мы не разговариваем со шваброй, когда моем пол. Поэтому предметная деятельность - только понимание. А вот игровая - уже активная речь.
Играющий ребенок - ребенок скорее всего хорошо понимающий речь. Даже если никак это не демонстрирует.
А дальше самое интересное. Учебная деятельность ведь тоже из игровой вытекает, как и игровая из предметной. Следующий вид мышления - словесно-логический. Познавательная деятельность школьного возраста строится именно на ней. Нет слов - нет логики. Нет образа, нет воображения - логики тоже нет. Поэтому попытки миновать игру, сразу дав детям академические навыки обречены на формирование чего-то довольно уродливо деформированного. А то мы все как-то воображение необязательной психической функцией считаем, в отличие от памяти и мышления например. А ведь без него не особо и мыслится.
Потому, когда приводят неговорящего ребенка, я помимо чисто речевой работы обязательно буду учить его играть. Когда приводят ребенка без понимания речи - буду вести в предметную деятельность.
Вот так, буквально в двух словах. Готова продолжить тему, спрашивайте. А то снова будет мне одной все понятно, а пишу-то я для вас. В следующий раз попробую порассуждать опять про смешение понятий уже в рамках видов ведущей деятельности.
Автор статьи - Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, АВА-специалист. Сайт http://logoped-olga.tilda.ws/
Телеграм-чат https://t.me/+mbauqdIz2CtjN2Ri